И это — Маяковский
Стихи и поэмы Владимира Маяковского — далеко не весь его вклад в русское искусство. Он создавал агитационные плакаты и абстрактные полотна, выпускал журнал и снимался в кино, писал сценарии и играл на сцене. Вспоминаем разножанровые творческие работы Маяковского.
Художник
![Владимир Маяковский. Chemin de fer. 1915. Государственный музей В.В. Маяковского, Москва](https://cdn.culture.ru/images/ec1d3b49-47f9-5408-926b-04ed597db6b4/t_average/1-1-jpg.png)
![Владимир Маяковский. Сидящая натурщица (фрагмент). 1909. Государственный музей В.В. Маяковского, Москва](https://cdn.culture.ru/images/ee2c62be-78b4-55e4-a1e7-7ab929a11635/t_average/3-1-jpg.png)
![Владимир Маяковский. Автопортрет (фрагмент). 1913. Государственный музей В.В. Маяковского, Москва](https://cdn.culture.ru/images/ee679f84-f495-5452-a23e-b6ce83297f17/t_average/2-1-jpg.png)
Живописью Владимир Маяковский начал интересоваться, когда ему было 7 лет. С ним бесплатно занимался единственный на тот момент художник в Кутаиси Сергей Краснуха.
«Приготовительный, 1-й и 2-й. Иду первым. Весь в пятерках. Читаю Жюля Верна. Вообще фантастическое. Какой-то бородач стал во мне обнаруживать способность художника. Учит даром».
Владимир Маяковский, отрывок из автобиографии «Я сам»
Когда семья переехала в Петербург, Маяковский поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества. В эти годы он писал портреты, рисовал шаржи и карикатуры, использовал масло и пастель, тушь и акварель, уголь и карандаш.
В годы Первой мировой войны Владимир Маяковский участвовал в авангардном объединении «Сегодняшний лубок». В технике народного лубка художники создавали открытки и плакаты на военно-патриотические сюжеты. Они рисовали яркие лаконичные картинки, делали пояснительные надписи. В художественное объединение, кроме Маяковского, входили Казимир Малевич, Давид Бурлюк, Илья Машков под псевдонимом Иван Горскин.
Владимир Маяковский «художничал» не только на работе. Он рисовал портреты любимых женщин и знакомых «по творческой тусовке» — Ильи Репина, Корнея Чуковского, — писал живописные полотна и делал иллюстрации к своим произведениям.
Рекламист
![Владимир Маяковский. Окна РОСТА №557 «Антанта признавала то эту, то эту власть…». 1920. Музей-заповедник героической обороны и освобождения Севастополя, Севастополь](https://cdn.culture.ru/images/8d5673d0-ec78-50e5-b2f3-98ae12997639/t_average/2-jpg.png)
![Владимир Маяковский. Окна РОСТА №729 «Помни о дне красной казармы…». 1920. Музей-заповедник героической обороны и освобождения Севастополя, Севастополь](https://cdn.culture.ru/images/b08c234c-3f54-5f61-865f-ef7997895cbf/t_average/1-jpg.png)
![Владимир Маяковский. Окна РОСТА №535 «Товарищи! Идите так на оборону». 1920. Музей-заповедник героической обороны и освобождения Севастополя, Севастополь](https://cdn.culture.ru/images/15277a93-c298-583d-bae3-deb96cf6baa4/t_average/3-jpg.png)
В 1919–1921 годах Владимир Маяковский работал в «Окнах сатиры РОСТА». Российское телеграфное агентство выпускало агитационные рукописные плакаты — иногда их называют первой социальной рекламой в СССР.
Первый плакат «Окон РОСТА» рисовали от руки, потом делали копии при помощи трафарета. Художники работали в технике лубка и раешника: простые картинки раскрашивали в два-три цвета, а потом дополняли короткими емкими стихами.
С 1923 года Владимир Маяковский вместе с художником Александром Родченко занялся коммерческой рекламой. Они создавали целые кампании для ГУМа и Моссельпрома, Резинотреста и Госиздата. Маяковский делал рисунки для плакатов и писал первые «продающие тексты». Например, Чаеуправление заказало ему набор из 15 вкладышей со стихами и рисунками — их вкладывали в пачки чая и какао. Граждане молодого Союза редко выбирали между товаром «от Маяковского» и каким-либо другим из-за монополии государственных предприятий. Однако реклама внушала советским людям: наше — лучшее.
С 1923 года Владимир Маяковский вместе с художником Александром Родченко занялся коммерческой рекламой. Они создавали целые кампании для ГУМа и Моссельпрома, Резинотреста и Госиздата. Маяковский делал рисунки для плакатов и писал первые «продающие тексты». Например, Чаеуправление заказало ему набор из 15 вкладышей со стихами и рисунками — их вкладывали в пачки чая и какао. Граждане молодого Союза редко выбирали между товаром «от Маяковского» и каким-либо другим из-за монополии государственных предприятий. Однако реклама внушала советским людям: наше — лучшее.
«Обычно думают, что надо рекламировать только дрянь — хорошая вещь и так пойдет. Это самое неверное мнение. Реклама — это имя вещи. <…> Конечно, реклама не исчерпывается объявлениями. Объявления — простейший вид. Реклама должна быть разнообразием, выдумкой.
<…>
В СССР все должно работать на пролетарское благо. Думайте о рекламе!»
<…>
В СССР все должно работать на пролетарское благо. Думайте о рекламе!»
Владимир Маяковский
Читайте также:
Также Владимир Маяковский писал рекламные слоганы для советских журналов — «Огонька», «Смены», «Московского пролетария», — Манежа, учебных заведений и даже музеев.
Купцы обдирали год от году,
потом картинки вешали в зале.
Клич коммунистов:
— Искусство народу! —
Свои богатства обратно взяли.
потом картинки вешали в зале.
Клич коммунистов:
— Искусство народу! —
Свои богатства обратно взяли.
Владимир Маяковский, рекламный слоган для Третьяковской галереи
Редактор
![ЛЕФ: Журнал Левого фронта искусств №2. Москва; Ленинград: Государственное издательство, 1924](https://cdn.culture.ru/images/eb60e9a9-06fd-589a-ac87-155420a2a6f0/t_average/4-jpg.png)
![ЛЕФ: Журнал Левого фронта искусств №2. Москва; Петроград: Государственное издательство, 1923](https://cdn.culture.ru/images/058c65aa-ecec-5802-a99a-0cc01c5d9209/t_average/5-jpg.png)
![ЛЕФ: Журнал Левого фронта искусств №3. Москва: издательство «ЛЕФ», 1923](https://cdn.culture.ru/images/d485d88b-c795-5660-b29a-50b9cd6408af/t_average/6-jpg.png)
В 1923–1925 годах Владимир Маяковский был редактором журнала «ЛЕФ». Его издавало творческое объединение «Левый фронт искусств». В редакционную коллегию входили Осип Брик, искусствовед Борис Арватов, поэты Николай Асеев, Сергей Третьяков и Борис Кушнер, литературный критик Николай Чужак.
В «ЛЕФе» печатали современную прозу и стихи — Маяковского и Асеева, Крученых и Каменского, Пастернака и Хлебникова. В журнале были опубликованы некоторые произведения Исаака Бабеля, которые позже вошли в сборники «Конармия» и «Одесские рассказы». На страницах «ЛЕФа» появлялись современные фотоработы и новаторские архитектурные проекты. В разделе «Факты» редакция рассказывала о событиях в области искусства — как правило, левого.
За три года вышло всего семь номеров «ЛЕФа». В 1925 году журнал, который не приносил дохода, закрыли. В 1927 году появился «Новый ЛЕФ». Его редактором Владимир Маяковский был до 1928 года — до того, как покинул творческое объединение.
«Восстанавливаю (была проба «сократить») «Леф», уже «Новый». Основная позиция: против выдумки, эстетизации и психоложества искусством — за агит, за квалифицированную публицистику и хронику».
Владимир Маяковский, отрывок из автобиографии «Я сам»
Актер, режиссер, сценарист
![Владимир Маяковский в роли Хулигана в художественном фильме Евгения Славинского «Барышня и хулиган». Москва, 1918 год. Фотография: Государственный музей В.В. Маяковского, Москва](https://cdn.culture.ru/images/8d021224-1dea-53c5-875e-4511e8536e02/t_average/8-jpg.png)
![Владимир Маяковский в роли Художника и Лиля Брик в роли Балерины в художественном фильме Никандра Туркина «Закованная фильмой». Москва, 1918 год. Фотография: Евгений Славинский / Государственный музей В.В. Маяковского, Москва](https://cdn.culture.ru/images/84535710-30c9-5366-ada8-3e6dcd5c57dc/t_average/7-jpg.png)
![Владимир Маяковский в роли Ивана Нова в художественном фильме Никандра Туркина «Не для денег родившийся». Москва, 1918 год. Фотография: Евгений Славинский / Государственный музей В.В. Маяковского, Москва](https://cdn.culture.ru/images/47d58a49-d169-5b67-94ef-f790f0369438/t_average/9-jpg.png)
В начале ХХ века Маяковский увлекался кинематографом. Он снимался в кино, писал сценарии к фильмам и ставил картины. Актерский дебют поэта состоялся в 1914 году, когда он сыграл в картине «Драма в кабаре футуристов №13» — сегодня она считается утраченной. В 1918 году Маяковский снялся в фильме «Барышня и хулиган». Картина была такой популярной, что ее несколько раз возвращали в прокат. Современники Маяковского вспоминали, что сам он называл «Барышню» сентиментальной ерундой, однако успеху фильма очень радовался.
В том же году режиссер Никандр Туркин снял фильм по сценарию Маяковского — «Не для денег родившийся». Поэт сыграл главную роль. В том же качестве — сценариста и актера — Владимир Маяковский появился и в другом фильме Туркина. В фантазийной немой ленте «Закованная фильмой» его возлюбленной стала Лиля Брик.
К 10-летию Октября поэт написал сценарий к эксцентричной комедии «Октябрюхов и Декабрюхов». Режиссеры Алексей Смирнов и Александра Искандер включили в фильм документальные кадры с Николаем II, фрагменты польских и германских видеозаписей и мультипликацию в стиле «Окон РОСТА».
Драматург
![Слева направо: режиссер Всеволод Мейерхольд, драматург Николай Эрдман и Владимир Маяковский в Государственном театре имени Всеволода Мейерхольда. Москва, 1928 год. Фотография: Алексей Темерин / Государственный музей В.В. Маяковского, Москва](https://cdn.culture.ru/images/4289c726-e0b3-513a-883e-f835afbcd937/t_average/10-jpg.png)
![Лев Свердлин в сцене «Пьяный с зонтом» в спектакле Всеволода Мейерхольда «Клоп». Государственный театр имени Всеволода Мейерхольда, Москва, 1929 год. Фотография: Алексей Темерин / Государственный музей В.В. Маяковского, Москва](https://cdn.culture.ru/images/31069095-26ee-551e-b658-856df108e471/t_average/12-jpg.png)
![Художник Александр Родченко показывает макет к спектаклю «Клоп» Владимиру Маяковскому и режиссеру Всеволоду Мейерхольду. Государственный театр имени Всеволода Мейерхольда, Москва, 1929 год. Фотография: Алексей Темерин / Государственный музей В.В. Маяковского, Москва](https://cdn.culture.ru/images/bd31a7f1-5497-557e-ae23-40be07b4dc8f/t_average/13-jpg.png)
«Театр забыл, что он зрелище. Мы не знаем, как это зрелище использовать для нашей агитации. Попытка вернуть театру зрелищность, попытка сделать подмостки трибуной — в этом суть моей театральной работы», — писал Владимир Маяковский. К годовщине Октября он написал свою первую пьесу — социально-бытовую «Мистерию-буфф». Поставил спектакль Всеволод Мейерхольд, оформлением занимался Казимир Малевич. Премьера прошла в Театре музыкальной драмы осенью 1918 года. Маяковский сыграл несколько ролей: «Человека просто», Мафусаила и одного из чертей. Пьесу ставили и в других театрах.
«Пробиваясь сквозь все волокиты, ненависти, канцелярщины и тупости — ставлю второй вариант мистерии. Идет в I РСФСР — в режиссуре Мейерхольда с художниками Лавинским, Храковским, Киселевым и в цирке на немецком языке для III конгресса Коминтерна. Ставит Грановский с Альтманом и Равделем. Прошло около ста раз».
Владимир Маяковский, отрывок из автобиографии «Я сам»
В 1929 году Маяковский написал сатирические пьесы «Клоп» и «Баня». Обе премьеры прошли в театре Мейерхольда, поэт был вторым режиссером. Сцену оформляли художники Евгений Вахтангов и Александр Дейнека, музыку к спектаклю «Клоп» написал Дмитрий Шостакович.
Говорят, из-за границы
домой попав,
после долгих во́льтов,
Маяковский дома
поймал «Клопа»
и отнёс
в театр Мейерхольда.
домой попав,
после долгих во́льтов,
Маяковский дома
поймал «Клопа»
и отнёс
в театр Мейерхольда.
Владимир Маяковский
Обе пьесы и критики, и зрители обсуждали очень горячо. В них видели и остроту, и «антисоветский душок». «Баню» в 1930-х годах поставили всего три раза. После этого пьеса была запрещена, и в следующий раз ее сыграли лишь в 1953 году.
Автор: Диана Тесленко
Смотрите также