И это — Маяковский

Стихи и поэмы Владимира Маяковского — далеко не весь его вклад в русское искусство. Он создавал агитационные плакаты и абстрактные полотна, выпускал журнал и снимался в кино, писал сценарии и играл на сцене. Вспоминаем разножанровые творческие работы Маяковского.

Художник

Владимир Маяковский. Chemin de fer. 1915. Государственный музей В.В. Маяковского, Москва
Владимир Маяковский. Сидящая натурщица (фрагмент). 1909. Государственный музей В.В. Маяковского, Москва
Владимир Маяковский. Автопортрет (фрагмент). 1913. Государственный музей В.В. Маяковского, Москва
Живописью Владимир Маяковский начал интересоваться, когда ему было 7 лет. С ним бесплатно занимался единственный на тот момент художник в Кутаиси Сергей Краснуха.
«Приготовительный, 1-й и 2-й. Иду первым. Весь в пятерках. Читаю Жюля Верна. Вообще фантастическое. Какой-то бородач стал во мне обнаруживать способность художника. Учит даром».
Владимир Маяковский, отрывок из автобиографии «Я сам»
Когда семья переехала в Петербург, Маяковский поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества. В эти годы он писал портреты, рисовал шаржи и карикатуры, использовал масло и пастель, тушь и акварель, уголь и карандаш.
В годы Первой мировой войны Владимир Маяковский участвовал в авангардном объединении «Сегодняшний лубок». В технике народного лубка художники создавали открытки и плакаты на военно-патриотические сюжеты. Они рисовали яркие лаконичные картинки, делали пояснительные надписи. В художественное объединение, кроме Маяковского, входили Казимир Малевич, Давид Бурлюк, Илья Машков под псевдонимом Иван Горскин.
Владимир Маяковский «художничал» не только на работе. Он рисовал портреты любимых женщин
и знакомых «по творческой тусовке» — Ильи Репина
, Корнея Чуковского, — писал живописные полотна и делал иллюстрации к своим произведениям.

Рекламист

Владимир Маяковский. Окна РОСТА №557 «Антанта признавала то эту, то эту власть...». 1920. Музей-заповедник героической обороны и освобождения Севастополя, Севастополь
Владимир Маяковский. Окна РОСТА №729 «Помни о дне красной казармы...». 1920. Музей-заповедник героической обороны и освобождения Севастополя, Севастополь
Владимир Маяковский. Окна РОСТА №535 «Товарищи! Идите так на оборону». 1920. Музей-заповедник героической обороны и освобождения Севастополя, Севастополь
В 1919–1921 годах Владимир Маяковский работал в «Окнах сатиры РОСТА». Российское телеграфное агентство выпускало агитационные рукописные плакаты — иногда их называют первой социальной рекламой в СССР.
Первый плакат «Окон РОСТА» рисовали от руки, потом делали копии при помощи трафарета. Художники работали в технике лубка и раешника: простые картинки раскрашивали в два-три цвета, а потом дополняли короткими емкими стихами.

С 1923 года Владимир Маяковский вместе с художником Александром Родченко занялся коммерческой рекламой. Они создавали целые кампании для ГУМа и Моссельпрома, Резинотреста и Госиздата. Маяковский делал рисунки для плакатов и писал первые «продающие тексты». Например, Чаеуправление заказало ему набор из 15 вкладышей со стихами и рисунками — их вкладывали в пачки чая и какао. Граждане молодого Союза редко выбирали между товаром «от Маяковского» и каким-либо другим из-за монополии государственных предприятий. Однако реклама внушала советским людям: наше — лучшее.
«Обычно думают, что надо рекламировать только дрянь — хорошая вещь и так пойдет. Это самое неверное мнение. Реклама — это имя вещи. <…> Конечно, реклама не исчерпывается объявлениями. Объявления — простейший вид. Реклама должна быть разнообразием, выдумкой.
<…>
В СССР все должно работать на пролетарское благо. Думайте о рекламе!»
Владимир Маяковский
Также Владимир Маяковский писал рекламные слоганы для советских журналов — «Огонька», «Смены», «Московского пролетария», — Манежа, учебных заведений и даже музеев.
Купцы обдирали год от году,
потом картинки вешали в зале.
Клич коммунистов:
 — Искусство народу! —
Свои богатства обратно взяли.
Владимир Маяковский, рекламный слоган для Третьяковской галереи

Редактор

ЛЕФ: Журнал Левого фронта искусств №2. Москва; Ленинград: Государственное издательство, 1924
ЛЕФ: Журнал Левого фронта искусств №2. Москва; Петроград: Государственное издательство, 1923
ЛЕФ: Журнал Левого фронта искусств №3. Москва: издательство «ЛЕФ», 1923
В 1923–1925 годах Владимир Маяковский был редактором журнала «ЛЕФ». Его издавало творческое объединение «Левый фронт искусств». В редакционную коллегию входили Осип Брик, искусствовед Борис Арватов, поэты Николай Асеев, Сергей Третьяков и Борис Кушнер, литературный критик Николай Чужак.
В «ЛЕФе» печатали современную прозу и стихи — Маяковского и Асеева, Крученых и Каменского, Пастернака и Хлебникова. В журнале были опубликованы некоторые произведения Исаака Бабеля, которые позже вошли в сборники «Конармия» и «Одесские рассказы». На страницах «ЛЕФа» появлялись современные фотоработы и новаторские архитектурные проекты. В разделе «Факты» редакция рассказывала о событиях в области искусства — как правило, левого.
За три года вышло всего семь номеров «ЛЕФа». В 1925 году журнал, который не приносил дохода, закрыли. В 1927 году появился «Новый ЛЕФ». Его редактором Владимир Маяковский был до 1928 года — до того, как покинул творческое объединение.
«Восстанавливаю (была проба «сократить») «Леф», уже «Новый». Основная позиция: против выдумки, эстетизации и психоложества искусством — за агит, за квалифицированную публицистику и хронику».
Владимир Маяковский, отрывок из автобиографии «Я сам»

Актер, режиссер, сценарист

Владимир Маяковский в роли Хулигана в художественном фильме Евгения Славинского «Барышня и хулиган». Москва, 1918 год. Фотография: Государственный музей В.В. Маяковского, Москва
Владимир Маяковский в роли Художника и Лиля Брик в роли Балерины в художественном фильме Никандра Туркина «Закованная фильмой». Москва, 1918 год. Фотография: Евгений Славинский / Государственный музей В.В. Маяковского, Москва
Владимир Маяковский в роли Ивана Нова в художественном фильме Никандра Туркина «Не для денег родившийся». Москва, 1918 год. Фотография: Евгений Славинский / Государственный музей В.В. Маяковского, Москва
В начале ХХ века Маяковский увлекался кинематографом. Он снимался в кино, писал сценарии к фильмам и ставил картины. Актерский дебют поэта состоялся в 1914 году, когда он сыграл в картине «Драма в кабаре футуристов №13» — сегодня она считается утраченной. В 1918 году Маяковский снялся в фильме «Барышня и хулиган». Картина была такой популярной, что ее несколько раз возвращали в прокат. Современники Маяковского вспоминали, что сам он называл «Барышню» сентиментальной ерундой, однако успеху фильма очень радовался.
В том же году режиссер Никандр Туркин снял фильм по сценарию Маяковского — «Не для денег родившийся». Поэт сыграл главную роль. В том же качестве — сценариста и актера — Владимир Маяковский появился и в другом фильме Туркина. В фантазийной немой ленте «Закованная фильмой» его возлюбленной стала Лиля Брик.
К 10-летию Октября поэт написал сценарий к эксцентричной комедии «Октябрюхов и Декабрюхов». Режиссеры Алексей Смирнов и Александра Искандер включили в фильм документальные кадры с Николаем II, фрагменты польских и германских видеозаписей и мультипликацию в стиле «Окон РОСТА».

Драматург

Слева направо: режиссер Всеволод Мейерхольд, драматург Николай Эрдман и Владимир Маяковский в Государственном театре имени Всеволода Мейерхольда. Москва, 1928 год. Фотография: Алексей Темерин / Государственный музей В.В. Маяковского, Москва
Лев Свердлин в сцене «Пьяный с зонтом» в спектакле Всеволода Мейерхольда «Клоп». Государственный театр имени Всеволода Мейерхольда, Москва, 1929 год. Фотография: Алексей Темерин / Государственный музей В.В. Маяковского, Москва
Художник Александр Родченко показывает макет к спектаклю «Клоп» Владимиру Маяковскому и режиссеру Всеволоду Мейерхольду. Государственный театр имени Всеволода Мейерхольда, Москва, 1929 год. Фотография: Алексей Темерин / Государственный музей В.В. Маяковского, Москва
«Театр забыл, что он зрелище. Мы не знаем, как это зрелище использовать для нашей агитации. Попытка вернуть театру зрелищность, попытка сделать подмостки трибуной — в этом суть моей театральной работы», — писал Владимир Маяковский. К годовщине Октября он написал свою первую пьесу — социально-бытовую «Мистерию-буфф». Поставил спектакль Всеволод Мейерхольд, оформлением занимался Казимир Малевич. Премьера прошла в Театре музыкальной драмы осенью 1918 года. Маяковский сыграл несколько ролей: «Человека просто», Мафусаила и одного из чертей. Пьесу ставили и в других театрах.
«Пробиваясь сквозь все волокиты, ненависти, канцелярщины и тупости — ставлю второй вариант мистерии. Идет в I РСФСР — в режиссуре Мейерхольда с художниками Лавинским, Храковским, Киселевым и в цирке на немецком языке для III конгресса Коминтерна. Ставит Грановский с Альтманом и Равделем. Прошло около ста раз».
Владимир Маяковский, отрывок из автобиографии «Я сам»
В 1929 году Маяковский написал сатирические пьесы «Клоп» и «Баня». Обе премьеры прошли в театре Мейерхольда, поэт был вторым режиссером. Сцену оформляли художники Евгений Вахтангов и Александр Дейнека, музыку к спектаклю «Клоп» написал Дмитрий Шостакович.
Говорят, из-за границы
домой попав,
после долгих во́льтов,
Маяковский дома
поймал «Клопа»
и отнёс
в театр Мейерхольда.
Владимир Маяковский
Обе пьесы и критики, и зрители обсуждали очень горячо. В них видели и остроту, и «антисоветский душок». «Баню» в 1930-х годах поставили всего три раза. После этого пьеса была запрещена, и в следующий раз ее сыграли лишь в 1953 году.

Автор: Диана Тесленко
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна