Войти Версия для слабовидящих

Дореволюционная реклама

Во второй половине XIX века вошла в моду забота о здоровье и личной гигиене. Любой мог зайти в аптеку и купить порошки для мгновенного похудения, мыло от веснушек и почти волшебные жидкости, способные обратить лысины в буйные кудри. Портал «Культура.РФ» изучил рекламные объявления в дореволюционных журналах и узнал, что можно было приобрести в аптеках и магазинах той эпохи.

ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ



В начале XX века в аптеках и аптечных магазинах (которые больше были похожи на хозяйственные магазины) появились пищевые добавки. Также здесь хозяйка могла приобрести лаки и порошки для окрашивания яиц, ваниль — в палочках и толченную с сахаром, шафран, корицу, фруктовую эссенцию, кардамон, винный уксус.

Производители нередко играли на любви потребителя ко всему иностранному, поэтому приписывали продуктам заграничное происхождение. В то время можно было купить не только французскую минеральную воду «Виши», но и бразильское мыло да Коста, французский одеколон и английские пилюли от бессонницы.


Пищевые добавки, которые пользовались спросом у потребителей, нередко подделывали. Поэтому в объявлениях часто предупреждали, что покупать продукцию нужно только в проверенных аптеках и магазинах.

Большое внимание уделяли личности самого фармацевта — средство часто называли по имени того, кто его придумал. Аптекарям в XIX веке реклама помогала не только увеличивать продажи, но и поддерживать репутацию образованного человека, у которого есть собственные изобретения.

Из продуктов питания на страницах журналов чаще всего мелькали диетические препараты доктора Ламанна, американская овсянка «Геркулес» в коробках, «вкусный мясной бульон» «Магги» в кубиках.

ДЕКОРАТИВНАЯ И ЛЕЧЕБНАЯ КОСМЕТИКА



Если в наше время женский стандарт красоты диктует легкий загар, то в конце XIX века дамами почиталась белизна кожи. Лицу женщины полагалось быть не только белым, но и чистым — веснушки, экзема и краснота были недопустимы. В аптеках появился огромный выбор лечебной и декоративной косметики.

Уже тогда женщины вели активную борьбу с признаками старения. Для этого они использовали не только крема и всевозможные притирания, но и сложные агрегаты. Например, популярностью пользовались паровые ванны компании «Ралле и Ко».


Дореволюционная реклама косметики отличалась от рекламы лекарственных средств ярким и изящным оформлением. Того требовал только что вошедший в моду стиль модерн. Образ женщины в рекламе стал своего рода гарантом высокого качества продукта. Нарисованных в объявлениях девушек скоро стали воспринимать как эталоны красоты.

Плакаты, этикетки и объявления в журналах должны были выглядеть дорого, поэтому к работе над ними даже привлекали именитых художников: Михаила Врубеля, Константина Коровина, братьев Васнецовых. Композиция иллюстраций была одинакова: на них изображали женщин с правильными чертами лица и дружелюбными улыбками. Персонажи демонстрировали полную удовлетворенность рекламируемым продуктом.

СРЕДСТВА ДЛЯ УХОДА ЗА ВОЛОСАМИ, БОРОДОЙ И УСАМИ



Здоровые и ухоженные волосы были мечтой не только каждой женщины, но и каждого мужчины. В то время популярность обрели помады для укладки, эликсиры, притирания, фиксаторы, душистые масла и различные настои для роста волос.

По моде конца XIX — начала XX века мужчины носили пышные усы и бороды. Помады для них изготавливали на основе масел — оливкового, миндального и пальмового. К основе добавляли воск, масло какао и иногда парафин. Аромат такому средству придавали цветы — розы, герань, жасмин, резеда, гиацинты.

От выпадения волос покупателям рекомендовали разные воды. Чаще всего они представляли собой слабые растворы мыла, поташа, аммиака, в которые добавлялось небольшое количество эфирного масла или спирта.


Производители всех подобных средств заверяли, что использование их продукта не только заставит даже самую безнадежную лысину покрыться роскошными локонами, но и предупредит появление седины, вернет естественный цвет волос. Причем вне зависимости от возраста того, кто его применит. Когда подобные средства не помогали и седина не отступала, мужчины и женщины прибегали к помощи краски для волос.

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ



Низкий уровень гигиены и неправильное питание поспособствовали тому, что желудочно-кишечные заболевания стали бичом Российской империи. Поэтому большая часть лекарственной рекламы начала XX века приходилась на соответствующие средства.

Реклама «Ара» была по-своему уникальна — объявление публиковали в журнале «Природа и люди» на протяжении всего 1908 года, и оно практически никогда не повторялось. То есть было создано более 40 разных рекламных объявлений этого слабительного.

Оформляли рекламу лекарственных средств очень разнообразно. Чтобы привлечь внимание читателя, использовали впечатляющие элементы: указующие персты; руки, разворачивающие свиток с рекламным объявлением; набранные очень крупным шрифтом первые слова текста.

Если в 1860–70-х в рекламе использовались простые штриховые рисунки, то в начале XX века появились настоящие сюжетные картинки. Часто они выполнялись в сложной технике: рекламодатели становились более требовательными, а рекламные художники — более профессиональными.

ТЕХНИЧЕСКИЕ УСТРОЙСТВА



Помимо собственно лекарств, в аптеках продавали медицинский инвентарь: дезинфекционные средства, перевязочный материал, хирургические инструменты и предметы ухода за больными.

Можно было купить в аптекарских магазинах и вещи, не имеющие никакого отношения к медицине: лаки и краски для ремонта, табак, фейерверки, фотографические принадлежности, компасы, бинокли, очки, пенсне и многое другое.

Нередко в аптечном магазине продавались и совсем экзотичные товары. Например, музыкальные инструменты — мандолины, гитары, балалайки, граммофоны и пластинки, велосипеды, посуда и рыболовные принадлежности.

Автор: Дарья Лёгкая

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

Прямая трансляция 18 ноября, в 19:00. Камерный зал Филармонии

Ансамбль неаполитанских инструментов «Серенада»

Прямая трансляция 18 ноября, в 19:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

Посвящение Мастеру. «Необъятный Рязанов». Юбилейный концерт в день рождения. Кино. Музыка. Слово

Прямая трансляция 17 ноября, в 20:00. Кафедральный собор св. Петра и Павла

«Парад планет». «Созвучия созвездий»

Прямая трансляция 17 ноября в 19:00. Концертный зал имени С. В. Рахманинова

Государственный камерный оркестр джазовой музыки имени Олега Лундстрема. Музыка из кинофильмов и мюзиклов

Прямая трансляция 17 ноября, в 19:00. Камерный зал Филармонии

От трубадуров до барокко

Прямая трансляция 17 ноября, в 19:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

И. С. Бах — Магнификат В. А. Моцарт — Реквием

Прямая трансляция 17 ноября, в 12:00. Русский музей

«Пабло Пикассо и искусство XX века»

Прямая трансляция 16 ноября, в 19:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

Рудольф Бухбиндер, Государственный академический симфонический оркестр России имени Е.Ф.Светланова

Прямая трансляция 16 ноября, в 19:00. Камерный зал Филармонии

Алексей Любимов, струнный квартет «Студия новой музыки»

Фотовыставка Istanbul Photo Awards 2017, лекции о средневековой Руси и закрытие фестиваля «CONTEXT. Diana Vishneva».

Подробнее

Церемония открытия состоялась в Главном штабе Эрмитажа.

Подробнее

Он оказал большое влияние на развитие архитектуры и дизайна XX века.

Подробнее

Бренд «Библиотека нового поколения» презентовало агентство BBDO.

Подробнее

Зрителей ждут мировые и российские музыкальные премьеры.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть