Картина в деталях: портрет княгини Полины Щербатовой

Портрет княгини Полины Щербатовой стал одним из «национальных образов» серии полотен русского живописца Василия Сурикова
. Читайте, как родился этот образ, где Щербатовы раздобыли расписную шаль и кто еще собирался написать княгиню, красоту которой боготворил ее муж.

Редкие портреты в творчестве Сурикова

Василий Суриков
был мастером жанровой и исторической живописи. Полотно «Утро стрелецкой казни» рассказывало о подавленной попытке переворота в эпоху Петра I
, картина «Боярыня Морозова» — о церковном расколе XVII века, а работа «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» — о сражении Ермака с сибирскими татарами.
Важную роль в творчестве Сурикова занимали и портреты, хотя сам художник себя портретистом не считал и портретов на заказ не писал никогда. Но он любил интересные красивые лица и писал тех, кто соглашался ему позировать, «для души».
Василий Суриков. Боярыня Морозова (фрагмент). 1884–1887. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Василий Суриков. Утро стрелецкой казни. 1881. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Галерея женских образов

Особенно Сурикова привлекали женские образы. Он вспоминал: «Мальчиком еще, помню, в лица все вглядывался — думал: почему это так красиво? Женские лица русские я очень любил». Художник создал целую серию женских портретов в национальных одеяниях: «Сибирская красавица», «Девушка в красной кофте», «Анфиса» и другие. Он «украшал» своих моделей сложными головными уборами, богато расшитыми сарафанами и платками с цветочными росписями.
Даже исторические полотна
Сурикова полны костюмных деталей. Например, на картине «Боярыня Морозова» он тщательно выписал одежду персонажей, особенно женских: расписные накидки и юбки, дорогие меха.

«Видение большой красоты и поэзии»

Героиня портрета Пелагея (Полина) Розанова родилась в крестьянской семье, ее дедушка был крепостным. Сама она работала медсестрой в деревенской больнице при княжеской усадьбе. Князь Сергей Щербатов, живописец и коллекционер, был потрясен красотой Пелагеи: «… она была видением большой красоты и поэзии. С матовым, жемчужно-белым цветом лица, с нежно-розовым румянцем, с тончайшими чертами лица, с белокурыми волосами, отливающими червонным золотом, с редко красивыми поющими линиями ее высокой стройной фигуры, поражавшей своими античными пропорциями».
Когда они поженились, княгиня Щербатова стала хозяйкой модного салона. Ее портрет Василий Суриков написал в 1910 году.
Василий Суриков. Сибирская красавица. 1891. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Василий Суриков. Девушка в красной кофте (фрагмент). 1892. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Василий Суриков. Анфиса (фрагмент). 1900-е. Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова, Красноярск

«Русская баба у саней»

Князь просил изобразить Полину Щербатову как «русскую бабу типа той, что, опустив голову, стоит у саней» на полотне Сурикова «Боярыня Морозова». Здесь и пригодился аксессуар, которые так любил Василий Суриков: большая расписная шаль. Князь Щербатов позже вспоминал: «Воля Мекк дал для этой цели чудный нежно-бирюзового цвета большой платок, вывезенный им из Индии, а я просил жену одеть довольно грубую шерстяную кофту с прошивками. Портрет был неудачен по сходству, но что-то очень мне дорогое, «суриковское», в нем было — в духовном выражении глаз, в русском чувстве, в него вложенном…»
Княгиня выглядит строгой и серьезной, а концы шали скромно придерживает рукой у груди. Вторая рука также смиренно лежит на колене. Из украшений — только золотые кольца. Суриков использовал в портрете свой любимый прием: написал нейтральный серый фон. Такие цвета — сине-голубые и серые — художник использовал в работе очень часто.

«Поющие линии фигуры» в незаконченном портрете

Сохранилось только два ее изображения — портрет 1910 года, который создал Василий Суриков, и набросок работы Валентина Серова
, модного в те годы художника. Второй портрет должен был получиться роскошным: Серов долго выбирал позу, при которой фигура княгини должна была выглядеть особенно статной и величественной, а прическа — пышной и тяжелой. Золотистое одеяние призвано было подчеркнуть ее нежную кожу и отлив волос. О сеансах позирования князь Щербатов писал: «…красиво сливалась вся гамма красок платья, золотых волос, белоснежных плеч и рук, нежного румянца лица, нитей жемчугов и вазы нежно-абрикосового тона с золотом. Все вместе было восхитительно красиво. Равно как и поющие линии фигуры в этой позе». Однако Серов скоропостижно скончался и не успел закончить портрет.

Автор: Диана Тесленко
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна