Войти Версия для слабовидящих
Популярное

Здание как экспонат: неповторимый ГИМ

Государственному историческому музею исполнилось 145 лет. К этой дате мы заглянули в залы музея, каждый из которых является маленьким архитектурным шедевром — и историческим экспонатом. Изучаем вместе с Софьей Багдасаровой.

ГИМ строился, когда обезличенные музейные залы с белыми стенами еще не вошли в моду. Каждый из залов задумывался как архитектурное обрамление экспозиции и имел собственную тему. В декоре интерьеров цитировались храмы и другие здания соответствующей эпохи. А проекты разрабатывали лучшие архитекторы того времени. Вот несколько из этих залов-экспонатов.

ПАРАДНЫЕ СЕНИ


Какое время: XV–XIX века
Чем вдохновлялись: Новоспасский монастырь (Москва), Софийский собор (Новгород), cобор Василия Блаженного, Успенский собор Московского Кремля, Грановитая палата, церковь Никиты Мученика за Яузой, Васильевский монастырь близ Кидекши.


Огромные Парадные сени — когда-то главный вход в музей. Самое запоминающееся в декоре сеней — потолок. Это гигантская роспись с изображением символического родословного древа русских правителей — от равноапостольных князей Ольги и Владимира до императора Александра III с супругой (всего 68 портретов). Древо создано на основе фрески XVII века «Древо государей Российских» в соборе Новоспасского монастыря в Москве — родовой усыпальнице бояр Романовых. Та роспись, созданная при царевне Софье, сильно пострадала (ведь после революции в монастыре находилась исправительная колония). Часть фресок была снята со стен и ныне хранится в ГИМе. Эта роспись в ХХ веке также была забелена.

Орнамент, который покрывает стены, повторяет «травы», которыми было расписано царское место Ивана Грозного в Новгородской Софии. А цокольная часть стен «искусственного мрамора» создана по образцу папертей собора Василия Блаженного. Львы у пилонов мраморной лестницы взяты с Красного крыльца Грановитой палаты в Кремле. Позолоченная решетка у входа в Византийский зал повторяет узор резной сени из кремлевского Успенского собора — а с обратной стороны портал оформлен по образцу церкви Никиты Мученика за Яузой и Васильевского монастыря близ Кидекши.

ВИЗАНТИЙСКИЙ ЗАЛ


Какое время: III–ХII века
Чем вдохновлялись: катакомбы Рима, мавзолей Галлы Плакидии (Равенна), Татевский монастырь (Армения), собор Святой Софии (Стамбул), храм Пантократора (Стамбул), собор Монреале (Палермо)
Важный экспонат: чарка, выточенная императором Петром I собственноручно из ореха в 1709 году


Три зала Христианской анфилады (ныне здесь располагается экспозиция «Золото») иллюстрировали византийское искусство, которому русское столь многим было обязано. Для его отделки архитекторы изучили те раннехристианские памятники, увидеть которые и сегодня весьма затруднительно, — катакомбы Рима, а также византийские мозаики Равенны, Стамбула и сицилийских храмов.

Первый зал — уменьшенная копия центрального пространства Святой Софии в Константинополе. Оттуда скопирована мозаика с изображением императора Льва VI у ног Христа. Также анфилада украшена копиями фресок из римских катакомб святых Каллиста, Прискиллы, Агнессы, Корнилия, Претекстата и Люцины, например изображением Орфея с арфой (аллегории Христа). Из равеннского мавзолея Галлы Плакидии взята композиция «Добрый Пастырь», а пол, где изображен голубь с оливковой ветвью, — копия мозаичного покрытия из катакомб святой Елены в Риме, раскопанного в 1838 году.

ЗАЛ № 2 (ЗАЛ КАМЕННОГО ВЕКА)


Какое время: первобытная эпоха
Чем вдохновлялись: археологические памятники деревни Волосово на Оке
Важный экспонат: фигурка полярной куропатки со стоянки Мальта в Иркутской области (22–20 тысячелетие до н. э.), резьба по кости


Этот зал, который был посвящен эпохе неолита, украшен узорами, заимствованными из ямочно-гребенчатого декора сосудов, найденных в середине XIX века близ деревни Волосово.

Но ключевое в оформлении зала — панно «Каменный век», созданное художником Виктором Васнецовым. Для его написания меценат Савва Мамонтов построил Васнецову в своей усадьбе Абрамцево мастерскую, а позировали художнику местные крестьяне и гости Мамонтовых (в том числе Валентин Серов).

Непривычный для сказочника сюжет трактован достаточно натуралистично: люди немыты, лохматы... Тут несколько сцен: «Добывание огня и ловля рыбы», «Обработка шкур», «Охота на мамонта», «Пиршество». Васнецов рисовал на основе тех данных, которые предоставили ему ученые конца XIX века (консультантами были антрополог Московского университета Дмитрий Анучин и археолог Владимир Сизов), и сегодня многие элементы его «реконструкции» считаются устарелыми и ошибочными.

ЗАЛ № 5 (ЗАЛ ЖЕЛЕЗНОГО ВЕКА)


Какое время: железный век
Чем вдохновлялись: ювелирные украшения и керамика «звериного стиля»
Важный экспонат: парадные секиры IV–V веков до н. э., найденные в Архангельской губернии на берегу реки Пинеги


Зал, посвященный железному веку, украшен декоративными мотивами «звериного стиля». Самые знаменитые образцы этого искусства — золотые скифские украшения, однако в нем творили и сарматы, и другие народы Европы и Азии.

Головы зверей и птиц на карнизе взяты с находок в мерянских и екатеринославских курганах, а рельеф над дверным проемом с фантастической птицей вдохновлен сибирским золотым украшением из Эрмитажа. Львы в зале скопированы с предметов в скифских могилах, а мозаика пола повторяет гончарные узоры из курганов Владимирской и Ярославской губернии.

НОВГОРОДСКИЙ ЗАЛ (№ 9)


Какое время: XII–XV века
Чем вдохновлялись: церковь Спаса на Нередице, церковь Святого Георгия на Старой Ладоге, иконы «Битва новгородцев с суздальцами», «Знамение»
Важный экспонат: берестяная грамота 1220–30-х годов с «автопортретом» новгородского мальчика Онфима (из набора его упражнений)


Для украшения этого зала была приглашена артель палехских мастеров во главе с художником-реставратором Н.М. Софоновым, которые изготовили копии фресок Спаса на Нередице (позже уничтоженные фашистами). В центре свода, будто в куполе храма, изображено Вознесение Христа. На стенах — святые и композиция с изображением князя Ярослава, преподносящего модель этой церкви Христу. Одна из росписей повторяет знаменитую икону «Битва новгородцев с суздальцами», другая — план Древнего Новгорода с иконы «Знамение» из церкви Михаила Архангела. Этот и другие залы с «христианскими» фресками, а также Парадные сени по идеологическим соображениям в советское время были забелены и только в 1990–2000-е годы заново открыты после реставрации.

Для украшения зала была изготовлена копия Корсунских ворот Новгородской Софии. Мозаичный пол вдохновлен орнаментом из церкви Святого Георгия на Старой Ладоге, а арочные проемы украшены по образцу порталов Софии Новгородской.

ВЛАДИМИРСКИЙ ЗАЛ (№ 10)


Какое время: XII–XV века
Чем вдохновлялись: Дмитриевский собор (Владимир), Успенский собор (Владимир)
Важный экспонат: половецкая «баба» из села Ступки Донецкой области — языческий идол XIII века


Декор этого зала «белокаменный»: здесь использованы слепки рельефов Дмитриевского собора. Это композиции с изображением царя Давида и Александра Македонского, семейный портрет Всеволода Большое Гнездо с сыновьями. Интерьер дополнен фресками из Успенского собора, которые создавала та же палехская артель. Причем в то время, когда шла работа, фрески в Успенском соборе только-только были раскрыты, и именно Софонов делал их кальки. Рисунок мозаичного пола также взят оттуда же.

СУЗДАЛЬСКИЙ ЗАЛ (№ 11)


Какое время: XII–XIII века
Чем вдохновлялись: Георгиевский собор (Юрьев-Польской), Успенский собор (Владимир)
Важный экспонат: Мстиславово Евангелие (до 1117 года)


Это пространство продолжает тему предыдущего зала — оно также украшено «резьбой», однако на сей раз тут слепки фасадов Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Этот храм известен тем, что после обрушения его «собрали» заново, но как попало, не озаботившись подбором рисунка, так что первоначальные узоры представить невозможно. В ГИМе эти львы, грифоны и птицы представлены в большем порядке.

Роспись пола и его мозаики копируют фрески Успенского собора во Владимире. Для украшения зала также была изготовлена копия южных врат Рождественского собора в Суздале.

При написании статьи использованы материалы книги Натальи Датиевой «Исторический музей. Архитектура. Интерьеры».

Фотографии предоставлены пресс-службой ГИМ
.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

За грибами

Киногерои-грибники на «Культура.РФ»

Капустник киногероев Табакова

В честь дня рождения Олега Павловича

Мастер реализма — Илья Репин

Видеогалерея работ художника

Иван Айвазовский — главный маринист русской живописи

Великие полотна художника

Мастер художественного слова Игорь Ильинский

Любимые роли советского актера

Гений русского футуризма

Владимир Маяковский, «Ночь»

«Боже, какой типаж!»

Видеоподборка самых ярких ролей Михаила Пуговкина

Колыбельная из кинофильма «Романс влюбленных»

В день рождения Валентины Толкуновой

Для тебя, Москва!

Столичные улицы в кино

Монолог о счастье

В день рождения Андрея Мягкова

Посетители смогут «услышать» повседневную жизнь императорской резиденции.

Подробнее

Она приурочена к 205-летию Бородинского сражения.

Подробнее

Здесь можно посмотреть фильм под открытым небом, а после кинопоказа обсудить его со специальными гостями.

Подробнее

Посетители увидят более 200 произведений.

Подробнее

Закрытие летнего сезона «Военные оркестры в парках».

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть