Войти Версия для слабовидящих
Популярное

История одной вещи: волосник

Во время раскопок в Московском Кремле специалисты Института археологии РАН обнаружили настоящую археологическую сенсацию: сохранившиеся волосники — расшитые золотом головные уборы XVI века. Почему это важно и какую историю может рассказать один предмет — разбирается «Культура.РФ».


Волосником на Руси называли шапочку, сплетенную из золотых нитей, с шелковым очельем. Замужние женщины носили волосник под платком, чтобы ни одна прядь не выбивалась из-под покрова: быть простоволосой считалось большим грехом.

«Мать зажгла висячую лампу и в одной холщовой рубашке, без волосника, совсем как девочка, побежала к своей кровати в заднем углу и набросила на себя сарафан и повойник».

Федор Гладков, «Повесть о детстве» (1948)


Примеров таких головных уборов сегодня известно немного, всего около 30, ведь деликатная ткань очень плохо сохраняется под землей. А при резком изменении влажности золотые нити найденных волосников начинают быстро разрушаться, и для их спасения необходимо срочное вмешательство реставраторов.

Специалисты считают, что обнаруженные волосники принадлежали знатным женщинам, возможно имевшим отношение к царской семье: шелк и золотые нити в XVI–XVII веках стоили дорого и были недоступны простым, пусть даже и обеспеченным горожанам.

Головной убор замужней женщины на Руси был сложным и состоял из нескольких предметов — волосника, кокошника, или кики, убруса, или платка. Волосник был базовой частью убора: его кружевная, сетчатая верхняя часть придерживала забранные волосы и не давала им спутываться и выглядывать из-под платка, а очелье (тканевая полоса с орнаментом) стягивалось на затылке и плотно облегало голову. Таким образом верхний головной убор средневековой женщины защищался от грязи.

Чаще всего очелье делали из красного шелка: красный цвет на Руси имел особое значение. Он символизировал праздник, радость и власть. Чтобы придать очелью индивидуальность и магическую силу, на нем вышивали золотой орнамент — уникальный для каждого волосника. Символический узор должен был оберегать хозяйку убора от сглаза и злых духов.

Реставраторы Центра имени И.Э. Грабаря восстанавливали волосник очень аккуратно, ниточка за ниточкой, постепенно очищая его от земли и грязи.


«Каждый археологический предмет требует индивидуального подхода. Самое главное — понять, какую методику очистки можно применить в каждом случае, какой способ реставрации выбрать. В реставрации фрагментов волосников самым сложным был этап очистки: необходимо было удалить загрязнения, не повредив ни одной нити, и таким образом сделать возможным восстановление элементов орнаментов», — рассказала реставратор ВХНРЦ имени И.Э. Грабаря Наталья Синицына.

На дошедших до нас волосниках часто встречаются орнаменты с изображениями мифических животных (олени, павлины, единороги), почти на каждом встречаются элементы растительного орнамента и «древа жизни».


С древности изображение единорога было широко распространено по всей Европе. В искусстве Руси единорог, или индрик, появился примерно в XI веке. В 1560-х годах единорог стал личным знаком Ивана Грозного и геральдическим символом московских князей. Изображения этого мифического животного появились на печатях и эмблемах, царских предметах, стали часто использоваться в архитектуре, декоре, в предметах декоративно-прикладного искусства, на одежде.

Олень — символическое животное древней культуры. Он ассоциировался с грациозностью, мудростью, стремительностью. Из-за древоподобных, периодически обновляющихся рогов олень символизировал изобилие, вечное обновление жизни и ход времени. Иногда олень изображался также посланником богов или небесных сил, чудесным вестником и проводником, указывающим путь к цели.

Автор: Анастасия Гусева

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

Прямая трансляция 21 октября, в 15:00. Камерный зал Филармонии

Тысяча и одна ночь Шехерезады

Прямая трансляция 21 октября, в 19:00. Камерный зал Филармонии

Гретри. «Петр Великий»

Прямая трансляция 21 октября в 19:00. Концертный зал имени С. В. Рахманинова

Оркестр Московской филармонии, Даниэль Райскин, Дмитрий Маслеев

Прямая трансляция 21 октября в 19:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

Камерный оркестр «Московия», Эдуард Грач

Прямая трансляция 21 октября в 14:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

Национальный филармонический оркестр России, Ли Бяо

Прямая трансляция 20 октября, в 19:00. Камерный зал Филармонии

Древнерусская духовная музыка и духовные стихи XV–XVIII веков

Прямая трансляция 20 октября, в 21:00. Калининград

«Догадки, прорывы, предвидения авангарда»

Прямая трансляция 19 октября в 19:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

«Я помню чудное мгновенье». Вечер русского романса

Концертно-театральную программу покажут на фестивале актуальной классики Re:Formers.

Подробнее

В подборке портала «Культура.РФ» — интересные события в эти выходные.

Подробнее

Изображение будут проецировать на фасад Зимнего дворца и крейсер «Аврора».

Подробнее

Ее возглавят Николай Цискаридзе и Борис Эйфман.

Подробнее

Руководители, консультанты и участники секции провели пресс-конференцию, посвященную работе секции.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть