О чем писали на бересте: ученические тетради, заговоры и любовные письма

Береста была самым дешевым, а потому популярным материалом в Древней Руси. На специально обработанной коре березы
писали заостренными палочками — стилосами, или писалами. Археологи нашли уже более тысячи берестяных грамот
с самым разным содержанием: с домашними заданиями учеников эпохи Средневековья и любовными посланиями, хозяйственными расчетами и заговорами
. Самые интересные тексты — в подборке портала «Культура.РФ».

Ученические тетради

Грамота №205. Грамота мальчика Онфима: азбука (фрагмент). 1240–1260. Государственный исторический музей, Москва
Грамота №202. Грамота мальчика Онфима: деловая запись, рисунок (фрагмент). 1240–1260. Новгородский государственный объединенный музей-заповедник, Великий Новгород
Грамота №203. Грамота мальчика Онфима: молитва, рисунок (фрагмент). 1240–1260. Государственный исторический музей, Москва
Бересту часто использовали, когда учились писать или считать. Пергамент — более дорогой материал — для упражнений никогда не брали. На нем писали только те, кто уже хорошо знал грамоту.
Самые известные древнерусские «ученические тетради» — это 12 берестяных грамот мальчика Онфима из Великого Новгорода
. Учился писать он, скорее всего, в начале XIII века — на рубеже 1220-х и 1230-х годов. Тогда Онфиму было около семи лет.
Мальчик заучивал азбуку и склады, то есть слоги, выписывал отрывки молитв из Псалтири, а также учился составлять деловые распоряжения по образцу: «Взыскать с Дмитра должки». Есть среди его берестяных грамот и послание другу: «Поклон от Онфима к Даниле».
Онфим не только учился писать, но и много рисовал. Даже на обратной стороне послания к Даниле мальчик изобразил животное, которое подписал «Я — зверь». Среди его рисунков обнаружили и автопортрет. На нем Онфим изображен сидящим на коне с мечом в руке, а рядом нарисован побежденный враг.

Любовные письма

Грамота №748. Письмо девушки о выдаче ее замуж (фрагмент). 1160–1180. Новгородский государственный объединенный музей-заповедник, Великий Новгород
Грамота №156. От Завида к жене и детям (о расправе над некоей женщиной) (фрагмент). 1140–1160. Государственный исторический музей, Москва
Грамота №731. От Янки с ее мужем Селятой к свахе Ярине (согласие на предлагаемую Яриной невесту для их сына) (фрагмент). 1160–1180. Новгородский государственный объединенный музей-заповедник, Великий Новгород
Берестяные грамоты использовали и для любовной переписки: признавались в чувствах, делали комплименты, приглашали на свидания. На грамотах даже записывали свадебные ритуалы
. А неизвестная девушка, которая жила в XII веке в Новгороде, отправила своему возлюбленному такое сообщение: «Я посылала к тебе трижды. Что за зло ты против меня имеешь, что в эту неделю ты ко мне не приходил? А я к тебе относилась как к брату! Неужели я тебя задела тем, что посылала к тебе? А тебе, я вижу, не любо. Если бы тебе было любо, то ты бы вырвался из-под людских глаз и примчался».
Иногда с помощью берестяных грамот делали предложения. Новгородец Микита в конце XIII века писал: «От Микиты к Анне. Пойди за меня — я тебя хочу, а ты меня; а на то свидетель Игнат Моисеев». А другая жительница Новгорода Янка сообщала свахе Ярине: «Хочет-таки детище твоего. К празднику ее хочет. Пожалуйста, срочно будь здесь. А я обещала ему свое согласие, как ты сказала ему давеча: «Придешь — в тот же день сосватаю».
Одна из самых длинных берестяных грамот — это письмо жительницы Новгорода Анны к своему брату Климяте, которое написано в начале XII века. В нем она жаловалась на мужа. Он «выгнал и хотел убить» Анну. В письме жительница Новгорода попросила поддержать ее в судебной тяжбе. На берестяной грамоте Анна даже написала речь, с которой должен был выступить Климята.

Судебные разбирательства

Грамота №366. Документ о расчете Якова с Гюргием и Харитоном по бессудной грамоте (фрагмент). 1360–1380. Государственный исторический музей, Москва
Грамота №929. Сообщение о вызове на судебное разбирательство (фрагмент). 1280–1300. Новгородский государственный объединенный музей-заповедник, Великий Новгород
Грамота №154. Протокол тяжбы Филиппа с Иваном Стойком (фрагмент). 1420–1430. Государственный исторический музей, Москва
На берестяных грамотах записывали решения суда, сообщали о штрафах. Среди таких документов — сообщение о расчете Якова с Гюргием и Харитоном по бессудной грамоте, то есть копии решения суда. Это значит, что на самом заседании Яков не присутствовал. В берестяной грамоте написано: «Вот расчелся Яков с Гюргием и с Харитоном по бессудной грамоте, которую Гюргий взял в суде по поводу вытоптанной при езде пшеницы, а Харитон по поводу своих убытков. Взял Гюргий за все то рубль и три гривны и коробью пшеницы, а Харитон взял десять локтей сукна и гривну. А больше нет дела Гюргию и Харитону до Якова, ни Якову до Гюргия и Харитона. А на то свидетели Давыд, Лукин сын и Степан Тайшин».
Иногда на берестяных грамотах судебными разбирательствами только угрожали. Некий новгородец в конце XII века писал: «Пришли же 12 гривен. Если же не пришлешь, то я встану с тобой на суд перед князем и епископом; тогда к большему убытку готовься».
Одна из берестяных грамот XV века — протокол допроса свидетеля Оманта по тяжбе Филиппа с Иваном Стойком. Омант отвечал на вопросы праведчиков — судебных служителей: «Я видел и слышал то, что произошло между Филиппом и Иваном. Дал Филипп Стойку три рубля серебром и семь гривен кун и коня». На основе показаний Оманта вынесли решение, которое также записали в грамоте. Ивану Стойку необходимо «под клятвой рассчитаться».

Вопросы купли-продажи

Грамота № Ст. Р. 2. От Кузьмы к его сыну Исаку и к другим (о ценах на соль) (фрагмент). 1410–1420. Новгородский государственный объединенный музей-заповедник, Великий Новгород
Грамота № Мос. 3. Перечень имущества Турабея — владельца двора на Подоле Московского Кремля и земель под Суздалем. 1400–1410. Музеи Московского Кремля, Москва
Грамота № Ст. Р. 39. От Григория к Ермоле и Озекею (сообщение об отправке шести бочек вина и указанием продать на тех же условиях) (фрагмент). 1380–1400. Новгородский государственный объединенный музей-заповедник, Великий Новгород
На некоторых берестяных грамотах жители Древней Руси вели хозяйственные расчеты, а также оставляли просьбы купить или продать что-то. Например жительница Новгорода Рощена писала, вероятно, своему мужу Якиму: «Купи шубу за гривну и четыре воротника из паволоки, дай Ивану Негодорожичу, а деньги ты получишь с ладьей». А псковичи Кюрик и Герасим сообщали своему торговому партнеру Онфиму: «О беличьих шкурках: если вы еще не сторговали (т. е. не запродали. — Прим. ред.), то пришлите [сюда] немедленно, потому что у нас [здесь] есть спрос на беличьи шкурки..
Одна из немногих берестяных грамот, которую нашли в Москве, — это перечень имущества феодала Турабея. Ему принадлежала усадьба недалеко от Московского Кремля
, земли в Суздале, различная утварь, животные и даже люди — зависимые от него рабочие. А в большей части берестяных грамот в Старой Руссе писали о покупке и продаже соли. Именно в этом городе в Древней Руси было больше всего солеварен. Один из жителей Старой Руссы XV века жаловался в грамоте на цены на соль и писал своим сыновьям: «Наказ от Кузьмы сыну своему Исаку, Ульяну и Тимофею. Соли не покупайте».

Молитвы, легенды и заговоры

Грамота №419. Берестяная книжечка: две молитвы (фрагмент). 1280–1300. Новгородский государственный объединенный музей-заповедник, Великий Новгород
Грамота №853/898. Записи Марты: начало письма от Марты (фрагмент). 1120–1140. Новгородский государственный объединенный музей-заповедник, Великий Новгород
Грамота №930. Заговор-молитва против лихорадки («Сисиниева легенда») (фрагмент). 1400–1410. Новгородский государственный объединенный музей-заповедник, Великий Новгород
На многих берестяных грамотах авторы записывали заговоры и заклинания. Например, неизвестный житель Новгорода в XV веке хотел добиться чьей-то любви: «Так пусть разгорится сердце твое и тело твое и душа твоя ко мне и к телу моему и к лицу моему». На другой грамоте того же периода некий новгородец записал одну из вариаций Сисиниевой легенды — сюжета о фольклорном персонаже Сисиние, который боролся с демоном: «Святой Сисиний и Сихаил сидели на горах Синайских, смотря на море. И был шум с небес, велик и страшен. И увидел ангела, летящего с неба, — святого Сисиния и Сихаила, носящего наручни ледяные, а в руках держащего оружие пламенное. И тут взволновалось море, и вышли семь жен простоволосых, окаянные на вид; они были схвачены силою невидимого царя». На Руси эту легенду использовали как заговор от лихорадки.
Жительница Новгорода XII века Марта составила советы о том, как управлять домом: «Если же родители уже не могут трудиться, то найми для них работника».
Из религиозных текстов на берестяных грамотах находили псалмы, отрывки из молитв, поминальные списки. А на Черницыной улице в Новгороде даже нашли переписку средневековых черниц — монахинь: там с XII века располагался Варварин женский монастырь.

Автор: Анастасия Войко
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна