Архитектура Руси XVI века: время каменных храмов

XVI век стал важным периодом для русской архитектуры: Русь освободилась от татаро-монгольского ига и возобновилось строительство каменных зданий. В страну приезжали иностранные мастера, появился новый тип храмов — высокие шатровые конструкции. Расширение государственных границ и присоединение новых народов требовали возведения новых церквей. «Культура.РФ» рассказывает, как политические изменения и экономический подъем повлияли на зодчество и как появились знаменитые храм Василия Блаженного
и колокольня Ивана Великого
.
Аполлинарий Васнецов. Крытый Воскресенский мост в конце XVI века (фрагмент). 1921. Музей истории и реконструкции города Москвы, Москва
Аполлинарий Васнецов. «Татары идут». Конец XVI века («Идут!» Набег татар на Москву) (фрагмент). 1910. Ульяновский областной художественный музей, Ульяновск
Аполлинарий Васнецов. Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало XVII века (фрагмент). 1913. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Что влияло на архитектуру в XVI веке

В XVI веке Русь полностью освободилась от подчинения Золотой Орде, которое длилось около 240 лет. Разрушения и гибель множества людей во время завоевательных походов хана Батыя надолго остановили каменное строительство. Теперь государство восстанавливало свои территории, и в том числе поэтому появлялось множество новых сооружений. За время зависимости от Золотой Орды на Руси появились новые политические центры. Усилилась Москва вместо прежних Владимира и Великого Новгорода
, ее князь стал главным правителем. Город отстраивали в соответствии с новым статусом и ролью. Развивать каменное строительство здесь начал князь Иван Калита в XIV столетии.
Д.В. Прохорский, Афанасий Афанасьев. Портрет Ивана Калиты (фрагмент). 1819. Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник, Москва
Б. Чориков, П. Иванов. Великий князь Иоанн III Васильевич. Лист из серии «Русская историческая литография». (фрагмент). 1836. Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля, Омск
Николай Уткин. Портрет Иоанна IV Грозного (фрагмент). 1832. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва
На зодчество повлияли и изменения во внутренней политике. В конце XV века царь Иван III не только покончил с зависимостью от Орды, но и присоединил к московскому княжеству Ростов
, Великий Новгород
, Тверь
, Двинские земли и принял титул «Государь всея Руси», который означал, что государство начало объединяться вокруг одного центра.
Завоевания продолжались и в XVI веке. Иван IV взял Казанское ханство на востоке и Астраханское на юге, начал присоединять территории Урала
и Сибири
. Это увеличило влияние Руси и превратило ее в крупную многонациональную державу. Грозный же принял еще один новый титул — «Царь всея Руси» — и назвал свои владения Русским царством. Так множество самостоятельных княжеств превратились в единое государство.

Новые церкви XVI века: от купола к шатру

После долгого периода ига в XVI веке на Руси снова начали возводить каменные храмы
. Многие деревянные сооружения домонгольского периода сгорели или были разрушены, и им требовалась долговечная замена. Государство прирастало новыми территориями, в том числе теми, где еще не распространилось православие. Поэтому церкви стали одной из главных работ для зодчих этого времени.
В XVI столетии в церковной архитектуре возникло несколько новых типов конструкций. Главными стали шатровые храмы — высокие, напоминающие башни здания, которые завершались заостренной крышей в виде шатра. Сверху его могла украшать маковка — маленький купол, похожий формой на луковицу. Такие храмы существовали только на Руси, в других странах их не строили.
Сам тип шатрового храма возник на Руси до XVI века, когда основным материалом у зодчих было дерево, а возводить из прямых досок и балок скругленные формы куполов было очень сложно. Специалисты по древнерусскому зодчеству Петр Максимов и Николай Воронин считали, что подобные церкви появились около XI века. Их изображения сохранились на иконах — например, на «Введении Богородицы в храм» XIV столетия.
Троицкий собор, Александров, Владимирская область. Фотография: Владимир Рогожников / фотобанк «Лори»
Стены Новгородского кремля и башня «Часозвоня», Великий Новгород. Фотография: Е.О. / фотобанк «Лори»
Церковь Вознесения Господня, Коломенское, Москва. Фотография: lana1501 / фотобанк «Лори»
Историки архитектуры долго спорили, какой из каменных шатровых храмов появился первым. В наше время называют два таких объекта: церковь Вознесения Господня
в подмосковном Коломенском и Троицкая церковь
(сейчас Покровская) в Александровской слободе (город Александров Владимирской области). Аргументы в пользу первого варианта приводил архитектор-реставратор Сергей Подъяпольский, который датировал каменный храм в Коломенском 1530-ми годами. Церковь в Александровской слободе изучал архитектор Вольфганг Кавельмахер и находил доказательства, что ее возвели в 1510-е годы. Также существует теория археолога Анатолия Кирпичникова, согласно которой первой каменной шатровой постройкой была башня «Часозвоня» в Великом Новгороде: она появилась в 1443 году и рухнула в 1641-м.
Церкви в Коломенском и в Александровской слободе имели схожие черты. Обе появились как небольшие храмы внутри царских усадеб, и обе возвели иностранные зодчие — итальянцы Алевиз Новый и Петрок Малый.
Облик каменных шатровых храмов постепенно менялся. От сооружений с одним шатром архитекторы перешли к крупным многоглавым. Один из самых известных примеров — собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву на Красной площади, он же — храм Василия Блаженного
. Здание появилось в 1550–60-х годах. Архитектор из Пскова
Постник Яковлев создал девять приделов — отдельных церквей, которые назвали в честь разных святых. Позже здания соединили галереями и превратили в единый комплекс. В издании «Архитектурные ансамбли Москвы» исследователи указывали, что у этого решения было символическое значение: несколько церквей на одном основании соответствовали Небесному Иерусалиму — идеальному городу, который в Писании обещан истинным христианам в конце времен. Храм Василия Блаженного построили без фундамента. Высокое для своего времени здание в 60 метров стояло только на нежилом этаже — подклете.

Особенности архитектуры XVI века

До XVI столетия главным строительным материалом на Руси было дерево. Из камня строили реже, он шел на здания с мощными перекрытиями и арками, которые соединяли разные части строения и держали крышу. Новшеством после освобождения от татаро-монгольского ига стали инженерные решения бесстолпных и шатровых конструкций. Они перекочевали в каменное строительство из деревянного.
В XVI веке стали разрастаться города, в них возникали большие архитектурные комплексы. В Москве в конце XV столетия государь Иван III решил перестроить Кремль. У крепости и резиденции московских правителей появились более высокие кирпичные стены, а сам облик стал торжественным и величественным. В этот же период построили самое высокое здание в городе — колокольню Ивана Великого. Ее проектировал итальянский зодчий Бон Фрязин, который привез в Россию традицию кампанил — отделенных от церкви колоколен. Здание считалось очень прочным, хотя у него, как и у храма Василия Блаженного, не было устойчивого фундамента. Постройка опиралась на дубовые сваи, которые уходили на четыре метра в землю.
Ростислав Благовещенский. Кирилло-Белозерский монастырь и Успенский собор (фрагмент). 1967. Тверская областная картинная галерея, Тверь
Сергей Виноградов. Старая церковь (фрагмент). 1910. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Михаил Гермашев. Пейзаж с церковью (фрагмент). XIX век. Частное собрание
До XVI века на Руси из камня возводили только сложные крестово-купольные строения, вес которых увеличивали барабан и опирающийся на него купол. Чтобы нагрузка распределялась равномерно, в центре добавляли еще одну опору — столп. В XVI столетии от этой модели отказались. Шатровые здания получались выше, легче и не требовали дополнительных опор. Ученые точно не установили, изобрели этот прием русские мастера или заимствовали находки итальянских зодчих, которых часто приглашали для работ над важными строениями.
Возник новый тип храмов — многопридельный. Если раньше возводили церковь в честь одного святого и могли позже достраивать новые части в честь других, то в XVI веке начали планировать конструкцию из нескольких соединенных зданий.
Стимулом для развития зодчества стало и то, что на Руси появились частные заказчики. Во времена татаро-монгольского ига крупные средства на каменные дома и храмы имели только князья и церковь. При Иване Калите возникло новое, дворянское сословие — люди, которым правитель за службу даровал земли. Им, как и крупным властителям, требовалось много строить. Одна из самых старых построек Подмосковья, которая сохранилась до наших дней, — церковь Рождества Христова в деревне Юркино — появилась в имении боярина Якова Голохвастова.

Автор: Тата Боева
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна