Не только Фаберже

Витиеватая скань, радужная эмаль, мерцание драгоценных камней и блеск благородных металлов. При Петре I в Россию приехало множество ювелиров из Европы, а ХIX век стал эпохой расцвета русского ювелирного искусства. Самые искусные мастера становились поставщиками царского двора. Вместе с Натальей Летниковой вспоминаем придворных ювелиров Российской империи.

Иероним Позье

Иероним Позье. Букет цветов. 1740-е годы. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Иероним Позье. Табакерка. Середина XVIII века. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Иероним Позье. Букет цветов. 1740-е годы. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Иероним Позье был ювелиром трех императриц
 — Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны и Екатерины Великой. Он вместе с отцом пришел в Россию пешком из Швейцарии в 1729 году. Здесь Позье выучился в мастерской французского гравировщика Бенуа Граверо и в 1740 году открыл мастерскую. Ему покровительствовала Анна Иоанновна.
В своих работах придворный ювелир особую роль отводил камням. Главным его творением стала Большая императорская корона для коронации Екатерины Великой. Мастер оправил в золото и серебро жемчужины
, индийские бриллианты, рубины. Над короной весом в 2,34 килограмма он работал всего два месяца. Спустя год после коронации Екатерины Великой знаменитый ювелир покинул Россию. А короной Позье еще несколько веков короновали всех императоров России.

Династия Оловянишниковых

Товарищество П.И. Оловянишникова и сыновья. Статуэтка в виде колокола на подстваке в память торжества при отливке колоколов для Рогожского кладбища. 1908. Государственный исторический музей, Москва
Михаил Виллие. Литье колоколов (на заводе Оловянишникова в Ярославле) (фрагмент). 1902. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева, Москва
Товарищество П.И. Оловянишникова и сыновья. Крест. 1912. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
На протяжении двух столетий ювелирная династия Оловянишниковых отливала целые «колокольные семьи» и ценную церковную утварь. Первые колокола
представители творческой династии отлили в первой половине XVIII века. Три брата — Федор, Порфирий и Климент Оловянишниковы — стали купцами третьей гильдии и вели общее дело. Для отливки колоколов они пригласили лучшего акустика своего времени, изобретателя колокольного камертона Аристарха Израилева. «Русский стиль» церковной утвари Оловянишниковых — заслуга художника Сергея Вашникова, любимого ученика Виктора Васнецова
. Колокола, ларцы, митры Оловянишниковых «гастролировали» по всему миру. Они выставлялись в Париже, Новом Орлеане, Чикаго. Ценили мастеров и на родине: «В знак признания исключительных заслуг перед Россией» завод получил право изображать на своих изделиях императорский герб.

Павел Сазиков

Фирма Павла Сазикова. Серебряный подстаканник. Фотография: <a href="https://akcia-antique.ru/product/50692/" target="_blank">akcia-antique.ru</a>
Фирма Павла Сазикова. Солонка с ложкой. Фотография: <a href="https://akcia-antique.ru/product/29010/" target="_blank">akcia-antique.ru</a>
Фирма Павла Сазикова. Подстаканник «Китайские сюжеты». Фотография: <a href="https://akcia-antique.ru/product/32852/" target="_blank">akcia-antique.ru</a>
Одну из старейших ювелирных фирм России в 1793 году основал в Москве купец третьей гильдии Павел Сазиков. За два десятилетия небольшая мастерская выросла до фабрики серебряных изделий. В середине XIX века ее изделия произвели настоящий фурор на Всемирной выставке в Лондоне. Московские ювелиры представили там предметы из серебра — коллекцию по мотивам крестьянской жизни. Впервые элитарное ювелирное искусство «приблизилось к земле»: медведь-плясун, казачка с бандурой, охотник с зайцем удивили гостей выставки и необычными сюжетами, и искусной работой.
За высокое качество чеканных изделий Игнатия Сазикова называли русским Бенвенуто Челлини — в честь известного итальянского ювелира. Даже обычным чернильным приборам мастер придавал национальный колорит: например, создавал деревенскую избу в окружении предметов крестьянского быта — от колодца до домашней птицы. Сазиков привез из Франции в Россию один из первых гильоширных станков — устройство для нанесения узоров. При его фабрике впервые открылось отделение для обучения серебряных и золотых дел мастеров.

Карл Болин и Готтлиб Ян

Карл-Эдуард Болин. Сахарница с крышкой. 1896. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Карл-Эдуард Болин. Брошь с топазом. 1899–1903 годы. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Карл-Эдуард Болин. Блюдо подносное. 1903. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Петербургская фирма «Болин и Ян» изготавливала драгоценные украшения и подарки для царской семьи и придворных. Фирму основали Карл Болин и Готтлиб Ян — два зятя-ювелира известного саксонского мастера Андреаса Ремплера, который служил при дворе Павла I
.
Фирма «Болин и Ян» работала при шести российских монархах и выполняла заказы из императорского дворца более века. В «Обозрении Лондонской всемирной выставки» 1851 года говорилось, что работы Болина «решительно превосходили совершенством оправы все, что было на выставке, не исключая даже диадемы испанской королевы работы знаменитого парижского ювелира Лемонье». В 1912 году Николай II
пожаловал семье потомственное дворянство. Сегодня работы ювелиров хранятся в Алмазном фонде
и имеют статус коронных ценностей.

Павел Овчинников

Павел Овчинников. Шкатулка с эмалью и золочением. Фотография: <a href="https://akcia-antique.ru/product/45285/" target="_blank">akcia-antique.ru</a>
Павел Овчинников. Ковс с эмалью и золочением. Фотография: <a href="https://akcia-antique.ru/product/35615/" target="_blank">akcia-antique.ru</a>
Павел Овчинников. Лампада напрестольная. Фотография: <a href="https://akcia-antique.ru/product/29010/" target="_blank">akcia-antique.ru</a>
Известный фабрикант и золотых дел мастер был крепостным князя Дмитрия Волконского. Он увлекался рисованием, и талантливого мальчика отправили в Москву — развивать способности. В 1850 году Павел Овчинников получил вольную, женился и на приданое супруги открыл собственное дело.
Ему понадобилось десять лет, чтобы отыскать свой стиль. Ювелир применял технику чеканки, литья, резьбы, использовал более сотни оттенков эмали. С ним работали известные художники и скульпторы — Евгений Лансере, Артемий Обер, Александр Опекушин. Для храма Христа Спасителя
они изготовили Евангелие по рисункам Льва Даля. Ювелиры работали в старинной технике перегородчатой эмали, которая пришла на Русь из Византии и была забыта в годы татаро-монгольского нашествия. Павел Овчинников писал в своей книге: «Русская промышленность серебряных изделий на последних всемирных выставках заняла не только почетное место, но и успела сбросить ярмо, давление иностранное». Многие современники признавали Евангелие самым ценным церковным предметом в храме Христа Спасителя — с художественной точки зрения.

Иван Хлебников

Иван Хлебников. Серебряный дамский портсигар. Фотография: <a href="https://akcia-antique.ru/product/52874/" target="_blank">akcia-antique.ru</a>
Иван Хлебников. Брошь-колье (трансформер) с бриллиантами старой огранки. Фотография: <a href="https://akcia-antique.ru/product/56658/" target="_blank">akcia-antique.ru</a>
Иван Хлебников. Серебряный поднос. Фотография: <a href="https://akcia-antique.ru/product/55494/" target="_blank">akcia-antique.ru</a>
Разнообразием стилей в царской России были известны изделия Ивана Хлебникова: новорусский, необарокко, неорококо, неоклассицизм, модерн. Ювелир основал фабрику в Москве в 1871 году. Уже спустя два года на Всемирную выставку в Вене Хлебников отвез массивную чашу-братину в духе времен царя Алексея Михайловича и кружку с рельефным изображением Дмитрия Донского. «Предметы, от которых так и веяло стариной» — так описывали их известные ювелиры. Любимыми сюжетами Ивана Хлебникова стали исторические и литературные персонажи. Он изготавливал драгоценные пластины с изображением сцен из жизни Ивана Грозного
и пира из поэмы Михаила Лермонтова
«Песнь о купце Калашникове».
Хлебников вместе с ведущими русскими ювелирами участвовал в украшении храма Христа Спасителя. Он создал более полусотни лампад, дарохранительниц, кувшинов для святой воды. Для Благовещенского собора Кремля на его фабрике был изготовлен золоченый с эмалью иконостас.

Карл Фаберже

Карл Фаберже. Яйцо «Двенадцать монограмм». 1895. Музей Хиллвуд, Вашингтон, США
Карл Фаберже. Яйцо с решёткой и розами. 1907. Художественный музей Уолтерса, Балтимор, США
Карл Фаберже. Яйцо «Гатчинский дворец». 1901. Художественный музей Уолтерса, Балтимор, США
Потомственный ювелир Карл Фаберже
был воспитан в классических традициях. Он сочетал в своих драгоценных изделиях элементы скульптуры, живописи и графики, а также старался оживить в них эмоции и воспоминания венценосных заказчиков. Пример такого синтеза — пасхальные яйца
. Их создавал огромный творческий коллектив из 600 мастеров со всего света. Традиция дарить друг другу драгоценные подарки на Пасху
появилась в императорской семье во второй половине XIX века. Первое яйцо Александр III
заказал для императрицы Марии Федоровны, Николай II каждую весну дарил драгоценные подарки и матушке, и супруге Александре Федоровне. После одной из выставок Карла Фаберже Александр III заметил, что его работы должны храниться в Эрмитаже
как пример мастерства русских ювелиров.

Братья Грачевы

Братья Грачевы. Ваза для фруктов в стиле модерн. Фотография: <a href="https://akcia-antique.ru/product/56846/" target="_blank">akcia-antique.ru</a>
Братья Грачевы. Ковш с эмалью и золочением. Фотография: <a href="https://akcia-antique.ru/product/35616/" target="_blank">akcia-antique.ru</a>
Братья Грачевы. Подстаканник. Фотография: <a href="https://akcia-antique.ru/product/53533/" target="_blank">akcia-antique.ru</a>
Ювелирный дом братьев Грачевых славился на весь Петербург своими изделиями в стиле модерн и русском стиле. Мастера зачастую делали реплики старинных шедевров. Они использовали и традиционную технику эмали по скани
и резьбе, и новаторскую в те годы витражную эмаль. Витиеватые орнаменты, портреты и пейзажи на золоте и серебре покрывал тончайший полупрозрачный эмалевый слой.
Во главе ювелирного дома стоял Гавриил Грачев, его дело унаследовали восемь сыновей. Небольшая мастерская к 1895 году стала фабрикой, одного из братьев — Михаила Грачева — назначили штатным оценщиком императорского Кабинета. Ювелирный дом Грачевых был поставщиком Высочайшего двора до 1917 года. После революции фабрика перестала выпускать драгоценные оклады икон и изысканные интерьерные вещицы, ассортимент сузился до простого столового серебра. В 1918 году ювелирный дом закрылся.

Иван Губкин

Иван Губкин. Сухарница. 1846. Государственный исторический музей, Москва
Иван Губкин. Портсигар. 1885. Государственный исторический музей, Москва
Иван Губкин. Молочник. 1836. Государственный исторический музей, Москва
Московская фабрика серебряных изделий Ивана Губкина получила известность благодаря сотрудничеству со знатоком орнамента Иваном Бортниковым. На протяжении десяти лет Губкин работал над традиционными русскими узорами в золоте и серебре. Ювелир создавал изысканные предметы с резными листьями и плодами, тщательно проработанным мехом животных и орнаментами древнерусских рукописей.
Вскоре появилась мода на фактурный металл. Ювелиры Москвы вслед за Губкиным начали имитировать в металле бересту и лыко, создавать серебряные пни, вышивку и срубы. В Государственном историческом музее
хранятся ковш и кружка с нанесенными на металл гравюрами Москвы и Петербурга. А после сахарницы — плетеной корзинки, накрытой салфеткой с мухой, — в Москве появилась посуда с драгоценными «салфетками».
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна