Публикации раздела Музеи

Картина в деталях: портрет Сарры-Элеоноры Фермор

В прошлые века дворяне часто заказывали парадные портреты домочадцев. Их создавали по определенным канонам: герои надевали на сеансы позирования красивую одежду, делали прически и брали с собой дорогие аксессуары. А на фоне художники писали колонны, пейзажи и тяжелые драпировки — в разные эпохи этот набор менялся. Читайте, как Иван Вишняков создал традиционный парадный портрет в стиле рококо, как сложилась судьба его героини и какая картина шла в паре с известным полотном.

Иван Вишняков. Портрет Сарры-Элеоноры Фермор. 1749. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Парадный портрет в стиле рококо

Иван Вишняков написал свою маленькую героиню на фоне тяжелой тканевой драпировки и античной колонны, за которыми угадывается пейзаж. Это признаки парадного портрета XVIII века. И сама героиня одета в роскошное платье, ее руки изящно лежат на пышной юбке. Такую форму юбочного каркаса в ту эпоху в России называли фижмами — они помогали придать женскому платью модный в эпоху рококо силуэт «перевернутой рюмочки», который довершался туго стянутым корсетом. Стиль рококо господствовал в годы правления Елизаветы Петровны.

Модный маленький взрослый

В конце XVIII века детей было принято изображать в виде маленьких взрослых. Хотя Сарре-Элеоноре в это время было около 10 лет, она выглядит как фрейлина. И об этом говорит не только пышное декольтированное платье из английского шелка, но и прическа: в то время волосы завивали и покрывали мукой или специальной пудрой. Руки девочки кажутся очень длинными — так художник старался сделать ее облик более изящным. В стиле рококо приветствовались утонченность и изысканность, даже если это не соответствовало реальным пропорциям человеческого тела.

Парные портреты Фермор

Иван Вишняков написал не только Сарру-Элеонору, но и ее младшего брата Вильгельма Георга. Портреты детей были парными. Мальчик изображен в условном интерьере — темном и приглушенном. Живописец сделал акцент только на его фигуре — торжественной горделивой позе — и парадном облачении ярко-красного оттенка с белоснежными аксессуарами. Темный мундир украшен плотным золотым шитьем. Волосы мальчика, как и у его сестры, покрыты пудрой по моде тех лет.

Зарождение графского рода Стенбок-Фермор

Сарра-Элеонора Фермор родилась в 1740 году. Она была дочерью Виллима Фермора — русского военачальника шотландского происхождения. Ее портрет стал одной из самых известных работ живописца Ивана Вишнякова, «искусного в писании фигур» художника XVIII века.

В 25-летнем возрасте Сарра-Элеонора Фермор вышла замуж за графа Якова Понтуса Стенбока. Брат Сарры-Элеоноры, Вильгельм Георг Фермор, не имел детей. А потому ее сын Иоанн Магнус позже получил двойную фамилию Стенбок-Фермор и стал родоначальником русского графского рода.

Парные портреты хранились у Вильгельма Георга Фермора, а позже — в семье Альбрехтов, наследников его жены. В 1907 году госпожа Н.П. Альбрехт продала картины Русскому музею.

Портрет императрицы Елизаветы Петровны

Еще одна известная работа Ивана Вишнякова — портрет императрицы, который художник написал в 1743 году. Он также создан по канонам жанра парадного портрета: высота полотна составляла более двух с половиной метров, фигура государыни выглядит на нем монументальной и величественной. Однако стиль рококо предполагал изящество и легкость, и императрица непринужденно указывает рукой на свою державу, символ царской власти, который покоится рядом на пышно украшенной подставке. Елизавета Петровна также одета в платье с фижмами, а на ее плечи наброшен еще один царский аксессуар — горностаевая мантия.


Автор: Диана Тесленко

Смотрите также