Войти Версия для слабовидящих

5 произведений Маяковского из школьной программы

«Послушайте!» и «Облако в штанах», «Левый марш» и «Про это» — вспоминаем, как и где Владимир Маяковский написал свои известные произведения.

Владимир Маяковский. Фотография: photochronograph.ru

«ПОСЛУШАЙТЕ!»

«Послушайте!» Владимир Маяковский написал в 1914 году, в период своего увлечения футуризмом. Вместе с Василием Каменским и Давидом Бурлюком Маяковский ездил в турне по городам России — они читали свои стихи и лекции о поэзии.

«Поэзия футуризма — это поэзия города, современного города. Город обогатил наши переживания и впечатления новыми, городскими элементами, которых не знали поэты прошлого. <…> Лихорадочность — вот что символизирует темп современности. <…> Поэзия... должна соответствовать новым элементам психики современного города»

Трудовая газета, г. Николаев. Выпуск 26 января 1914 года


С организацией футуристического турне поэту помогала его возлюбленная — Софья Шамардина. Именно она стала свидетельницей рождения стихотворения «Послушайте!». Шамардина вспоминала, как они с Маяковским ехали на извозчичьей пролетке. Поэт смотрел на хмурое небо, изредка мелькавшие звезды и спонтанно «наговаривал» первые строки стихотворения.


«Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — кто-то хочет, чтобы они были?
Значит — кто-то называет эти плевочки жемчужиной?

И, надрываясь
в метелях полуденной пыли,
врывается к Богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит —
чтоб обязательно была звезда! —

Отрывок из стихотворения «Послушайте!»


«ОБЛАКО В ШТАНАХ»


История поэмы «Облако в штанах» связана с другой любовью Маяковского — Марией Денисовой. Они познакомились в том же футуристическом турне — в 1914 году в Одессе. Василий Каменский вспоминал, что Маяковский влюбился в нее сразу и безудержно.

«Бурлюк глубокомысленно молчал, наблюдая за Володей, который нервно шагал по комнате, не зная, как быть, что предпринять дальше, куда деться с этой нахлынувшей вдруг любовью. <…> Он метался из угла в угол и вопрошающе твердил вполголоса: Что делать? Как быть? Написать письмо?»

Василий Каменский


Мария Денисова побывала на нескольких вечерах Владимира Маяковского. Он все-таки решился признаться в своих чувствах — в день, когда предстояло уезжать из Одессы и продолжать турне. Однако поэта ждало разочарование: Денисова была помолвлена. Позже она стала одним из прообразов героини поэмы «Облако в штанах».

И вот,
громадный,
горблюсь в окне,
плавлю лбом стекло окошечное.
Будет любовь или нет?
Какая —
большая или крошечная?
Откуда большая у тела такого:
должно быть, маленький,
смирный любёночек.
Она шарахается автомобильных гудков.
Любит звоночки коночек.
<…>
Вошла ты,
резкая, как «нате!»,
муча перчатки замш,
сказала:
«Знаете —
я выхожу замуж».
Что ж, выходите.
Ничего.
Покреплюсь.
Видите — спокоен как!
Как пульс
покойника.

Отрывок из поэмы «Облако в штанах»


О поэме Владимир Маяковский вспоминал в автобиографии «Я сам»: «М. Горький. Читал ему части «Облака». Расчувствовавшийся Горький обплакал мне весь жилет. Расстроил стихами. Я чуть загордился. Скоро выяснилось, что Горький рыдает на каждом поэтическом жилете. Все же жилет храню. Могу кому-нибудь уступить для провинциального музея».

«ЛЕВЫЙ МАРШ»

Стихотворение «Левый марш» появилось в декабре 1918 года. В это время только закончилась Первая мировая война, в разгаре была Гражданская. Владимира Маяковского, известного своими агитационными сочинениями, пригласили выступить в Матросском театре бывшего Гвардейского экипажа.

Позже поэт вспоминал: «Мне позвонили из бывшего Гвардейского экипажа и потребовали, чтобы я приехал читать стихи, и вот я на извозчике написал «Левый марш». Конечно, я раньше заготовил отдельные строфы, а тут только объединил адресованные к матросам». Перед матросами Маяковский прочитал свою полуимпровизацию впервые, а через год стихотворение вошло в его первое собрание сочинений «Всё сочиненное Владимиром Маяковским. 1909–1919».

Разворачивайтесь в марше!
Словесной не место кляузе.
Тише, ораторы!
Ваше
слово,
товарищ маузер.
Довольно жить законом,
данным Адамом и Евой.
Клячу историю загоним.
Левой!
Левой!
Левой!

Отрывок из стихотворения «Левый марш»


«НЕОБЫЧАЙНОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ, БЫВШЕЕ С ВЛАДИМИРОМ МАЯКОВСКИМ ЛЕТОМ НА ДАЧЕ»


«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» поэт написал в 1920 году, когда гостил у своего знакомого Сергея Румянцева в поселке Акулова гора. Стихотворение появилось с точным «адресом»: «Пушкино, Акулова гора, дача Румянцева, 27 верст по Ярославской жел. дор.». В основе его сюжета лежит беседа двух «светил» — поэта и приглашенного на чай солнца — о высоком предназначении и долге «светить всегда, светить везде».

Стена теней,
ночей тюрьма
под солнц двустволкой пала.
Стихов и света кутерьма
сияй во что попало!
Устанет то,
и хочет ночь
прилечь,
тупая сонница.
Вдруг — я
во всю светаю мочь —
и снова день трезвонится.
Светить всегда,
светить везде,
до дней последних донца,
светить —
и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой
и солнца!

Отрывок из стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»


В этой подмосковной местности — сегодня город Пушкино — Владимир Маяковский бывал несколько раз в год. Здесь он создал и другие стихотворения: «Дачный случай» и «Отношение к барышне», «Гейнеобразное» и «Мы отдыхаем», главы к поэме «Хорошо» и агитационные стихи для «Окон РОСТА». Сегодня в Акулово работает дача-музей В.В. Маяковского.

«ПРО ЭТО»


Поэму «Про это» Владимир Маяковский написал в период душевных страданий. В разгар его романа с Лилей Брик они расстались на два месяца, во время которых поэт, вопреки уговору, подстерегал ее в парадных, писал письма и передавал цветы.

«Мне в такой степени опостылели Володина халтура, карты и пр., что я попросила его 2 месяца не бывать у нас... Он днём и ночью ходит под моими окнами, нигде не бывает и написал лирическую поэму в 1300 строк!»

Отрывок из письма Лили Брик


«Про это» Маяковский впервые оформил лесенкой — этот стиль стал позже его визитной карточкой. Поэма вышла в 1923 году. Иллюстрациями к произведению стали фотоколлажи художника-конструктивиста Александра Родченко.

Эта тема ко мне заявилась гневная, приказала:
     — Подать
          дней удила! —
Посмотрела, скривясь, в мое ежедневное
и грозой раскидала людей и дела.
Эта тема пришла,
          остальные оттерла
и одна
    безраздельно стала близка.
Эта тема ножом подступила к горлу.
Молотобоец!
       От сердца к вискам.
Эта тема день истемнила, в темень
колотись — велела — строчками лбов.
Имя
  этой
    теме:
. . . . . . !

Отрывок из поэмы «Про это»


Автор: Тесленко Диана

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

Прямые трансляции вечеров Третьяковской галереи на «Культура.РФ»

Третьяковская галерея — ХХ век. Телониус Монк

Прямая трансляция 22 июня, в 19:00. Концертный зал имени П.И. Чайковского

Академический ансамбль песни и пляски Российской Армии имени А. В. Александрова

День памяти и скорби

22 июня началась Великая Отечественная война

Режиссер с «мультяшной» фамилией

В день рождения Вячеслава Котеночкина

Основатель Товарищества передвижников

Русский живописец Иван Крамской

Раскрываем секреты картины Василия Поленова

Что именно сказитель былин Никита Богданов рисовал на песке

Поэзия русской жизни на картинах Михаила Нестерова

Видеогалерея ко дню рождения художника

Учись, студент

Видеоролик из фильмов с Александром Демьяненко

Академик живописи Алексей Саврасов

Русский мастер лирического пейзажа

Посетителей ждут выставки, спектакли и встречи с известными писателями.

Подробнее

Самые интересные культурные события Москвы на этих выходных в подборке портала «Культура.РФ».

Подробнее

Самые интересные события выходных.

Подробнее

Свои работы в области современного искусства представит арт-группа Recycle Group.

Подробнее

Зрители смогут увидеть 200 фильмов из 60 стран мира.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть