Публикации раздела Архитектура

Пермские боги

Скульптуры в православии — явление необычное. Еще в 1722 году Святейший синод запретил использовать их в богослужении. Но жители северных регионов продолжали вырезать фигуры Спасов, ангелов и православных святых из дерева и размещать их в церквях. Самую обширную коллекцию деревянной православной скульптуры в России исследователи собрали и сохранили в Пермском крае.

Находки Николая Серебренникова

Пермские скульптуры первым обнаружил краевед Николай Серебренников в 1922 году. Изваяния высотой в человеческий рост стояли в заброшенной часовне на старом кладбище. Ученому они напомнили и языческих идолов, и православных святых одновременно — находки решено было переместить в Ильинский краеведческий музей.

За следующие три года Серебренников вместе с этнографом Александром Сыропятовым организовали несколько экспедиций в отдаленные села пермской земли и собрали там еще 280 подобных скульптур. Такое количество экспонатов могло вместить только крупное хранилище — собрание выставили в только что открывшемся Пермском художественном музее.

Творцы [пермских] скульптур, не имея образования, по интуиции достигли создания таких прекрасных произведений.
Анатолий Луначарский, народный комиссар просвещения

Больше всего православных фигур находили в церквях на севере Пермского края: в Усолье на берегу Камы и вверх по реке — в Соликамске, Чердыни. Среди них были отдельные скульптуры — фигуры Николая Можайского, Параскевы Пятницы, Иисуса Христа, а также скульптурные группы и целые резные иконостасы.

Жители отдаленных деревень относились к фигурам по-разному. Часть прихожан воспринимала их как украшение храма, остальные же почитали как идолов: одевали, подносили еду, задабривали дарами. Именно из-за такого, особого отношения к изваяниям исследователи стали называть скульптуры «богами».

Собирать их оказалось непросто: жители не всегда отдавали скульптуры добровольно. Изваяния провожали с плачем, в некоторых селениях фигурам сооружали гробы и устраивали им «похороны». Жители деревень были уверены: чужаки уничтожат их святых. Однако благодаря краеведам-собирателям «пермские боги» уцелели в советские годы, в отличие от другого церковного имущества.

Как ваяли пермских богов

Сюжеты

Чаще всего вырезали распятия и Иисуса, который ожидает казни в темнице. Его изображали сидящим, с палкой в руке и терновым венцом на голове. Пермские резчики были мастерами разного уровня: в коллекцию Серебренникова попали и примитивные фигуры, и истинные произведения искусства. Но, как правило, и те и другие старались запечатлеть выражение смирения и печали на лице страдающего Христа.

Материал

Мастера использовали сосну: она мягче, проще в обработке и лучше хранится. Мелкие детали вырезали из брусков липы. Иногда в ход шли более твердые породы: береза, ель. Дерево тщательно готовили к работе. Сначала его сушили, чтобы готовая скульптура не деформировалась, потом выравнивали заднюю часть бревна для барельефных фигур. Чаще всего резчики удаляли и сердцевину бревна: полое изваяние почти не трескалось со временем.

Крепление деталей

Если блок для будущей скульптуры оказывался маленьким, его наращивали: приклеивали дерево так, чтобы были незаметны стыки. Выступающие части — руки, терновые венки с шипами, крылья ангелов — мастера всегда изготавливали отдельно, а затем крепили в специальное гнездо со штифтами и тоже фиксировали клеевым раствором.

Инструменты

Уже в XVIII веке деревенские ваятели использовали специальные инструменты. На деревянных фигурах сохранились следы не только топора и ножа, но и долота, стамески, пилок, буравы и других столярных приспособлений. С их помощью скульпторы вырезали сложные формы — локоны волос, складки ткани.

Покраска

Готовую фигуру вначале шлифовали. Затем мастера оклеивали основу холстом, который грунтовали. Но этот метод использовали не так часто. Обычно краску наносили прямо на дерево: это дешевле и быстрее. Но в этом случае красочный слой приходилось часто обновлять. Окрашивали фигуры в приглушенные цвета, которые подчеркивали рельеф. Иногда скульпторы имитировали его, сочетая светлые и темные мазки.

Авторы скульптур

Резные иконостасы с барельефными фигурами и скульптурные группы создавали послушники пермских монастырей — больше всего сохранилось фигур Пыскорской монастырской мастерской. Единичные статуи изготавливали сельские мастера. Их имена остались неизвестными, за редким исключением: например, сохранилась информация о скульпторе из пермской Лысьвы — крепостном Дмитрии Домнине. В середине XVIII века его вместе с другими крепостными из соседнего села отправили в Лысьву строить заводские цеха и здание управления. В свободное время Домнин вырезал фигуры православных святых и жертвовал их в местную церковь.

Экспонаты Пермской галереи

Одно из произведений Дмитрия Домнина — монументальная скульптура «Саваоф» — хранится в собрании Пермской художественной галереи, как сейчас называется бывший краевой художественный музей. Домнин изобразил Бога Отца — Саваофа, сидящего в облаках. В руках Господь Саваоф держит скипетр и державу. Скульптура в основном барельефная и крепится вплотную к стене. В Лысьве она венчала иконостас сельской церкви.

Также в Пермской галерее находятся необычные распятия, на которых Иисуса изображали с лицом монголоидного типа, как у местных народов. Одна из таких скульптур — распятие из Усолья первой половины XVIII века. Это крупное изваяние, фигура Иисуса в нем — почти в человеческий рост. Видно, что автор хорошо знал анатомию: соблюдены пропорции тела, проработаны пучки мышц и выступающие кости.

В отличие от усольского распятия у соликамского «Сидящего Иисуса» европейские черты лица. Резчик изобразил его без одежды, в терновом венке. Из-под шипов будто бы льется кровь, а на теле — следы избиений. Вырезаны даже самые мелкие детали: складки век, морщины, локоны волос и выступающие сухожилия на руках. «Сидящий Иисус» из Соликамска — самая реалистичная из пермских фигур.

Автор: Лидия Туляганова

Смотрите также

Католические храмы России
Изысканная неоготика в Москве, Красноярске и Владивостоке.
Деревянная Москва
10 старинных зданий столицы.
Что означают купола православных церквей
Разбираемся в архитектурной символике: форма, цвет и количество.