Парень в армию пошел: саундтрек

Каждый год — в весеннюю и осеннюю призывную кампанию — молодые ребята отправляются в войска. Для всей родни новобранца проводы в армию — это праздник со слезами на глазах. И самое время вспомнить, как на Руси провожали в солдаты: что пели, как гуляли и какие давали напутствия.

Пожизненный срок

Илья Репин. Проводы новобранца (фрагмент). 1879. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Иван Соколов (?). Проводы рекрутов (фрагмент). 1867. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Петр I, решивший, что России нужно регулярное войско, подошел к этому вопросу с обычным для себя историческим размахом. В армию стали брать навсегда. До конца жизни. И учитывая интенсивность петровских баталий, наступить он мог довольно быстро. Мало было охотников выбрать такую судьбу по собственной воле. Поэтому жребий в деревнях тянули принудительно: именно так община решала, кто из мужчин призывного возраста, в среднем от 20 до 30 лет, пойдет в рекруты. В народной традиции часто говорили «в некрутá» — именно это слово осталось во множестве частушек и припевок
.
Некрýтская (под балалайку) «Некрута вы, некрута» в исполнении К.В. Носкова из города Нерехты Костромской области
00:00
Рекрутские припевки («коротенькие писенки про некрутов») «Некрута-некрутики» в исполнении М.Ф. Поповой, Д.А. Третьяковой из деревни Марково Вохомского района Костромской области
00:00
У военкомов царя Петра был большой простор для коррупционной составляющей: русская литература полна историй о старостах, «забривших лоб» парням из бедных семей взамен расщедрившихся богатых. На долгие годы именно это выражение стало символом ухода на воинскую службу. Рекрутам буквально сбривали часть волос — чтобы уклонистов сразу было видно. И хотя в таком варианте практически насильного комплектования профессиональной армии был как минимум один плюс (он полностью освобождал солдата от русского варианта рабства — крепостной зависимости), но дорога домой для рекрута практически закрывалась.
Рекрутские припевки «Сормовска больша дороженька» в исполнении М.Я. Волковой и А.М. Окуловой из поселка Ветлужского Шарьинского райна Костромской области
00:00
Он мог больше никогда в жизни не увидеть ни отца с матерью, ни жену с детьми. Именно поэтому так невыносимо тоскливы самые старинные песни о русской рекрутчине. Их называют «причеты», потому что исполнявшие их не столько пели, сколько причитали: радоваться на таких проводах особо было нечему. «В рекрутчину что в могилу» — гласила пословица тех лет.
Рекрутские причеты в исполнении А.М. Королёвой из деревни Красавино Нюксенского района Вологодской области
00:00
00:00
Рекрутское причитание «Ох, ты болезно да моё дитятко» в исполнении Е.В. Колесовой из деревни Большие Рымы Макарьевского района Костромской области
00:00
Рекрутское причитание «Ой, ты куды да моё дитятко» в исполнении Г.А. Ярушкиной из села Тимошино Макарьевского района Костромской области
00:00

Здравствуй, мама, я вернулся

Вячеслав Жемерикин. Солдаты. Возвращение. 1979. Ульяновский областной художественный музей, Ульяновск
Иван Лучанинов. Благословение ополченца 1812 года (фрагмент). 1812. Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Рыбинск, Ярославская область
После смерти Петра в России начали пересматривать и некоторые заведенные им порядки. Пожизненно крестьяне должны были служить до 1793 года: при Екатерине II впервые срок службы был ограничен 25 годами, а при Александре II и вовсе можно было отправиться в родные края после семи лет действительной службы. Тогда солдат получал так называемый бессрочный отпуск. Эта схема, во-первых, позволяла более рационально тратить военные бюджеты и не держать людей на казенных харчах до седых волос. А во-вторых, она давала рекрутам какую-никакую надежду вернуться домой, обзавестись семьей, хозяйством — в общем, провести остаток дней с кем-то еще, кроме соседей по казарме. И хотя традиционные причитания сохраняются во многих регионах, все же проводы в армию перестают напоминать поминки. Важной частью этой церемонии становятся обряды, которые должны обеспечить возвращение юноши домой живым, а в идеале еще и здоровым. В Вологодской области, например, мать обязательно пекла сыну хлеб, от которого тот откусывал перед уходом из дома. Оставшийся каравай надо было хранить на печи до его возвращения. При прощании смотрели, теплые ли у парня губы и руки. Если да — это предвещало удачу. Верным способом прогнозирования судьбы рекрута считалось гадание на скатанном волокне кудели. Если оно не сгорало полностью, оставалось комочком, «могилкой», семья готовилась к худшему. И главное — ни один новобранец не покидал дома без материнского благословения.
Рассказ Т.Ф. Ежовой из деревни Сергиевской Тарногского района Вологодской области о благословении рекрута
00:00
Рассказ К.П. Галицкой из деревни Пустыня Нюксенского района Вологодской области о благословении рекрута
00:00

Не плачь, девчонка

Алексей Венецианов. Благословение рекрута. Конец 1830-х. Государственный музей-заповедник «Павловск», Санкт-Петербург
Николай Богданов. Запоздала (фрагмент). 1889. Челябинский государственный музей изобразительных искусств, Челябинск
В конечном итоге из проводов в армию в России сложился целый рекрутский обряд. Он был не менее важным, как похоронный или свадебный. Некоторые ритуалы дошли даже до наших дней. Бережно, из поколения в поколение, передавали жители русских деревень традицию рекрутских гулянок — когда парни, получившие повестку, катались на лошадях под гармошку и пиво.
Рассказ В.Т. Тюляндина из деревни Карпово Павинского района Костромской области о проводах в армию
00:00
00:00
Девушки для такого случая для своих «залеточек» и «ягодиночек» готовили вышитые платки — на дорожку. Такой подарок возлагал на них определенные обязательства: раз дала платок — значит, должна дождаться. Очевидно, чтобы у тех парней, кто остается в селе, была своя знаковая система: в некоторых районах было принято возле дома ожидающей невесты наряжать елочку, на которую вешали куколку из тряпок. Ее не убирали, пока солдат не возвращался. Проводы становятся все веселее: во время застолья поют красивые песни, а герою вечера позволяли даже пообниматься с любимой.
Рекрутские приговорки «Миленькой пошел в солдаты» в исполнении М.Я. Волковой и А.М. Окуловой из поселка Ветлужского Шарьинского района Костромской области
00:00
Лирическая песня «Последний нонешной денёчик» в исполнении В.А. Селянина из деревни Бобровское Нюксенского района Вологодской области
00:00
Некрутская (рекрутские припевки под балалайку) «Над приемной галки вьются» в исполнении Е.А. Казначеевой из города Нерехта Костромской области
00:00

Солдатушки, бравы ребятушки

Владимир Никулин. Пришел солдат… (фрагмент). 1940-е–1970-е. Ставропольский краевой музей изобразительных искусств, Ставрополь
Константин Савицкий. На войну (фрагмент). 1888. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Характер рекрутских наборов всегда диктовался военной обстановкой. При спокойной жизни проводили их не каждый год, новобранцев брали мало, и взыскательная медкомиссия браковала каждого, кто не соответствовал строгим требованиям царской армии. А например, в 1812 году рекрутов гребли уже без разбору. Сохранились бумаги Военного министерства, разрешающие ставить под ружье «редковолосых, разноглазых и косых, ежели только зрение их позволяет прицеливаться ружьем; заик и косноязычных, могли бы сколько-нибудь объясняться; не имеющих до шести зубов боковых, лишь бы только были в целости передние, для скусывания патронов необходимые…» В 1854 году, во время Крымской войны, лысина и заикание тоже больше не считались уважительной причиной, чтобы не служить: в этот год провели сразу три набора.
Рекрутские припевки «Меня в солдатушки погонят» в исполнении Н.М. Лебедева и П.В. Пахтева (гармонь-хромка) из города Кологрива Костромской области
00:00
Зато потом пополнение в армию долго не набирали. За это время в России успели отменить крепостное право и сменить военную доктрину. Неповоротливая петровская рекрутчина больше не успевала за реалиями больших европейских войн. И уступила место срочной службе. Царский манифест 1 января 1874 года гласил: «Сила государства не в одной численности войска, но преимущественно в нравственных и умственных его качествах, достигающих высшего развития лишь тогда, когда дело защиты Отечества становится общим делом народа, когда все, без различия званий и состояний, соединяются на это святое дело». Так в России появилась призывная армия. И хотя в традиционных, еще средневековых частушках потом пели и про советскую власть, и про Гитлера, самая главная традиция — ждать домой своих мужчин — дошла до нас без изменений.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна