Публикации раздела Традиции

Как мужчина должен жить по Домострою

Домострой — литературный памятник, в котором собраны правила и нормы жизни человека средневековой Руси. Книга была популярна несколько веков: ее переписывали и передавали по наследству. Считается, что окончательный вариант текста сложился во времена Ивана Грозного, в середине XVI века, а авторство приписывают протопопу Сильвестру, одному из сподвижников царя. Большая часть предписаний касалась мужчины, хозяина дома. Читайте, что для средневекового отца семейства считалось праведностью, как полагалось «вразумлять» жену, когда возвращать ссуды и чему учить сыновей.

Деньги и достаток: платить долги вовремя

Протопоп Сильвестр занимался торговлей: вместе с сыном он держал мастерскую, в которой писали иконы, и продавал их. Как практичный хозяин, в Домострое он уделил внимание денежным вопросам, в которых, скорее всего, хорошо разбирался. Сочинение называют первым русским учебником по экономике: почти треть книги — часть «О домовном строении» — посвящена рачительному ведению хозяйства. Предписания книги рассчитаны на горожан со средним достатком, купцов, зажиточных крестьян и служилых людей.

В денежных делах мужчине следовало быть разумным: вовремя платить подати и налоги, чтобы не запутаться, не оказаться в должниках и не попасть под суд. Отдельно в сочинении упомянуты долги и ссуды:

А всякую ссуду и брать, и давать честно, хранить крепче, чем свое, и в срок возвратить, чтобы сами хозяева о том не просили и за вещами не посылали: тогда и еще дадут, да и дружба навек.
Кто же в срок не платит или проценты заранее не оплачивает, тому наступит выплата с убытком и с позором, и впредь никто ему не поверит.

Строить капитал по Домострою предлагалось за счет бережливости и умелого ведения дел, а не за счет быстрого обогащения, например, с помощью займов под большие проценты. В главе «О том же, если что купить, у кого нет сел, и о всяком домашнем обиходе…» приводятся советы, как устроить двор или лавку, как закупать продукты впрок по выгодным ценам. Разумное ведение хозяйства, согласно книге, не только оберегало от нищеты, но и сохраняло достоинство мужчины.

Он должен был хорошо разбираться в делах своей отрасли и промысла и вести счет деньгам. Особо подчеркивалось, что расходы должны соответствовать доходам и жить нужно по средствам и достатку:

Если же кто, не оценив себя и не рассчитав добра своего, ремесла и прибыли или господского жалованья и добытка законного, начнет, на людей глядя, жить не по средствам, занимая или беря незаконным путем, то честь его обернется великим бесчестием со стыдом и позором.

Из книги следует, что денежные и торговые отношения во многом основывались на порядочности участников. Однако историки полагают, что на практике такие наставления соблюдали не всегда.

Государь для домочадцев

По Домострою, мужчина в доме считался главным. Дом в книге уподоблялся крепости, а ее хозяин — государю. Постройки, сад и огород следовало окружить крепким забором, ворота держать закрытыми, а вечером запирать их. Никто посторонний не должен был знать, что происходит внутри дома. Запрещалось рассказывать семейные тайны и подробности жизни, а слугам — обсуждать домашние дела. Мнение соседей считалось важным: насмешки или осуждение общества были для мужа страшной бедой и позором.

Отец семейства — наставник и кормилец — отвечал за благополучие и здоровье всех домочадцев перед Богом и обществом. Домочадцами называли не только ближайших членов семьи, но и слуг, а также всех, кто жил в доме. Это могли быть дальние родственники, те, кто находился на попечении хозяев или жил в доме из милости — например, больные или странники.

Книга регламентировала и отношения внутри семьи. Порядок должна была гарантировать строгая иерархия. Жене полагалось полностью признавать старшинство супруга — как в средневековой семье, уклад которой складывался на протяжении веков. Мужу нужно было «уноровить» — угодить и поддержать его точку зрения. Например, советоваться с ним, о чем говорить при гостях.

Мужчине предписывалось уделять жене достаточно внимания. Каждое утро полагалось завтракать с женой, а каждый вечер после молитвы — наедине с ней обсуждать домашнее хозяйство. Считалось, что долг мужа перед супругой — учить ее праведной жизни. Если жена наставлений не слушала, нормы Домостроя предписывали ее наказывать: «Вразумлять ее страхом наедине, а наказав, простить и попенять, и нежно наставить, и поучить, но при том ни мужу на жену не обижаться, ни жене на мужа — жить всегда в любви и в согласии».

Сыну — ремесло, дочери — приданое

Отец играл важную роль в жизни детей, даже повзрослевших. Личным примером учил их вежливости, «страху Божию», а мальчиков — еще и ремеслу. В Домострое говорилось: у праведных и разумных родителей дети знают порядок и многому обучены. В воспитательных целях рекомендовали телесные наказания. Но прежде следовало разобраться в причинах неподобающих поступков и приступать к порке, только если словесные наставления не подействовали. Считалось, что наказание сохраняет в семье добрые отношения.

Даже когда дети покидали дом или женились, отец должен был их наставлять. Отдельная глава Домостроя — «Поучение отца сыну» — адресована взрослым сыновьям: «Жену наставляя и домочадцев своих не понуждением, не битьем, не тяжкою работою, а словно детей, что всегда в покое, одеты и сыты, и в теплом дому, и всегда в порядке». Полагалось заботиться и о родителях: «Не забывайте трудов отца-матери, ибо о вас заботились и за вас печалились, упокойте старость их и о них позаботьтесь, как и они о вас некогда».

Дочерям отец должен собрать приданое: платья и уборы, посуду и утварь. Его начинали готовить сразу после рождения девочки. В сочинении рекомендуют откладывать на приданое от любой прибыли, например после приплода скота или удачных сделок. Отец сам выбирал супруга для дочери. По нормам Домостроя — из равных по материальному и социальному положению.

Праведный труд и бесовская праздность

В основе многих наставлений книги лежат христианские ценности. В тексте разъясняется, как соблюдать церковные ритуалы, молиться в доме и в церкви, причащаться, почитать духовных отцов, священников и монахов. Многие поучения основаны на христианских заповедях:

…В молитве к Богу и в слове к людям приветлив будь; опечаленного утешь, в бедах будь терпелив, со всяким будь обходителен, щедр и милостив, нищелюбив и странноприимен, скорби о грехах и радуйся в Боге, не будь алчен к пьянству и жаден к обжорству, будь кроток, тих, молчалив, друзей возлюби, а не злато…

В сочинении подробно описано, что значит неправедность для мужчины: долги, жизнь во лжи, ссоры с соседями, недоброе отношение к близким и работникам. А еще — незаконные налоги, воровство, нечестные суды, ложные показания, сквернословие и распутство. Отвечать за это придется перед Богом.
А залогом праведности и главным удовольствием в жизни мужчины должен быть труд на благо дома. Азартные игры и праздность считали бесовскими искушениями, которые ведут к нищете и упадку. Работа же приносила достаток, чистоту и сытость всей семье.

По нормам Домостроя мужчине позволены такие радости, как вкусная еда, пиршества, удовольствие от хорошо устроенного дома, от уважения соседей и знатных людей. В сочинении особо упоминалась трезвость. Государю считалось неприличным сильно пьянеть в обществе: «Когда пригласят тебя на пир, не упивайся до страшного опьянения и не сиди допоздна, потому что во многом питии и в долгом сидении рождается брань и свара, и драка, а то и кровопролитие». Пиры устраивали на свадьбы, именины, крестины или в дни памяти родителей. На застолья приглашали гостей и домочадцев. На «пиры с благодарением» звали священников и монахов, такой праздник считали богоугодным делом.


Автор: Маргарита Ковынева

Смотрите также