Войти Версия для слабовидящих
Популярное
  • 1989
  • Мелодрама
  • Евгений Герасимов
  • 73 мин
  • 1966
  • Боевик, История, начало XX века
  • Эдмонд Кеосаян
  • 73 мин
  • 1937
  • Приключения
  • Владимир Вайншток
  • 93 мин

Великий немой заговорил

85 лет назад в Москве, в кинотеатре «Художественный», состоялась премьера фильма Николая Экка «Путевка в жизнь». Это была первая «говорящая» картина, сделанная в СССР.

Фотография: kino-teatr.ru


Режиссер Николай Экк (за эффектным псевдонимом скрывалась очень простая фамилия Ивакин) не входил в элиту молодого сообщества советских кинематографистов. Проще говоря, Экка никто особо не знал. Потому с такой ревностью восприняли его коллеги появление и успех «Путевки в жизнь». Ведь многие хотели освоить революционную методику звукового кино, но до поры советским специалистам это не удавалось. Примечательно, что Николаю Экку дважды пришлось выступить в качестве пионера кинематографа нового типа: в 1931-м, со звуковой «Путевкой в жизнь», и в 1936-м, когда вышла его картина «Груня Корнакова» — первая цветная лента советского кино.

Однако в начале 30-х далеко не все кинематографисты приветствовали перспективу появления звука в кино. Теоретик кино и сценарист Виктор Шкловский, режиссеры Сергей Эйзенштейн, Всеволод Пудовкин, Григорий Александров выражали озабоченность: не убьет ли звук кинематограф как искусство? Как нам известно, в дальнейшем все они делали звуковые фильмы — да еще какие! Но так уж повелось в истории кино: каждое принципиальное новшество сначала вызывает недоверие. Звук, цвет, стереокино, цифровой носитель вместо пленки, технологии 3D и IMAX... Поиски новых форм продолжаются, и предсказать пути развития кино невозможно.


«Путевка в жизнь» — еще очень пограничное произведение, в нем связь с эстетикой немого кино не разорвана. Но популярность ему принес не только беспрецедентный звуковой «аттракцион». Во-первых, история о московских беспризорниках была актуальна, во-вторых, картина подкупала человечностью интонации в рассказе об «отбросах общества». В-третьих, Экк задействовал отличных актеров: Николая Баталова, Михаила Жарова, Рину Зеленую, Гликерию Богданову-Чеснокову. И студента Государственного техникума кинематографии — марийца Йывана Кырлю. Он сыграл беспризорника Мустафу так ярко, что даже несколько затмил персонажей своих старших коллег. Публика полюбила Мустафу, его реплики разошлись на цитаты: «Яблочка хотца...», «Ловкость рук — и никакого мошенства!». Позже Михаил Жаров вспоминал: «Йыван Кырля имел необыкновенный успех в этой роли, по улице он просто не мог ходить. Низкорослый, коренастый, всегда веселый и модно одетый, он был избалован вниманием публики немедленно. Администраторы концертных организаций не преминули использовать этот совершенно головокружительный успех. Экк написал ему сцены на тему «Путевка в жизнь», которые он играл в своем костюме беспризорника. Его стали возить по всем городам Советского Союза...»


В 1957 году «Путевка в жизнь» была переозвучена и выпущена в новой редакции, а в 1977-м картину еще раз восстановили специалисты Киностудии им. Горького.


В своих мемуарах режиссер Михаил Ромм вспоминал период становления производства звукового кино. В 1932 году он принимал участие в работе над фильмом Александра Мачерета «Дела и люди»:

«Звукооператор был тогда диктатором и тираном. Бывало, после репетиции режиссер с тревогой ждал слова звукооператора, а тот высовывался из кабины и безапелляционно вещал: «Товарищи актеры, я вас прошу все «а» говорить значительно тише, все «ы» значительно громче, букву «е» старайтесь немножко приподнять, на шипящие не напирайте, говорите их вскользь, еле-еле. А вот «б» и «п» говорите как можно отчетливее».

Представьте себе, каково было положение бедного актера!

В конце концов оказалось, что в аппарате просто-напросто плохо отфокусирована ниточка и надо уметь ее фокусировать».

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

  • 1925
  • Военный, Историческое
  • Сергей Эйзенштейн
  • 71 мин
  • 1931
  • Драма, Детская и подростковая тематика
  • Николай Экк
  • 106 мин
  • 1938
  • Комедия, Комедии
  • Григорий Александров
  • 100 мин
Прямые трансляции вечеров Третьяковской галереи на «Культура.РФ»

Третьяковская галерея — Марина Цветаева и Борис Пастернак: диалог в стихах и письмах

Легенда ХХ века - Анна Ахматова

Вспоминаем лиричное стихотворение номинантки на Нобелевскую премию

​Предводитель дворянства из простой семьи

Комедийные роли Сергея Филиппова

День памяти и скорби

22 июня началась Великая Отечественная война

Режиссер с «мультяшной» фамилией

В день рождения Вячеслава Котеночкина

Основатель Товарищества передвижников

Русский живописец Иван Крамской

Раскрываем секреты картины Василия Поленова

Что именно сказитель былин Никита Богданов рисовал на песке

Поэзия русской жизни на картинах Михаила Нестерова

Видеогалерея ко дню рождения художника

Учись, студент

Видеоролик из фильмов с Александром Демьяненко

Академик живописи Алексей Саврасов

Русский мастер лирического пейзажа

Все самые интересные события Петербурга — в подборке портала «Культура.РФ».

Подробнее

Главные выставки, посвященные переломному этапу.

Подробнее

Зрители увидят самые интересные постановки.

Подробнее

Покажут сцены из «Лебединого озера», «Щелкунчика» и «Дон Кихота».

Подробнее

Мультимедийная экспозиция работает в Министерстве культуры России.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть