Игорь Бутман: «Джаз может сравниться только с джазом»

С 13 по 17 марта в Москве, Санкт-Петербурге и Туле
прошел Международный фестиваль «Триумф джаза»
. Его создатель, руководитель Московского джазового оркестра, саксофонист Игорь Бутман рассказал порталу «Культура.РФ» о том, какую музыку он слушает, что такое «российский джаз» и чему зарубежные музыканты могут у нас поучиться.
— Игорь Михайлович, чего вы ждете от смотра в этом году? Чем порадуете зрителей?
— Мы с нетерпением ждем встречи с поклонниками джаза в концертных залах всех трех городов. Очень хотим, чтобы они увидели интересных современных музыкантов, которые будут выступать на нашем фестивале. В этом году к нам приедут гости из США, Германии, Камеруна. Американский бас-гитарист Ришар Бона уже давно полюбился российской публике. Роберт Гласпер — замечательный пианист, виртуоз электроники, блестящий исполнитель джаза. Он выступал как гость на большом гала-концерте Международного дня джаза в Санкт-Петербурге в прошлом году, и мы очень рады, что Роберт вновь к нам приедет. Также у нас выступит победительница Международного конкурса вокалистов имени Сары Воэн в Нью-Джерси Лорин Талезе. Она сыграет специальную программу с нашим оркестром. А занявший второе место наш земляк Олег Аккуратов покажет то выступление, с которым вышел вперед в том конкурсе. Этот молодой человек опередил тогда множество североамериканских исполнителей, вошел в пятерку финалистов — я считаю это поводом для гордости.
Еще мы ждем выступления наших замечательных музыкантов — проекта Sasha Mashin Outsidethebox. В общем, Сашу Машина, который «вышел за пределы коробки» — в моем вольном переводе. Хотя, конечно, его дебютный альбом «Outsidethebox», записанный с Алексом Сипягиным и Женей Стригалевым, больше о «новых, неожиданных идеях» и «независимом мышлении». Приедет из Германии Нильс Вюлькер — один из самых успешных джазовых трубачей и композиторов Европы последнего десятилетия. А группа Евгения Побожего исполнит авторскую музыку и аранжировки популярных мелодий. Интересную программу, объединяющую этно-джаз, фьюжн-джаз и джаз-рок с симфоническим звучанием, подготовил Ivanov Vibe Band — оркестр молодого композитора Иннокентия Иванова. Так что программа очень насыщенная, динамичная, разнообразная, а музыканты современные и талантливые — ждем от фестиваля большого прорыва.
— В следующем году «Триумф джаза» пройдет в юбилейный, 20-й раз. Расскажите, как он начинался? Кто вас поддержал с такой идеей? Почему для вас важно сделать именно джазовый фестиваль в России?
— В 1996 и 1997 году собственными силами, объединив усилия российских гостей и зарубежных, решили создать «Независимый джаз-фестиваль». Почему «независимый»? Да потому что тогда отмечали такой праздник, как День независимости России — тот, который позднее стали называть Днем России. И вот в этот день мы провели два «независимых фестиваля», два года подряд, — сначала в Центральном доме художника
, затем в Концертном зале имени П.И. Чайковского
. У нас выступали именитые американские и российские музыканты — гитарист Джон Аберкромби, басисты Эдди Гомез и Эссиет Эссиет, вокалисты Напуа Девой и Тим Стронг, саксофонист Геннадий Гольдштейн, валторнист Аркадий Шилклопер, пианисты Андрей Кондаков, братья Ивановы и другие.
Затем был небольшой перерыв. Потом в одном хоккейном матче я с столкнулся с президентом фонда «Триумф» Игорем Шабдурасуловым. Он мне напомнил про наш джаз-фестиваль и сказал, что фонд готов поддержать его. Тогда 27 января 2001 года в зале Московского дома кино прошел новый фестиваль. Первый канал снял его и показал по телевизору нас и наших гостей. Среди них была группа Deep Bop Sound, гитарист Пол Болленбэк, барабанщик Билли Кобэм, пианист Андрей Кондаков, басист Алексей Ростоцкий, вокалистка Мария Тарасевич. И вот тогда это был триумф, «Триумф джаза». Поскольку устраивал его фонд, мы так и стали называться. Несколько лет фонд «Триумф» нас поддерживал, пока не прекратил свое существование. Но название мы оставили и продолжили делать фестивали. У нас появились новые спонсоры и партнеры. Временами наши финансовые возможности были скромными, но фестиваль не останавливался ни на один год. Причем всегда был международным — мы приглашали наших гостей и друзей как из России, так и со всего мира. И вот сейчас организуем уже девятнадцатый «Триумф джаза».
— Известно, что каждый музыкант по-разному трактует джаз как направление в музыке. Как лично вы охарактеризовали бы джаз? Можно его сравнить с каким-то направлением в поэзии или живописи?
— Джаз как музыка родился в XX веке на стыке многих движений. Квинтэссенция джаза — это импровизация, которая поставлена во главу всего музыкального действия. Она всегда вызывает восторг и целый спектр эмоций, потому что почти невозможно одну и ту же импровизацию повторить два, пять, десять раз. Музыканты стараются никогда не повторяться, поскольку в этом-то и есть смысл музыки — искать что-то новое. Искать новые ритмы, тембры, комбинации гармоний и интервалов. Все это варьируется, и поэтому мы всегда находим новые и новые эмоции.
Сравнивать с чем-то я бы это не стал: джаз стоит особняком. Тем более музыка итак наиболее абстрактный вид искусства. Джаз разве что с перфомансом стоит рядом, хотя я не большой поклонник этого слова. Записал рифмованные строки, нарисовал что-то — это останется. А вот с музыкой не так, ее трудно зафиксировать, и часто она исчезает бесследно. Эмоция бывает только раз, и в этом, возможно, ее прелесть. Мы, музыканты джаза, записываем одну и ту же мелодию каждый раз по-разному. И только сами, прослушивая, замечаем несовершенства в исполнении. А вообще, я никогда ничего бы не сравнивал — особенно в музыке. Джаз может сравниться только с джазом.
— Джаз зародился на юге США в начале XX века, а когда, на ваш взгляд, появился русский джаз? Он по своей сути подражателен или оригинален?
— Русский джаз родился естественно. Сначала сложились такие обстоятельства, когда народы создали музыку на основе африканских ритмов и песнопений. В этом процессе приняли участие люди американской, европейской, еврейской, российской музыкальной культуры. Да и импровизация, как отличительная черта джаза, в общем-то, свойственна и другим видам музыкального творчества народов мира. Так что хоть это музыкальное искусство оформилось в отдельное направление в Америке и имеет свое место рождения, оно по своей сути международное.
Есть ли русский джаз? Конечно, он звучал уже в 1920-е годы. Потрясающий оригинальный русский джаз — в исполнении многих известных тогда музыкантов
, таких как Валентин Парнах и его «эксцентричный джаз-оркестр», Александр Цфасман и его «АМА-джаз», и главное — Леонид Утесов
. Политическая составляющая несколько замедлила бурный рост джазовой музыки в Советском Союзе. К сожалению, джаз не был принят как искусство.
Но сегодня, к счастью, есть «российский джаз» и его выдающиеся исполнители. Может, и играют они джаз, обращаясь к мировым примерам, но, безусловно, у них есть свои особенности, качество, оригинальность, эмоции. Вспомнить, например, историю с русским балетом. Изначально он подражал французским постановкам, но со временем рождались отличительные черты, свойственные русской культуре. Так же как и с музыкой, которая появилась не так давно и многое приняла от западноевропейской культуры. И потом благодаря талантам Модеста Мусоргского
, Петра Чайковского
, Дмитрия Шостаковича
и других отечественных музыкантов приобрела мировую славу русской классической музыки. Я верю, что пройдет небольшой срок и наша талантливая молодежь завоюет огромный авторитет, и это будет гордо называться «российский джаз».
— Джаз в России сегодня — кого мы, кроме вас, обязательно должны назвать? Какие города отметить на карте, кроме Москвы и Санкт-Петербурга?
— Да все города: есть замечательные фестивали в Новгороде
, Ростове-на-Дону
, Иркутске, Владивостоке
, Южно-Сахалинске, Челябинске, Саратове, Сочи. И там огромное количество людей, которые интересуется музыкой, культурной жизнью, знают и слушают джаз. Интересуются им по-настоящему. И джазовых музыкантов тоже много. Олег Аккуратов, Евгений Побожий, LRK Trio Евгения Лебедева, Игната Кравцова и Антона Ревнюка, Вадим Эйленкриг и, конечно же, Давид Голощекин, Анатолий Кролл — наши «отцы-основатели». И молодая гвардия — Яков Окунь, Сергей Головня, Антон Чекуров, Иннокентий Иванов, Сергей Корчагин, Айк Григорян, Петр Востоков, Олег Грымов, Борис Фрумкин, Илья Морозов, Макар Новиков и другие замечательные музыканты.
— Есть ли в русском джазе то, чему зарубежные джазмены могут поучиться?
— Наверное, тому, как джазмен может быть медийным человеком. Тому, как музыкант может быть менеджером и управлять своими возможностями. В той же самой Америке их не так много. В любом случае, сегодня это постоянный обмен: они берут у нас что-то хорошее, мы — у них. Мы всегда можем встретиться, поиграть, обменяться идеями.
— Можно ли перекладывать классическую музыку на стиль джаза? Есть ли музыкальные сочинения классиков, которые вам больше нравятся в джазовой обработке?
— Да, обработки есть. У нас в репертуаре их достаточно — это Прелюдия до-диез минор Рахманинова
, «Шехеразада» Римского-Корсакова
, «Времена года» Чайковского, «Каприз» Паганини и многое другое. Хочешь — слушай в джазе, хочешь — в оригинале.
— Вы уже много лет в джазе. Оглядываясь назад, можете выделить главные события или встречи с людьми, которые повлияли на то, что вы посвятили свою жизнь джазу?
— Первое — это мой отец Михаил Соломонович, который меня очень вдохновил на джаз. Он сам играл на барабанах и много говорил о музыке. Его разговоры о джазе слишком сильно на меня влияли. Второе — мой педагог по кларнету в музыкальной школе Геннадий Куписок. Затем преподаватель в Музыкальном училище имени Мусоргского, выдающийся саксофонист и композитор Геннадий Гольштейн. Мой первый руководитель Давид Голощекин. Выдающийся джазовый музыкант, дирижер, композитор Олег Лундстрем
, я играл в его оркестре два года.
— Кем бы вы стали, если не музыкантом?
— Не знаю. Наверное, спортсменом или летчиком. В детстве я занимался хоккеем у тренера Евгения Серебрякова. Тогда все говорили о суперзвездах — Валерий Харламов, Борис Михайлов, Сергей Макаров, Владимир Крутов, Игорь Ларионов, и я готов был стремиться к их высотам.
— А режиссерская профессия не привлекает? Может быть, хотели бы когда-нибудь поставить джазовый мюзикл?
— Нет, музыка и театр — это разные вещи. Попробовать написать музыку можно, хотя сегодня это сделать сложнее. На театр мне просто не хватает времени.
— Какую музыку вы слушаете дома, кроме джаза? Если бы вам нужно было оставить один диск или пластинку, то что бы это было?
— В основном я слушаю джаз, причем разный: от современных исполнителей, в большинстве своем американских, до джазового мейнстрима. Кроме джаза я слушаю классическую музыку, а иногда и такие группы, как Deep Purple. Но если бы мне пришлось оставить всего один диск, то, наверное, это был бы мой «Ностальгия».
— На нашем портале «Культура.РФ» есть книги, спектакли, фильмы. Поделитесь с читателями любимой книгой и фильмом?
— Я очень люблю читать Эдварда Радзинского. Особенно его исторические книги об Александре II
, Николае II
, Распутине, Сталине. Многие считают это беллетристикой, ссылаясь на серьезные исторические труды. Но по своему опыту могу сказать, что в науке по-разному трактуют события нашей истории, но факты и суть от этого не меняется. С удовольствием порекомендовал бы этого автора. А из фильмов — один из моих любимых «Амадей» Милоша Формана. Он о том, как гений воспринимается как должное. И пока человек не покинул этот мир, пока его музыку не начали играть все, никто об этом не думает. Еще мне нравится фильм Павла Лунгина «Такси-блюз» — сама картина и проблемы, которые в ней поднимаются, очень близки. Люблю советские комедии и фильмы Вуди Аллена.
Фотографии предоставлены организаторами Международного фестиваля «Триумф джаза».
Беседовала Татьяна Григорьева
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна