«Космический рейс»: кино от Циолковского

Константин Циолковский
 — советский ученый, который разрабатывал теории освоения космоса
и ракетостроения. В 1933–1934 годах он вместе с режиссером «Мосфильма» Василием Журавлевым и сценаристом Александром Филимоновым создавал фильм «Космический рейс»
. В нем советские зрители увидели, как с Земли стартует ракета, как астронавты движутся в невесомости и гуляют в скафандрах по поверхности Луны
. Рассказываем о первой советской научно-фантастической картине о покорении космоса.

«Космический сценарий»: как появилась идея фильма

Виктор Гапоненко в роли Андрюши Орлова в художественном фильме Василия Журавлева «Космический рейс» (1935)
Сергей Комаров в роли академика Седых в художественном фильме Василия Журавлева «Космический рейс» (1935)
Ксения Москаленко в роли Марины в художественном фильме Василия Журавлева «Космический рейс» (1935)
В 1930-е годы в СССР развивался кинематограф. Он стал частью партийной политики: в картинах разоблачали шпионов и расхитителей народной собственности, воспевали женщин
, которые осваивали новые трудные профессии, и образованных смелых школьников, трудившихся наравне со взрослыми.
В 1932 году в журнале «Советское кино» появилось сообщение: «Мы в СССР должны снять научно-фантастический фильм о жизни в нашей стране через 6–10 пятилеток». Молодой режиссер Василий Журавлев мечтал создать
картину о космосе. Еще десятью годами ранее он прочитал сборник Жюля Верна «Из пушки на Луну» и написал сценарий «Завоевание Луны мистером Фоксом и мистером Троттом». Планировалась «большая кинофильма», однако в те годы технических возможностей для съемок космоса
еще не было. И по сюжету лишь нарисовали анимационный шарж «Межпланетная революция».
Идея создания фильма, посвященного межпланетным сообщениям, возникла у меня много лет назад. Еще в 1924 году я написал «космический» сценарий, очень наивный и технически невыполнимый. Фильм снят не был, но мысль о создании фильма на эту тему не оставляла меня долгие годы.
Василий Журавлев, «Комсомольская правда», 18 января 1935 года
Литературный сценарий к новому фильму написал Александр Филимонов. Действие его происходило в 1946 году. По сюжету главный герой картины, академик Седых, создал огромный ракетоплан. Он собирался сам полететь на Луну
, однако из-за солидного возраста профессора его коллеги выступали против. Поддержали академика аспирантка Марина и школьник Витя, который позже тайком пробрался в ракету и вместе со взрослыми улетел к спутнику Земли. Астронавты высадились на Луну, дали сигнал в свой космический городок — сверкающие буквы «СССР» — и вернулись обратно, где их встретила ликующая толпа и журналисты.
Когда идею одобрили, Василий Журавлев написал письмо Константину Циолковскому
в Калугу — предложил стать консультантом. И ученый ему ответил: сначала прислал посылку со своей книгой «Вне Земли», а чуть позже — письмо с приглашением. Циолковскому на тот момент было 76 лет.
Шире литературы влияние кинофильмов. Они нагляднее и ближе к природе, чем описание. Это высшая форма художественности. В особенности когда кино овладело звуком. Мне кажется, что со стороны Мосфильма и тов. Журавлева большим геройством стало то, что они взялись осуществить фильм «Космический рейс»
. И нельзя не высказывать большого удовлетворения этой работой.
Константин Циолковский

Альбом космических путешествий

Константин Циолковский. Фрагмент рукописи из «Альбома космических путешествий». 1947. Издательство «Наука», Москва
Константин Циолковский. Фрагмент рукописи из «Альбома космических путешествий». 1947. Издательство «Наука», Москва
Константин Циолковский. Фрагмент рукописи из «Альбома космических путешествий». 1947. Издательство «Наука», Москва
Съемочная группа приехала в Калугу, а с собой по просьбе Циолковского привезла матерчатую куклу. Ученый рассказывал о всевозможных космических явлениях, а на кукле показывал, что происходит с человеком в ракете и в открытом космосе.
Мы выдвинули перед К.Э. Циолковским множество вопросов, касающихся межпланетных путешествий. Нас интересовали общие контуры ракетопланов, кабины космического корабля, предназначенной для экипажа, вопросы старта ракетоплана, полета, показа мира без тяжести, посадки на Луну, возвращения на родную Землю, ощущений человека на лунной поверхности.
Василий Журавлев, по статье А. Федорова «К.Э. Циолковский консультирует фильмы», журнал «Природа», №5, май 1970 года
Вместе они проработали многие детали сюжета, а потом кинематографисты отправились обратно в Москву. Прощаясь, Константин Циолковский сказал: «Ну, теперь вы можете отправляться в космическое кинопутешествие».
В Москве Филимонов дорабатывал сценарий, а художник Юрий Швец начал создавать эскизы декораций. Параллельно трудился и Циолковский: делал для кинематографистов множество рисунков и чертежей, описывал Солнечную систему
и космические явления. К литературному сценарию он писал детальные примечания: например, когда нужно держаться за ручки кресел, где должны падать предметы, потерявшие невесомость, и как должны выглядеть звезды — не мигать, а излучать ровный свет.
Он рисовал, как поворачивается и взлетает ракета, как она движется вокруг Земли, как внутри нее располагаются космонавты. Изображения полны деталей: в космическом городке намечены башни, дома, деревья и даже поезд. Один из рисунков назывался «Что видят». В нем ученый перечислял: «Черное небо, усеянное яркими разноцветными точками (звездами). Та же и обыкновенная, но более яркая Луна. Синеватое ослепительное Солнце. Земля занимает почти полнеба…» И даже описывал ощущения, которые, по его мнению, должны были продемонстрировать в кадре актеры.
Сначала мне страшно было висеть без опоры, потом привык. Поражает черная звездная как бы небольшая сфера, внутри которой я нахожусь. И это вся Вселенная?!
Константин Циолковский. «Альбом космических путешествий»
Отдельные рисунки посвящены быту космонавтов: как хранить продукты и жидкости, как употреблять пищу и передвигаться в невесомости (предполагалось, что с помощью крыльев). А еще Циолковский изобразил устройство для питья — круглый сосуд с трубочками — и «игры на привязи вокруг ракеты». Рисунок сопровождался подписью «Сорвалась привязь — погиб товарищ».
Позже Василий Журавлев вспоминал: «Никогда за свою долгую жизнь я не встречал такого консультанта, не просто знающего предмет, но увлеченного, наделенного ярким, образным, я бы сказал, кинематографическим видением. Он в своем воображении увидел наш фильм еще раньше нас и повел нас за собой».
На рисунках ученого космические путешественники покоряют другие планеты и даже осваивают новое светило вместо угасшего Солнца. Наброски к фильму были объединены в «Альбом космических путешествий», который издали в 1947 году.

«Наш «космос» загорается в полную мощь!» Работа над фильмом

Кадр из художественного фильма Василия Журавлева «Космический рейс» (1935)
Кадр из художественного фильма Василия Журавлева «Космический рейс» (1935)
Виктор Гапоненко в роли Андрюши Орлова в художественном фильме Василия Журавлева «Космический рейс» (1935)
Над фильмом работали множество людей — не только астрономы, но и медики, инженеры, физики. Архитекторы помогали художникам Юрию Швецу, Алексею Уткину и Михаилу Тиунову создавать проекты зданий, которые должны были появиться в картине. Одно из них — огромный ангар для ракеты
 — построить в натуральную величину оказалось невозможно. Даже его макет, уменьшенный в нужных пропорциях, был размером 18 на 10 метров. А чтобы изобразить в нем рабочих, в макетном цехе изготовили сотни куколок.
Рядом с «ангаром» создается «космос». На огромном полотнище размером 20 x 20 метров, сшитом из черного бархата и натянутом на деревянную раму, монтируют «звезды»: и двухвольтовые, для карманного фонаря, и автомобильные шестивольтовые, и двадцати-сорокаваттные — всего 2500 штук. Потом включаются рубильники, и наш «космос» загорается в полную мощь!
Василий Журавлев, «Комсомольская правда», 18 января 1935 года
В фильме «Космический рейс» впервые удалось изобразить состояние человека в невесомости. Механизм создал советский авиаконструктор Александр Микулин, а первыми его опробовали на себе приглашенные работники цирка. На них надевали корсеты со стальными пластинами, к которым крепили рояльные струны. Подъемное устройство с электромотором закрепили на рельсовом механизме под потолком и снабдили амортизатором — для эффекта плавного парения. Однако получилось все не сразу, идею раскритиковал оператор Александр Гальперин: струн было восемь, и они ярко выделялись на общем фоне. В итоге каждого человека поднимали только три струны, выкрашенные в цвет космоса.
Сам Гальперин — «блестящий знаток техники и страшный фантазер», как называл его режиссер, — придумал кран со специальной площадкой. На ней размещали актера, оператора и съемочный аппарат. Площадка свободно двигалась — и горизонтально, и вертикально — и создавала иллюзию того, что движется фон.
Картину дополнили кадрами мультипликации
. Василий Журавлев писал: «На полу огромного павильона, занимая площадь более чем в 200 квадратных метров, раскинулся макет института межпланетных сообщений. На макете слева — многоэтажный дом со множеством ярко освещенных окон. Напротив — ангар и эстакада. Все это из досок и фанеры. Вокруг института — деревья, широкие проспекты улиц. Мчатся вереницы автомобилей, движутся толпы людей. <…> Повернет оператор ручку съемочного аппарата на один оборот, зафиксирует на одном кадрике положение фигурок и машин, и мультипликаторы передвигают их на один, скажем, миллиметр».
С помощью макетов и струн изобразили и взлет ракеты. А саму ее пиротехники зарядили специальным составом, который давал огонь и искры.
На съемках трюкачи из цирка уже не подменяли актеров. Академика Седых играл заслуженный артист республики Сергей Комаров, аспирантку Марину — актриса Ксения Москаленко, а пионера Витю Гапоненко — Андрей Орлов. «На Луне» им приходилось носить не только стальные корсеты, но и тяжелые скафандры, терпеть жару от прожекторов и множество раз проигрывать одни и те же сцены для большей зрелищности. 11 дублей, по воспоминаниям Журавлева, потребовалось, чтобы снять кадр, в котором академик Седых провалился в ущелье.
В самом конце съемок произошла история «по вине» нашего юного артиста пионера Вити Гапоненко. В начале съемок ему было 12 лет, а в конце — 13, и он вырос больше чем на полголовы. Когда мы стали монтировать картину, то увидели, что в одних кадрах Андрюша был на уровне груди академика Седых, а в других доставал до подбородка! Пришлось переснять целый ряд кадров.
Василий Журавлев, «Комсомольская правда», 18 января 1935 года
До проката фильм показывали три раза. Первый — в Доме ученых
, второй — на предприятии «Трехгорная мануфактура». Там пожилая работница спросила кинематографистов: «Это что, товарищи из кино, теперь жить так будем?» А третий раз новеллу демонстрировали в кинотеатре «Уран» — для детей. Там, по воспоминаниям Журавлева, «стоял рев», а один из мальчишек подарил режиссеру цветок, который с корнем вырвал неподалеку на клумбе.
Фильм посвятили Константину Циолковскому. Но ученый его так и не увидел: он не дожил до премьеры четыре месяца. Картина вышла на экраны в январе 1936 года и имела огромный успех — в первый год проката ее посмотрели 20 миллионов зрителей.

Автор: Диана Тесленко
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна