Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное

Технология изготовления свадебного креста свахи авакуды в мокша-мордовской свадьбе с. Малый Калтай Алтайского края

Этнос: Мордва-мокша
Конфессия: Православие
Язык: Мокша-мордовский
Паспорт объекта
В свадебном обряде как европейской, так и сибирской мордвы (мокша и эрзя) значима роль свахи со стороны жениха. В сибирском варианте мокшанской свадьбы сваха (авакуда) сопровождает невесту при ее переезде в дом жениха, участвует в обрядовом акте перемены девичьей прически невесты на женскую. Поэтому сваха маркировалась особым свадебным атрибутом – мáзый кóсма, крестом из камыша с косой изо льна, изготавливаемым для нее невестой с подружками и вручавшимся ей в день свадьбы во время выкупа.


В свадебном обряде мордвы-мокши с. Малый Калтай Алтайского края (см. ОНКН «Свадебный обряд мордвы-мокши Алтайского края») участвовали несколько обязательных свадебных чинов, каждый из которых имел свою функцию в обряде. Особенно значима роль авакуды – свахи со стороны жениха. Она сопровождает невесту при переезде в дом жениха, участвует в обрядовом акте перемены девичьей прически невесты на женскую. Поэтому сваха маркировалась особым свадебным атрибутом – мáзый кóсма (или авакудань касса), крестом (или иконой), сделанным из камыша, с косой изо льна.


Камыш играл большую роль в традиционной культуре сибирской мордвы. Посреди деревни Камышенка, где родились многие жители села Малый Калтай, находился пруд, вокруг которого росло много камыша, поэтому он был распространенным материалом в быту, почти в каждой семье круглый год имелись заготовки камыша. Из его листьев плели половики, камышовым пухом набивали подушки, а стебли использовали для изготовления кадила – ритуального предмета, который на Пасху вешали в красный угол.


Сам по себе крест был составной частью украшения костюма европейской мордвы (см: Шигурова Т.А. Свадебная одежда мордвы. Саранск, 2010. С. 48). Особенно распространен он в мокшанском костюме юго-западной группы (Зубово-Полянский, Торбеевский районы Мордовии, Белинский район Пензенской области), где такое украшение называлось ярмак марта хрест или хрест ведьме (см.: Мордовский народный костюм: альбом. Авт.-сост. Т.П. Прокина. Саранск, 2007. С. 393, 419, 428). Крест встречается на фотографиях начала ХХ века (Фото М.Е. Евсевьева см.: Корнишина Г.А. Знаковые функции народной одежды мордвы. Учебное пособие. Изд. 2-е. Саранск, 2008. С. 33). Крест как атрибут именно свадебного наряда свахи упоминается в поэтических текстах мордовских свадебных песен (см.: Евсевьев М.Е. Мордовская свадьба. Саранск, 1959. С. 161).


Сибирский крест из камыша можно считать неким региональным вариантом традиционного свадебного мокша-мордовского атрибута авакуды. В данной традиции авакуда являлась носителем неких крайностей – с одной стороны, она имела замечательное по красоте украшение мазый косма, с другой – подвергалась наибольшему осмеянию со стороны родни невесты. Записанные в Малом Калтае поэтические тексты корильных песен, посвященных авакуде, наполнены эротической символикой и ругательствами.


Свадебный атрибут авакуды изготавливали подружки невесты накануне свадебного дня. Он состоял из двух перекрещенных и перевязанных крест-накрест деревянных палочек длиной 25–30 см, длинных листьев камыша длиной около полуметра, льняной пакли и нескольких разноцветных лент или полос материи, которые вплетали в косу и завязывали бантом сверху креста. В зависимости от сроков свадьбы определялся материал изготовления: зимой крест делали из заготовленных листьев камыша, а летом – из свежих. От этого зависел цвет атрибута: зимний был желтым, летний – зеленым. Крест и льняная коса соединялись двумя небольшими «косичками» из камыша.


В день свадьбы, когда жених с поезжанами заходили в дом, девушки забирали у них головные уборы, требуя выкуп, жених выкупал углы и центр стола, а авакуда покупала у подружек невесты мазый косма. Сваха надевала крест на себя таким образом, что льняная коса сзади свисала до пола, крест находился на уровне груди, а соединяющие крест и косу косички  из камыша проходили по плечам авакуды.


Свадебный обряд мордвы-мокши Алтайского края

Свадебный обряд с традиционными мокшанскими свадебными чинами, действиями и атрибутами.

ВИДЕО

Фото

Аудио

01 Интервью с А.Ф. Атмановой, Н.М. Кочневой и В.И. Кяжиной из с. Малый Калтай Залесовского района Алтайского края о свадебном кресте Правовая информация

02 Интервью с А.Ф. Атмановой из с. Малый Калтай Залесовского района Алтайского края об украшении авакуды Правовая информация

Прямая трансляция 17 октября, в 11:00. Музей военной истории РВИО

Российская революция 1917 г.: историческая память и школьное образование

Прямая трансляция 16 октября, в 12:00. Театральный музей имени А. А. Бахрушина

Мастер-класс Сергея Женовача

Прямая трансляция 16 октября, в 19:00. Камерный зал Филармонии

Звезды XXI века. Золотая коллекция

Прямая трансляция 15 октября в 14:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

А. Линдгрен – «Пеппи Длинный чулок». Дневные симфонические концерты для детей

Прямая трансляция 15 октября в 19:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

Михаил Почекин, Юрий Фаворин

Прямая трансляция 15 октября, в 15:00. Камерный зал Филармонии

«Дорога к джазу» Известные джазовые мелодии

Прямая трансляция 15 октября, в 19:00. Камерный зал Филармонии

Александр Ключко

Прямая трансляция 14 октября, в 19:00. Камерный зал Филармонии

Камерные вечера

Прямая трансляция 14 октября, в 14:00. Камерный зал Филармонии

Сказка о серебряном голосе, маленькой шпаге и нежном сердце (прогулка по Вене)

Зрители услышат музыкантов-виртуозов из разных стран.

Подробнее

В нем принимают участие более 20 тысяч молодых людей из 185 стран мира.

Подробнее

Семейная реликвия Ивана Тургенева, портреты в доме Дмитрия Мамина-Сибиряка и кабинет Антона Чехова.

Подробнее

Лучшим русским романом признан «Патриот» Андрея Рубанова.

Подробнее

Зрители увидят пять эпох: от Древней Руси до XX века.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть