Картина в деталях: «Забытая мельница» Александра Киселёва

Александр Киселёв почти в 40 лет решился бросить рутинные будни простого банковского служащего и посвятить себя любимому делу — живописи. Он много путешествовал в поисках сюжетов для своих полотен, усердно работал и преподавал в Академии художеств. Еще при жизни Киселёв стал известным пейзажистом: его полотна покупал и коллекционер Павел Третьяков, и великая княгиня Мария Федоровна, и даже сам император Николай II. Читайте о том, как Александр Киселёв писал свои пейзажи и создал один из самых известных — картину «Забытая мельница».

Александр Киселёв — пейзажист-романтик

Александр Киселёв. Забытая мельница. 1882. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва
Александр Киселёв. Забытая мельница. 1882. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва
Киселёв учился в петербургской Академии художеств. Со времен студенчества художнику особенно хорошо удавались пейзажи, этюды к которым он создавал в путешествиях и поездках по России. Однако в молодости он отказался от карьеры живописца и вернулся к любимому делу лишь через много лет. Позже Киселёву присвоили звание академика Академии художеств и назначили руководить здесь же пейзажной мастерской. Ученики вспоминали, что он никогда не навязывал свой стиль, а помогал подопечным найти собственный творческий путь и разработать свою технику.
Ну какой я профессор? Это так, когда другого нет. А согласился потому, что все же я хоть вреда не сделаю никому, не навяжу никому своего, что у меня есть плохого. Так и говорю своим ученикам: вы меня слушайте, а делайте так, чтоб на меня не было похоже.
Александр Киселёв
В конце XIX века в живописи набирал силу демократический реализм — его приверженцы стремились изображать объективную действительность, не приукрашивая ее. К реалистам относил себя и художник-передвижник Александр Киселёв. Однако свои пейзажи он наполнял романтикой и живописными деталями.
Илья Репин писал про его полотна: «Он с одинаковой любовью, восторженно поет красками и мимо движущуюся речку между камышами самой скромной местности… и ледники, везде он правдив и производит освежающее впечатление самой природы».
Картины Киселёва покупали коллекционеры Москвы и Петербурга, Киева и Одессы. Его картины украшали залы императорских дворцов и дома русской знати.

Природа старинных дворянских усадеб

Александр Киселёв. Южный пейзаж (фрагмент). 1881. Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Владимир
Александр Киселёв. Южный пейзаж (фрагмент). 1881. Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Владимир
Свои пейзажи Александр Киселёв писал, как правило, за городом. Художник много путешествовал в поисках натуры. Скромные, но не лишенные очарования природные уголки он искал в окрестностях Москвы, в Малороссии, на Кавказе и в других российских регионах.
Вместе с живописцем путешествовала и его семья. Киселёвы обычно снимали усадьбу, причем выбирали дом, где сохранялась атмосфера размеренной помещичьей жизни. В тишине, вдали от города, Александр Киселёв много и неустанно работал. Он мог создать за лето несколько десятков этюдов — писал пейзажи в разную погоду и время суток.
Киселёв нередко знакомился с соседями — так он подружился с Антоном Чеховым, и владельцы дворянских гнезд приглашали его запечатлеть местные усадьбы и виды на полотнах.

Лиричный малороссийский пейзаж

Забытая мельница. Александр Киселёв. 1882. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва
Забытая мельница. Александр Киселёв. 1882. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва
Первый вариант картины «Забытая мельница» Александр Киселёв написал в 1882 году во время путешествия по Малороссии. Полотно впервые показали зрителям на X Передвижной выставке.
На картине изображен типичный сельский пейзаж — темная, неспешно текущая река, высокий берег с зарослями трав, деревянная полуразрушенная мельница, лодка и шагающий к ней рыбак с удочкой. В работе Киселёв использовал сдержанные неяркие оттенки, характерные для местной природы. В реалистичной манере художник тонко выписал гальку на берегу реки, бревенчатые строения, ветви деревьев и траву. Однако пейзаж не лишен и присущей Киселёву лиричности: пасмурный день подсвечен лучами слабого солнца, в гладкой воде реки отражаются облака и прибрежная растительность, а рыбак напоминает зрителям о размеренном течении деревенской жизни.

«Забытая мельница»: авторские списки

Иван Крамской. Портрет Александра Киселёва (фрагмент). 1883. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Иван Крамской. Портрет Александра Киселёва (фрагмент). 1883. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Позже Киселёв несколько раз переписывал полотно — и всегда корректировал детали пейзажа. Менялся изгиб береговой линии, расположение крупных валунов, лодка словно отплывала к центру реки. И каждый раз обновленный пейзаж уходил в частные коллекции.
Сегодня одна из работ с надписью «А. Киселёвъ. 1891 г.» хранится в Государственной Третьяковской галерее. Также один авторский список экспонируется в Ярославском художественном музее, а другой — в хранилище Отдела личных коллекций Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. На варианте в Пушкинском музее тоже есть особенная деталь: на этом полотне художник не изобразил деревенское стадо на дальнем берегу реки.

Большим тиражом: копии и почтовые открытки

Почтовая открытка с изображением картины Александра Киселёва «Забытая мельница» (фрагмент). 1910-е. Издательство художника Владимира Маковского, Санкт-Петербург. Изображение: <a href="http://filokartist.net/catalog/showgroup.php?id=498" rel="nofollow noopener" target="_blank">filokartist.net</a>
Почтовая открытка с изображением картины Александра Киселёва «Забытая мельница» (фрагмент). 1910-е. Издательство художника Владимира Маковского, Санкт-Петербург. Изображение: filokartist.net
Пейзаж «Забытая мельница» копировал не только сам Киселёв, но и другие живописцы. Один из них — Константин Федин, который позже стал известным писателем. Художники тоже нередко вносили свои поправки в сюжет «Забытой мельницы». Самое заметное изменение — отсутствие рыбака на одном из вариантов картины. В петербургской Академии художеств пейзаж Киселёва был одной из самых популярных картин, которую копировали студенты.
Еще более известной работу Александра Киселёва сделали почтовые открытки с ее изображением. Например, открытки с «Забытой мельницей» — без рыбака — выпустило в 1910-е годы издательство художника Владимира Маковского в Санкт-Петербурге. На почтовых карточках, которые издавали в литографической мастерской Дациаро была изображена «Мельница» без пасущихся на пригорке коров.

Автор: Лидия Туляганова
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна