Как читать «Шинель» Николая Гоголя

Произведение «Шинель»
Николая Гоголя
вошло в цикл его петербургских повестей. Главного героя, бедного чиновника Акакия Башмачкина, исследователи называют «маленьким человеком». О влиянии повести на литературу говорит фраза французского критика Эжена де Вогюэ «Все мы вышли из гоголевской «Шинели», которую позже приписали Федору Достоевскому
. Рассказываем, как создавалось произведение и как его трактовали в разные времена.

От анекдота до собрания сочинений: история повести

Кукрыниксы. Башмачкин у портного Петровича. Иллюстрация к повести Николая Гоголя «Шинель». 1952. Томский областной художественный музей, Томск
Виктор Вильнер. Зимняя ночь. Иллюстрация к повести Николая Гоголя «Шинель». 1973. Вологодская областная картинная галерея, Вологда
Борис Кустодиев. Акакий Акакиевич в новой шинели. Иллюстрации к повести Николая Гоголя «Шинель». 1905. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
В 1834 году в компании, где был Николай Гоголь
, рассказали «канцелярский анекдот» — историю о небогатом чиновнике, который любил охоту. Он долго копил 200 рублей, сумму годового оклада
для государственных служащих, чтобы купить ружье от знаменитой фирмы Лепажа. Когда чиновник нашел деньги и купил оружие, он отправился на охоту — и драгоценный предмет исчез из лодки. Герой анекдота после неудачной охоты слег, но его товарищи собрали деньги, купили и преподнесли ему новое ружье. Павел Анненков писал: «Все смеялись анекдоту, имевшему в основании истинное происшествие, исключая Гоголя, который выслушал его задумчиво и опустил голову. Анекдот был первой мыслию чудной повести его «Шинель»
, и она заронилась в душу его в тот же самый вечер»
.
«Шинель» стала последним произведением Гоголя в форме повести — параллельно он писал поэму «Мертвые души»
, ездил на лечение за границу и прерывал работу над текстами. Цикл, в состав которого входила «Шинель», Николай Гоголь создавал с 1828 года, когда прибыл в Петербург, столицу Российской империи, из Полтавы. Писатель посвятил сборник произведений под названием «Петербургские повести» проблеме «маленького человека».
Чтобы перенести идею из анекдота на бумагу, Гоголю потребовалось около пяти лет: он начал работать над повестью только в 1839 году и создал не меньше четырех ее редакций. Первую версию он продиктовал своему товарищу, историку, коллекционеру и издателю Михаилу Погодину в курортном городе Мариенбад в чешской области Богемия. Этот вариант текста был скорее забавным. С 1839 по 1841 год Гоголь трижды возвращался к тексту, но занимался им неохотно. Он несколько раз изменял детали: например, во второй версии героем стал Акакий Акакиевич Тышкевич, который потом превратился в Башмакевича. К третьей редакции автор нашел новую интонацию — более сентиментальную. А завершил «Шинель» Николай Гоголь только под давлением Погодина. Неизвестно, правили ли текст царские цензоры, через которых проходили все книги XIX века.
В печать «Шинель» вышла три года спустя — и при этом не в составе сборника и не в литературном журнале, как это обычно бывало в начале XIX века, а в третьем томе прижизненного собрания сочинений. Его выпустила типография «А. Бородин и Ко».

Сюжет повести

Карел (Карл) Брож. Иллюстрация к повести Николая Гоголя «Шинель» (фрагмент). 1902. Оренбургский областной музей изобразительных искусств, Оренбург
Лидия Подлясская. Примерка шинели. Иллюстрация к повести Николая Гоголя «Шинель». 1950-е. Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской Академии наук, Санкт-Петербург
Михаил Михайлов. Иллюстрация к повести Николая Гоголя «Шинель» (фрагмент). Конец XIX – начало XX века. Оренбургский областной музей изобразительных искусств, Оренбург
Действие происходит в столичном Петербурге. Герой повести, бедный немолодой чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин, служил писарем в департаменте. Его жалованье было столь мало, что не позволяло никаких лишних расходов. Начальство и сослуживцы не замечали Башмачкина: первые не ценили, вторые использовали, например подкладывали для переписывания лишние документы. Акакий Акакиевич смиренно сносил пренебрежение и лишь иногда, когда его толкали, говорил: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» Башмачкин любил свою работу, но умел только набело копировать чужой подготовленный текст. Однажды, когда начальник приказал чиновнику найти в документе ошибки и заменить заглавные буквы, герой не справился и попросил снова дать ему что-нибудь переписать.
Башмачкин годами жил без семьи и приятелей, ничем не интересовался, только работал. Однажды он отправился к мастеру подлатать свою худую зимнюю шинель
и узнал, что помочь с заплатками уже нельзя, нужно заказывать новую. Счет от портного в 150 рублей оказался неподъемным — столько чиновник получал
почти за год. Вдвоем с мастером они доработали эскиз и сократили цену почти вдвое. Башмачкин начал копить, отказывал себе во всем. Новая шинель превратилась в его главную мечту.
Когда герой собрал нужную сумму, он отправился к портному за заказом. На службе заметили приобретение, потребовали устроить по этому поводу вечер. Так как Башмачкин потратил все сбережения на работу мастера, нашли компромисс: один из сотрудников департамента пригласил всех к себе на именины, в другую часть Петербурга. Акакий Акакиевич и туда, и обратно отправился пешком. Когда он возвращался, на него напали бандиты и отняли новую шинель.
Башмачкин попытался заявить в полицию, но делу не дали хода. Сослуживцы посоветовали ему обратиться к «значительному лицу», но герой нарвался лишь на грубость. Чиновник вновь начал носить свою старую холодную шинель, из-за чего вскоре простудился и умер. В департаменте его отсутствие заметили лишь через четыре дня после похорон. А вскоре в Петербурге появилось новое привидение. Оно подстерегало прохожих и без разбора сдирало с них шинели. Полиция на след выйти не смогла. Однажды духу попалось «значительное лицо» — призрак получил его шинель и исчез, а высокоранговый служащий стал намного скромнее и больше не оскорблял подчиненных.

«Маленький человек» Акакий Башмачкин

Кукрыниксы. Смерть Башмачкина. Иллюстрация к повести Николая Гоголя «Шинель». 1952. Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко, Краснодар
Виктор Вильнер. Портной. Иллюстрация по мотивам повести Николая Гоголя «Шинель». 1976. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва
Татьяна Шишмарева. Акакий Акакиевич у «значительного лица». Иллюстрация к повести Николая Гоголя «Шинель». 1951. Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, Санкт-Петербург
Героя «Шинели»
, петербургского чиновника низкого ранга, исследователи называют «маленьким человеком» — как и других героев цикла «Петербургские повести». Понятие ввел в обиход литературный критик 1830–40-х годов Виссарион Белинский
. Он впервые применил этот термин к другим героям Гоголя
за несколько лет до публикации «Шинели»: «Сделайся наш городничий генералом — и, когда он живет в уездном городе, горе маленькому человеку, если он, считающий себя «не имеющим чести быть знакомым с г. генералом», не поклонится ему или на балу
не уступит место, хотя бы этот маленький человек готовился быть великим человеком!.. тогда из комедии могла бы выйти трагедия для «маленького человека»
.
«Маленьким человеком» называли героя простого происхождения, без связей и влияния, чья жизнь зависела от власть имущих. Таким стал и Акакий Акакиевич, титулярный советник — чиновник невысокого, IX ранга, у которого почти не было привилегий госслужащих. Обладатели этого чина приравнивались к армейским капитанам, не получали потомственное дворянство, в отличие от следующей ступени, коллежских асессоров. Чтобы сословие дворян не разрасталось, начальники часто останавливали продвижение титулярных советников, и тем приходилось довольствоваться небольшими должностями и скромным жалованьем.
Когда «Шинель» вышла, многие современники Гоголя писали о сочувствии к главному герою и его судьбе — например, революционер Александр Герцен
и литератор Николай Чернышевский
.
Упоминает ли Гоголь о каких-нибудь недостатках Акакия Акакиевича? …Беда его приписывается бесчувствию, пошлости, грубости людей, от которых зависит его судьба. <…> Но зато рассудите же, можно ли в самом деле пособить Акакию Акакиевичу. Разумеется, можно: назначить ему награду побольше обыкновенной, подарить ему шинеленку
, когда старая стала слишком плоха. Это можно сделать. Но ведь это и делалось. Ведь начальник назначил ему награду больше той, на которую рассчитывал сам Акакий Акакиевич, и, без сомнения, гораздо больше той, какую в самом деле он заслужил. А сослуживцы хотели устроить подписку для покупки ему шинели. <…> Вы скажете, что все эти доброжелательства и милости не спасли Акакия Акакиевича ни от нищеты, ни от унижений, ни от жалкой смерти? — Разумеется, так, — но кто же в этом виноват?
Николай Чернышевский
Некоторые критики писали, что образ героя олицетворял пороки общества. Так, Аполлон Григорьев отмечал: «В образе Акакия Акакиевича поэт начертал последнюю грань обмеленья Божьего создания до той степени, что вещь, и вещь самая ничтожная, становится для человека источником беспредельной радости и уничтожающего горя, до того, что шинель делается трагическим fatum в жизни существа, созданного по образу и подобию Вечного». «Шинель» стала первой в ряду многих похожих произведений — среди них, например, «Бедные люди»
Федора Достоевского
. Его «маленький человек» — Макар Девушкин.
В 1918 году повесть Гоголя пережила новое идейное рождение. Статья литературоведа Бориса Эйхенбаума «Как сделана «Шинель» изменила взгляды исследователей на текст. Например, в своем анализе Эйхенбаум предположил, что основная мысль повести (сопереживание бедному чиновнику) и ее язык связаны.
Композиция у Гоголя не определяется сюжетом — сюжет у него всегда бедный, скорее — нет никакого сюжета, а взято только какое-нибудь одно комическое (а иногда даже само по себе вовсе не комическое) положение, служащее… поводом для разработки комических приемов. <…> Основа гоголевского текста — сказ, что текст его слагается из живых речевых представлений и речевых эмоций. Более того: сказ этот имеет тенденцию… мимически и артикуляционно воспроизводить слова, и предложения выбираются и сцепляются не по принципу только логической речи, а больше по принципу речи выразительной, в которой особенная роль принадлежит артикуляции, мимике, звуковым жестам и т. д.
Борис Эйхенбаум
Поэтому автор по-разному строил предложения, старательно подбирал слова и даже сочетания звуков для яркого художественного эффекта: например, чтобы читатели услышали уличный шум или представили гримасу героя. Этот прием называется аллитерацией. Главного персонажа «Шинели» Акакия Акакиевича читатели слышали редко — он произносил лишь несколько фраз. В статье «Как сделана «Шинель» Эйхенбаум спорил с критиками XIX века, которые в первую очередь обращали внимание на сентиментальную, жалостливую интонацию Гоголя. Литературовед утверждал, что главное значение текста — именно в сочетании сочувствия и способности увидеть героя со стороны, со всеми его смешными и даже нелепыми, гротескными чертами.
Писатель Владимир Набоков
посвятил «Шинели» одну из своих лекций о русской литературе. Николая Гоголя он называл гением и потому странным человеком — «великая литература идет по краю иррационального». Сюжет произведения Набоков называл «чрезвычайно простым». Он считал, что повесть написана о том, как «бедный маленький чиновник принимает важное решение и заказывает новую шинель». Значимым текст, по мнению писателя, делали художественные решения и язык, благодаря которым «проза Гоголя по меньшей мере четырехмерна». В финале, когда призрак отнял шинель у «значительного лица», а полицейские приняли за привидение вора, который забрал верхнюю одежду у Акакия Акакиевича Башмачкина, сюжет превратился в перевертыш: все герои занимали места, которые им не полагались, и так восстанавливалась справедливость. Набоков считал это главным достоинством произведения.

Автор: Тата Боева
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна