Мартобря 86 числа
На Руси неделя длилась девять дней, в XVII веке вели летоисчисление от сотворения мира, а в 1930-е отменили воскресенья и перешли на шестидневную неделю. Еще больше об истории российских календарей — в материале портала «Культура.РФ».
Девятидневная неделя: календарь на Руси
При подсчете дней древние славяне, так же как и многие другие народы, ориентировались прежде всего на погодные условия, движение луны и солнца. Сначала наши предки считали время по сезонам, а потом перешли на 12-месячный лунный календарь.
Славянские месяцы назывались сечень, лютый, березозол, цветень, травень, червень, липец, серпень, вересень, листопад, грудень, студень. Каждый из них связывали с природными явлениями или погодой. Сечень (январь) — время вырубки леса; серпень (август) — жатвы и работы с серпом; в вересне (сентябре) цветет вереск; в грудне (ноябре) появляются груды льда на дорогах. Год для славян начинался в марте вместе со стартом сельскохозяйственных работ.
Доктор славянской филологии Валерий Байдин предположил, что до принятия христианства, то есть до конца X века, считалось, что в неделе девять дней, а в месяце — 40. Об этом упоминает в своем словаре Владимир Даль: «Встарь вели счет у нас сороками и девяностами». Семидневная неделя напрямую связана с библейской историей сотворения мира Богом.
Как в Византии
В X веке, после принятия христианства, на Русь пришел византийский юлианский календарь. По нему летоисчисление начали вести от сотворения мира, а месяцы — называть на латинский манер. К примеру, январь получил свое название от имени римского бога времени, дверей и ворот Януса, февраль был назван в честь бога подземного царства и очищения Фебрууса, а май посвящен богине плодородия Майе.
По новым правилам начало года стали отмечать 1 сентября. Исторически дата связана с порядками Римской империи, где в это время заканчивали экономический год и после сбора урожая подсчитывали прибыль. На Руси же вплоть до XVIII века Новый год отмечали и весной, по славянским традициям, и осенью, по новому календарю. До сих пор воцерковленные православные отмечают год церковного новолетия 14 сентября (1 сентября по старому стилю).
По новым правилам начало года стали отмечать 1 сентября. Исторически дата связана с порядками Римской империи, где в это время заканчивали экономический год и после сбора урожая подсчитывали прибыль. На Руси же вплоть до XVIII века Новый год отмечали и весной, по славянским традициям, и осенью, по новому календарю. До сих пор воцерковленные православные отмечают год церковного новолетия 14 сентября (1 сентября по старому стилю).
К X веку относится и появление русской научной хронологии. Ее основоположником считают средневекового ученого математика Кирика, который жил в Новгородском монастыре в 1110-е годы. Кирик — автор первого русскоязычного труда о правилах ведения календарей — «Учения имже ведати человеку числа всех лет» («Наставления, как человеку познать счисление лет»). В учении математик объяснял, как считать месяцы и дни, ориентируясь на движение солнца и луны, и давал теоретические правила для ведения календарей.
Читайте также:
1708 год «от начала четырех монархий»: календарные реформы Петра I
Во время правления Петра I в стране преобразовывалось буквально все — от государственного управления до промышленности и торговли. Масштабные Петровские реформы коснулись и календаря. Указом «О писании впредь Генваря с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от сотворения мира» император велел вести летоисчисление от Рождества Христова, а Новый год праздновать 1 января на европейский манер. Закон подразумевал плавный переход к новым порядкам и разрешал указывать в бумагах сразу два года: «А буде кто захочет писать оба те лета, от сотворения мира и от Рождества Христова, сряду свободно».
При Петре I появились первые в России печатные календари. Выпускать их могла только Академия наук под кураторством ученых и властей. Деньги с продаж направляли на содержание Кунсткамеры в Санкт-Петербурге. Самый первый гражданский календарь датируется 1708 годом, он назывался «Календарь, или Месяцеслов христианский». Это была небольшая 16-страничная книжка, в которой указывали текущие даты и год, причем в соответствии с разными хронологиями: и от сотворения мира, и от Ноева потопа, и даже «от начала четырех монархий — вавилонской, персидской, греческий и римской».
Один из самых известных российских календарей того периода был составлен сподвижником Петра, российским инженером и астрологом Яковом Брюсом в соавторстве с математиком и географом Василием Киприяновым. Брюс и Киприянов напечатали особенный календарь, который не устаревал в конце года: им можно было пользоваться несколько лет. В календаре печатали прогнозы погоды и указывали даты начала сельскохозяйственных работ, а также дни, когда следует «мыться в мыльне и платье кроить, брады брить, чтоб не скоро вырастали, рыбы ловити, детей в училище отдать, чтоб были учены». Монополия Академии наук на издание календарей была снята только в середине XIX века, с тех пор календари стали печатать в любых частных типографиях.
Выходной в «фиолетовое пятое число»: календарь после революции
В январе 1918 года советское правительство приняло решение перейти на григорианский календарь. От юлианского отказались по нескольких причинам. Во-первых, Россия на 13 дней отставала от Европы, что мешало и в деловых вопросах, и в обыденных: например, по штемпелям телеграмма из России прибывала в Европу раньше, чем была отправлена. Во-вторых, переход на григорианский календарь позволял новой, светской стране уйти от церковного исчисления. Кстати, Русская православная церковь до сих пор придерживается юлианского календаря.
Утверждая светские правила жизни, советские власти не отказались от привычного летоисчисления и продолжили его вести от Рождества Христова. При этом в каждом советском календаре вплоть до 1991 года подписывали «NN-ный год Великой октябрьской социалистической революции».
Еще одна реформа связана с идеей отказаться от воскресений. В 1929 году вышло постановление «О переходе на непрерывное производство в предприятиях и учреждениях СССР». По нему год разделялся на 72 недели (вместо 52) по пять дней в каждой, оставшиеся пять дней считались праздничными. Работников предприятий разбивали на пять групп, каждой группе присваивался цвет: желтый, розовый, красный, фиолетовый или зеленый. Соответствующим цветом был отмечен в календаре выходной день для каждой группы рабочих.
Новые порядки были неудобны в повседневной жизни: нередко выходило, что у мужа и жены выходные не совпадали. Иронически о непрерывной неделе рассуждали Ильф и Петров в «Золотом теленке». Герой романа старик Хворобьев ненавидел советскую власть и «с отвращением исхлопотал себе пенсию», когда его «методологическо-педагогический сектор перешел на непрерывную неделю и, вместо чистого воскресенья, днями отдыха Хворобьева стали какие-то фиолетовые пятые числа».
В конце 1931 года вышло еще одно постановление о переходе на шестидневную неделю. Теперь каждый шестой день, то есть 6-е, 12-е, 18-е, 24-е и 30-е число, — стал обязательным выходным для всех. Шестидневка просуществовала почти 10 лет и была отменена только летом 1940 года: с тех пор неделя вновь стала семидневной.
Автор: Мария Соловьева
Смотрите также