Публикации раздела Музеи

Пермские мумии: выставка в Музее Востока

До 28 мая в Государственном музее Востока проходит выставка «С берегов Нила до берегов Камы» — на ней можно увидеть древнеегипетские мумии из Пермской государственной художественной галереи. Эти экспонаты впервые демонстрируются публике после реставрации и масштабного исследования. Что такое паноптикум, для чего в загробном мире нужен был сердечный скарабей и как настоящие мумии оказались в Перми? Читайте в новом материале портала «Культура.РФ».

Как мумии оказались в Пермском музее?

Первая полоса газеты «Пермская жизнь» от 14 июля 1916 года. Фотография: Государственный музей Востока, Москва

Одним из любимых развлечений публики в XIX — начале XX века были так называемые паноптикумы, которые объединяли в себе музей восковых фигур, кунсткамеру, медицинский музей и балаган. Существовал такой театр и в Перми — о нем нередко писали местные газеты. Например, сохранилась заметка «Пермской жизни» о прибытии из Москвы в пермский паноптикум петроградской труппы лилипутов.

Частыми экспонатами в паноптикумах становились мумии, которые выставляли в отделе «Бюсты высокопоставленных лиц». Так, в каталоге одного из таких музеев египетская мумия была указана между Ференцем Листом и Марией Стюарт.

Здание Пермской государственной художественной галереи. 1930-е годы. Фотография: Пермский краеведческий музей, Пермь

В ноябре 1920 года из паноптикума, закрытого советской властью, в Пермский научно-промышленный музей поступили две древнеегипетские мумии в деревянных саркофагах. Сначала их атрибутировал историк Алексей Шмидт:

Обе мумии датируются эпохой после Р[ождества]Х[ристова], приблизительно I–III вв., и представляют собой едва ли не единственные в России экземпляры столь позднего времени. Мумии сохранились плохо; при обследовании одной из них выяснилось, что под повязками и пеленками сохранились лишь одни кости, остальное же истлело. Может быть, еще в древности.

Эксперты объясняют плохое состояние мумий отсутствием надлежащего надзора в годы Революции и Гражданской войны. Исследователи предполагают, что кто-то проник под погребальные ткани, чтобы найти внутри сокровища.

В 2021 году стартовал проект по восстановлению и исследованию мумий. Именно они стали экспонатами выставки в Государственном музее Востока: мумии впервые показывают публике после окончания реставрации. Экспозицию дополняют саркофаги и другие артефакты — истории пяти необычных предметов читайте в нашем тексте.

Картонажная шлемообразная маска

I век до н. э.

Картонажная позолоченная шлемообразная маска. I век до н. э. Фотография: Государственный музей Востока, Москва

Представленная в экспозиции маска создана в стиле, типичном для эпохи поздних Птолемеев. Она состоит из нескольких склеенных между собой кусков льняного полотна, на которое с обеих сторон нанесен грунт. На внешней поверхности маски сохранились цветные росписи. В конце эпохи Птолемеев такие картонажи уже не покрывали все тело, а служили магической защитой лишь для самых уязвимых, согласно верованиям, частей тела: головы, груди, живота и ступней ног. На парике маски изображены защитные символы — скарабей и диадема с солнечным диском, а на продолжениях парика — восседающий на троне Осирис.

В птолемеевский период всеми обрядами и процедурами, связанными с мумификацией и последующим погребением, занимались специальные погребальные гильдии. К концу этой эпохи мастера стали больше заботиться о внешнем виде мумии, чем о ее качестве. Так, при подготовке к захоронению часто искусственно имитировали форму тела, используя подручные материалы, например ткани или тростник, а еще мумифицировали тела не целиком или укладывали костные останки в произвольном порядке.

Гарриет Чини. Доминик-Виван Денон разматывает мумию (фрагмент). 1818. Библиотека Конгресса США, Вашингтон, США

Древние египтяне считали, что умерший мог беззаботно существовать в загробном мире только в случае, если его тело было надлежащим образом мумифицировано. Бренная земная оболочка Хет после смерти должна была превратиться в священную плоть Сах. Чтобы это произошло, забальзамированное тело обвивали льняной тканью, пропитанной смолами и благовониями, а затем помещали в саркофаг.

Само слово «мумия» появилось гораздо позже, чем сам обряд. В персидском языке существовало слово «мум» — «воск». Со временем от него произошло слово «мумийя» — им обозначали битум, смолу, которой приписывали целебные свойства. В Средние века путешественники считали, что бальзамированные тела египтян содержали эту самую чудодейственную смолу, «мумию». Так слово пришло в арабский язык, где стало обозначать не только битум, но и якобы пропитанные им тела. Из арабского понятие перешло в средневековую латынь, а из нее — в европейские языки.

Фармацевты покупали у паломников мумии для изготовления снадобий вплоть до XVIII века. В медицинском словаре 1657 года сохранилась запись: «Мумия похожа на смолу, продается у аптекаря; говорят, ее достают из старых могил».

Нижняя часть внутреннего саркофага жреца Хермипара

XXI династия, около 1069–945 годов до н. э.

Нижняя часть внутреннего саркофага жреца Хермипара. XXI династия. Около 1069–945 годов до н. э. Фотография: Государственный музей Востока, Москва

Этот саркофаг, по предположениям ученых, был создан во время правления XXI династии, в X–IX веках до н. э. Он относится к группе так называемых «желтых» саркофагов. Их отличительной чертой был охристый фон, покрытый росписями на мифологические сюжеты о богах загробного мира. Исследователи считают, что изначально эти саркофаги были белыми, но их фон покрывали олифой — смесью на основе растительных масел, которая со временем начинала желтеть.

В эпоху XXI династии мумифицированное тело вкладывали в первый гроб, сверху помещали специальную доску и закрывали крышку. Затем первый саркофаг ставили в гроб большего размера, который назывался внешним. Большинство саркофагов этого периода ученые обнаружили в первой половине XIX — начале XX века в Луксоре, в тайных коллективных гробницах, которые фиванские жрецы Амона устраивали, чтобы спасти мумии от мародеров.

Жрец Хермипара подносит приношения и совершает возлияния перед Исидой и Нефтидой, которые восхваляют фетиш Абидоса. Фрагмент росписи боковой доски саркофага. Фотография: О.С. Калинина / Государственный музей Востока, Москва

В ходе реставрационных работ мастерам удалось обнаружить имя владельца «пермского» саркофага. Захороненного звали Хермипара, он был жрецом и отвечал за поддержание чистоты в храме во время совершения обрядов и ритуалов. У этой должности было особое название — уаб. Стать им мог любой египтянин. Изображенные на саркофаге сцены сопровождают иероглифические подписи, поясняющие смысл. На виньетках представлены сюжеты из жизни жреца: Хермипара совершает жертвоприношения и возлияния перед богинями Исидой и Нефтидой, а также перед Осирисом и другими богами загробного мира.

Крышка саркофага. XXI династия

Около 1069–945 годов до н. э.

Крышка саркофага. XXI династия. Фотография: Государственный музей Востока, Москва

Крышка внутреннего саркофага представляет собой скульптурное изображение фигуры усопшего, завернутого в ткань. Ее большая часть изготовлена из цельного куска дерева, а лицо фигуры и боковые пряди парика созданы из отдельных деталей и крепятся к крышке. В области подбородка сохранилось отверстие, как считают исследователи, для бороды — а значит, этот саркофаг был выполнен для мужчины.

После бальзамирования обвязанное бинтами тело опускали в саркофаг и переносили в гробницу в сопровождении процессии плакальщиц. В дыму воскуряемых благовоний жрец исполнял ритуал «отверзания уст»: прикасался ножом к изображенному на саркофаге рту, чтобы умерший в загробном мире мог есть и пить.

После этого саркофаг помещали в специальную погребальную камеру. На поверхности, как правило, строили молельню, куда могли приходить родственники умершего, приносить в жертву пищу и напитки.

Суд Осириса. Фрагмент «Книги мертвых» певицы Амона Науни. III Переходный период, XXI династия, около 1050 года до н. э. Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США

Главным богом загробного мира у древних египтян был Осирис. Чтобы после смерти добраться до полей тростника, символизирующих счастливую безбедную жизнь, умершему нужно было пройти суд Осириса и доказать, что он, то есть умерший, был праведен. Египтяне считали, что бог мудрости Тот и бог загробного мира и мумификации Анубис проверяли человека так: опускали на одну чашу весов его сердце, а на другую — перо Маат, богини справедливости. Если чаши оставались в равновесии, умерший отправлялся на поля тростника. Если сердце перевешивало — его съедало чудовище Амат.

Успешно миновать все препятствия после смерти должна была помочь «Книга мертвых». Ее клали в сам саркофаг, а изречения из нее выписывали на его стенках и на стенах гробницы. На каждом саркофаге также писали специальную заупокойную формулу — хетеп-ди-несу. Она обеспечивала умершего в загробной жизни едой, питьем и одеждой.

Картонажная накладка на торс

I век до н. э.

Картонажная накладка на торс с изображением сцены мумификации. I век до н. э. Фотография: Государственный музей Востока, Москва

Историк Алексей Шмидт в 1922 году расшифровал имя владельца этого нагрудника как «Педисебек». Вероятно, покойного назвали в честь Собека — бога в облике крокодила.

На нагруднике сохранились цветные росписи. В верхней части изображен солнечный диск с двумя уреями — стилизованными изображениями богини-кобры. По бокам от солнца расположены головы соколов. В центре — крылатый скарабей, а ниже — погребальное ложе, под которым установлены канопы.

Канопы. 800–900-е гг. до н. э. Художественный музей Уолтерса, Балтимор, США

Канопами называли каменные сосуды, в которые помещали высушенные и обернутые в ткань внутренние органы умершего в процессе бальзамирования. Каждой мумии полагался набор из четырех каноп с крышками в виде голов четырех сыновей бога Хора. Каждый из них отвечал за определенный орган. Хапи с головой павиана охранял легкие, Дуамутеф с головой шакала — желудок, Кебехсенуф с головой сокола — кишечник, а Амсет с человеческой головой — печень. Сердце чаще всего оставляли в мумии, но иногда на его место вкладывали амулет — так называемого «сердечного скарабея». Он должен был помочь умершему пройти суд Осириса, поскольку настоящее сердце могло выдать тайные пороки человека.

Мумия мужчины (возраст — более 55 лет)

Около 51 года до н. э.

Мумия мужчины. 212 год до н. э. Фотография: Государственный музей Востока, Москва

Исследователи считают, что эта мумия относится к птолемеевскому периоду. Ее руки скрещены на груди, что характерно для погребального обряда той эпохи. Такое положение рук отсылало к изображению повелителя загробного мира — Осириса.

Важным этапом мумификации было оборачивание останков льняными бинтами и пеленами. Способы проведения этого ритуала менялись. Так, в птолемеевский период большинство мумий оборачивали несколькими слоями широких бинтов, потом полосами ткани, а их фиксировали более узкими бинтами. Затем шел слой так называемой набивки: мумии придавали нужный объем с помощью разных тканей, причем чаще всего уже бывших в употреблении. Узкие бинты завязывали по-разному, чаще всего вкладывали в ромбовидный узор. Иногда их окрашивали в разные цвета.

Погребальные ткани. Фотография: Государственный музей Востока, Москва

Древние египтяне считали, что для погребения умерших подходит только лен. Шерсть для них была «нечистым» материалом. Историк Геродот писал: «… в шерстяных одеждах они не вступают в храм и в них не погребают покойников. Это считается нечестивым». В римское время для пеленания мумий стали также использовать хлопок.

Несколько тканей из внутреннего слоя пеленания «пермских мумий» сделаны из простых материалов, в которых льняные нити переплетены по принципу рогожи. Такие ткани были дешевыми и грубыми, чаще всего их использовали для хозяйственных нужд, например шили мешки и подстилки. «Рогожку» старались не класть непосредственно на тело и не использовали в верхних слоях пеленания.


Автор: Полина Пендина

Смотрите также