История женских прав в России: от Домостроя до наших дней

Несколько веков назад женщины полностью подчинялись воле отца или мужа: без их позволения они не могли даже выйти из дома или заговорить с посторонним человеком. Первые законы в поддержку женских прав
появились при Петре I, но и после этого борьба за возможность учиться
, работать
, самостоятельно решать свою судьбу продолжалась еще очень долго. Читайте в нашем материале, когда женщинам впервые разрешили получать высшее образование, почему бастовали работницы во время революции
и как появился Международный женский день.

«С любовью и страхом внимать»: права женщин в царской России

Андрей Попов. Утро на кухне (Кухарка) (фрагмент). 1863. Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск
Владимир Маковский. Девичник (фрагмент). 1882. Национальный музей «Киевская картинная галерея», Киев, Украина
Константин Маковский. Селедочница (фрагмент). 1867. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Во времена Древней Руси
женщины знатного происхождения имели гораздо больше прав и свобод, чем в последующие эпохи. Они управляли княжествами, становились послами в других странах и служили советницами при высокопоставленных мужьях.
В крестьянском же обществе женщина не могла существовать вне семьи и была обязана во всем покоряться воле мужчины. До замужества
девушке полагалось слушаться отца и старших братьев, в браке она становилась частью семьи мужа и полностью подчинялась ему и его родителям. Главной женской задачей считалось рождение
и воспитание детей, а основными добродетелями — смирение, послушание, терпение, набожность.
В эпоху Московской Руси патриархальные законы стали еще более строгими, женщинам не разрешалось даже выходить на улицу без разрешения мужа или отца. Иногда единственным местом, которое могла посетить женщина, была церковь — и только по воскресеньям. Без позволения мужчины нельзя было даже делать покупки и просто знакомиться с новыми людьми. При этом женщина считалась хозяйкой дома
: она распоряжалась слугами, кухней
, огородом, припасами в кладовых. Воспитание детей тоже было ее основной обязанностью.
Эти нормы патриархального общества были отражены в Домострое
 — своде этических и бытовых рекомендаций. В нем же закреплялось право мужа
бить жену плетью за любую провинность: считалось, что побои очищают женщину от грехов и укрепляют ее душу. Тогда же появилась поговорка «Бьет — значит, любит».
Подобает мужьям поучать жен своих с любовью и благорассудным наказанием. Жены мужей своих спрашивают о всяком благочинии, как душу свою спасти, и Богу, и мужу угодить, и дом свой хорошо строить, и во всем мужу покоряться, а что он накажет, то с любовью и со страхом внимать и творить по сему писанию. А в гости ходить и к себе звать и связываться, с кем муж велит.
Домострой
Петр Великий в ходе своих реформ запретил превращать женщин в домашних затворниц и даже обязал своих приближенных приводить жен и дочерей на увеселительные мероприятия при дворе — знаменитые петровские ассамблеи. Тогда же появились и первые отечественные законы в поддержку женских прав: теперь женщины могли наследовать имущество и работать гувернантками
. Образование
долгое время оставалось привилегией высших сословий, но при Екатерине II
открылись училища для девочек из небогатых семей.
Первая женская общественная организация появилась в России в 1812 году и называлась «Женское патриотическое общество». Ее участницы заботились о нуждающихся — в первую очередь о беспризорных детях.

Реформы XIX века: высшие женские курсы и профессиональные возможности

Исаак Бродский. Портрет Любови Бродской на террасе (фрагмент). 1908. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Илья Репин. Барышни среди стада коров (фрагмент). 1896. Национальный музей «Киевская картинная галерея», Киев, Украина
Михаил Нестеров. На рассвете (фрагмент). Год неизвестен. Частное собрание
К середине XIX столетия проблема женских прав в России обострилась. Девушки, особенно из дворянских и богатых купеческих семей, требовали прежде всего права получать высшее образование наравне с мужчинами. В то время путь в университеты для женщин в России был закрыт, а на учебу за границей
требовалось разрешение родителей или мужа. Уехать без их позволения было невозможно, поскольку женщины не имели собственных паспортов: их вписывали в документы отца или супруга. Чтобы обойти это правило, некоторые девушки выходили замуж фиктивно. Так поступили, например, писательница и философ Елена Блаватская и первая в мире женщина — профессор математики Софья Ковалевская
. Впрочем, фиктивный брак Ковалевской со временем стал настоящим, хотя и прожили супруги вместе совсем недолго.
В российские университеты женщин допустили только в 1863 году, но и тогда им разрешали только слушать лекции, а не становиться полноправными студентками. Лишь в 1869 году в стране открылись первые высшие женские курсы
 — Аларчинские в Петербурге и Лубянские в Москве. Образование, которое они давали, приравнивалось к университетскому.
Другим важным требованием стала возможность для женщин работать и получать деньги за свой труд. Для дворянок большинство профессий считались неприличными и недостойными — они могли устроиться лишь гувернантками или сельскими учительницами, изредка работали в магазинах
или шили на заказ. Иногда они переписывали ноты, редактировали или переводили тексты, но делали это тайно, и материалы под их именами не публиковались. Женщины низкого сословия чаще всего трудились бесплатно на полях или нанимались за мизерные суммы — посудомойками, кухарками, горничными.

С 1860-х годов женщин стали принимать на работу в книжные магазины, библиотеки
, типографии. В 1863-м появилась первая издательская артель, которая состояла из женщин, затем открылась переплетная мастерская, а позже женским предприятиям стали поручать изготовление армейского
обмундирования. С 1872 года российским женщинам стало доступно и медицинское образование: для них в Петербурге открылись Высшие женские медицинские курсы.
Однако, несмотря на все эти нововведения, к концу XIX века женщины по-прежнему не имели права голоса, полностью подчинялись воле родителей до брака и мужу после свадьбы, получали меньшее жалованье, чем мужчины. Новая волна борьбы за женские права началась во время революции 1905 года. Женщины требовали равных прав с мужчинами независимо от сословия, возможности совместного обучения и права занимать должности в общественной и политической сферах.

Женские митинги в Российской империи и других странах

Анатолий Лежнев. Освобождение башкирской женщины (фрагмент). 1931. Башкирский государственный художественный музей им. М.В. Нестерова, Уфа
Николай Фешин. Выход с фабрики (фрагмент). 1904. Бердянский художественный музей им. И.И. Бродского, Бердянск, Украина
Александр Самохвалов. Работница (фрагмент). 1930-е. Самарский областной художественный музей, Самара
В начале XX века женщины боролись за свои права по всему миру. Одна из самых крупных акций протеста прошла в Нью-Йорке 8 марта 1908 года. В демонстрации участвовали более 15 тысяч женщин. Они требовали равных прав с мужчинами, в том числе возможности голосовать на выборах. Год спустя, в 1909-м, Социалистическая партия Америки учредила в США Национальный женский день. Отмечали его в последнее воскресенье февраля.
В августе 1910 года в Копенгагене, столице Дании, открылась II Международная конференция социалисток. Она проходила в рамках Восьмого конгресса Второго интернационала — международного союза рабочих социалистических партий. В женской конференции участвовала знаменитая коммунистка из Германии Клара Цеткин. Именно она предложила женщинам всего мира перенять опыт США и учредить Международный женский день, посвященный борьбе за равноправие, особенно за право голоса. Клару Цеткин поддержало более 100 участниц конгресса из 17 государств, но единую дату тогда не установили.
В 1911 году этот день отмечали 19 марта в Германии, Австрии, Швейцарии и Дании. В четырех странах на демонстрации вышли больше миллиона человек — как женщины, так и мужчины. Кроме всеобщего избирательного права они требовали равных прав на труд, профессиональную подготовку и защиту от дискриминации на рабочих местах. Дата Международного женского дня еще несколько раз менялась: его отмечали 12 мая, 2, 9 и 12 марта.
В России женский день впервые отметили 2 марта 1913 года. В Петербурге прошли публичные научные чтения, основными темами которых стали государственная поддержка материнства и право голоса для женщин. В них участвовало более 1500 человек. Газета «Петербургский листок» сообщала, что никаких демонстраций на улицах в этот день не было.
В 1914 году Международный женский день впервые пришелся на 8 марта — годовщину акции в Нью-Йорке, которая затем и стала постоянной датой праздника. В России в этот день вышел первый номер журнала для женщин «Работница». Его выпускали члены Социал-демократической рабочей партии — большевики. Однако после нескольких номеров журнал пришлось закрыть: власти арестовывали тех, кто над ним работал, конфисковывали печатное оборудование и готовые тиражи. Вскоре началась Первая мировая война
, и о Международном женском дне на несколько лет забыли не только в России, но и во всем мире.

«Бросайте ружья и присоединяйтесь к нам»: женщины и Февральская революция

Н. Кравченко. Революция (фрагмент). Эскиз. 1917. Государственный музей политической истории России, Санкт-Петербург
Иосиф Гурвич. Революция победила. Первые праздники (фрагмент). 1967. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань
Юрий Королев. Революция (фрагмент). 1977. Оренбургский областной музей изобразительных искусств, Оренбург
В январе 1917 года в Петрограде — так в то время назывался Петербург — вышли на улицы солдатские жены и работницы фабрик. Они были недовольны низким жалованьем и дефицитом продовольствия: за обычным хлебом приходилось стоять в очередях. Через месяц к протестам присоединились мужчины — рабочие Путиловского завода. А 8 марта (23 февраля по старому стилю) объявили забастовку работницы трамвайного депо на Васильевском острове. Толпа протестующих двинулась на Невский проспект, многие взяли с собой детей. Всего в тот день в протестах участвовало около 128 тысяч человек. Демонстранты шли по Невскому проспекту с лозунгами «Долой войну!», «Долой самодержавие!», «Хлеба!». Женщины также продолжали требовать право голоса.
На охрану порядка городские власти отправили полицию, казаков и солдат. Революционер Лев Троцкий в своей книге «История русской революции» писал, что протестующие женщины «шли на кордоны солдат смелее, чем мужчины, хватались за винтовки, просили, почти приказывали: «Бросайте ружья и присоединяйтесь к нам».
Четыре дня спустя после демонстрации император Николай II
подписал указ, согласно которому все женщины, достигшие 21 года, получали право голоса. Россия стала первой крупной державой, которая ввела массовое женское избирательное право. Например, в Великобритании в то время голосовать могли лишь женщины старше 30 лет — жены глав семейств или выпускницы университетов.
Но, несмотря на этот указ, протесты не утихли. Стихийные демонстрации переросли в Февральскую революцию
, в ходе которой была свергнута российская монархия.

8 марта: как менялся праздник

Кузьма Петров-Водкин. Первая демонстрация (Семья рабочего в первую годовщину Октября) (фрагмент). 1927. Государственный центральный музей современной истории России, Москва
Юрий Пименов. Женщина в гамаке (фрагмент). 1934. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Зинаида Серебрякова. Беление холста (фрагмент). 1917. Государственная Третьяковская галерея, Москва
В 1921 году, уже при новой власти, в Москве прошла II Коммунистическая женская конференция. Ее участницы решили сохранить память о роли женщин в Февральской революции и в честь этого события сделать Международный женский день официальным праздником с постоянной датой — 8 марта. Во всех республиках СССР в этот день было принято чествовать работниц за трудовые успехи, а руководство партии по традиции объявляло о новых мерах социальной поддержки женщин.
До 1965 года 8 марта было рабочим днем. Праздничным выходным его объявил уже Никита Хрущев. Именно в это время Международный женский день начал постепенно утрачивать политическую окраску. Женщин все чаще поздравляли не как тружениц и героинь коммунизма, а как жен, матерей, сестер. В соответствии с этим менялись и привычные атрибуты праздника: на открытках вместо коммунистических символов и лозунгов стали изображать весенние цветы, появилась традиция дарить женщинам подарки.
Международный женский день остался государственным праздником во всех республиках бывшего СССР, кроме Латвии, Литвы и Эстонии. Кроме того, его отмечают в Монголии, Непале, Северной Корее, Анголе. В Китае
в этот день принято отпускать женщин с работы раньше, чем обычно.

Автор: Ирина Кирилина
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна