ПЕРЕДВИЖНИКИ:
ОТ АКАДЕМИЧНЫХ РИСУНКОВ
К НЕЗАВИСИМОСТИ

Юбилейный проект к 150-летию объединения
ПЕРЕДВИЖНИКИ:
ОТ АКАДЕМИЧНЫХ РИСУНКОВ
К НЕЗАВИСИМОСТИ
Юбилейный проект к 150-летию объединения
150 лет назад художники Москвы и Петербурга основали Товарищество передвижных выставок, которое просуществовало более полувека. Мы представляем спецпроект, посвященный его истории: расскажем, с чего началось Товарищество, кто стоял у его истоков и какие художники — сегодня всемирно известные — выставляли свои работы на передвижных гастрольных выставках. Смотрите лекции и документальные фильмы и читайте детальные описания картин, которые помогут понять их авторов.

Проект подготовлен совместно с издательством «Эксмо», в котором выходит книга «Передвижники. Художники-передвижники и самые важные картины конца XIX — начала XX века». Ее написала Юлия Варенцова — журналистка, создательница документальных фильмов для телеканала «Культура». В спецпроекте мы публикуем несколько отрывков из книги.
150 лет назад художники Москвы и Петербурга основали Товарищество передвижных выставок, которое просуществовало более полувека. Мы представляем спецпроект, посвященный его истории: расскажем, с чего началось Товарищество, кто стоял у его истоков и какие художники — сегодня всемирно известные — выставляли свои работы на передвижных гастрольных выставках. Смотрите лекции и документальные фильмы и читайте детальные описания картин, которые помогут понять их авторов.

Проект подготовлен совместно с издательством «Эксмо», в котором выходит книга «Передвижники. Художники-передвижники и самые важные картины конца XIX — начала XX века». Ее написала Юлия Варенцова — журналистка, создательница документальных фильмов для телеканала «Культура». В спецпроекте мы публикуем несколько отрывков из книги.
150 лет назад художники Москвы и Петербурга основали Товарищество передвижных выставок, которое просуществовало более полувека. Мы представляем спецпроект, посвященный его истории: расскажем, с чего началось Товарищество, кто стоял у его истоков и какие художники — сегодня всемирно известные — выставляли свои работы на передвижных гастрольных выставках. Смотрите лекции и документальные фильмы и читайте детальные описания картин, которые помогут понять их авторов.

Проект подготовлен совместно с издательством «Эксмо», в котором выходит книга «Передвижники. Художники-передвижники и самые важные картины конца XIX — начала XX века». Ее написала Юлия Варенцова — журналистка, создательница документальных фильмов для телеканала «Культура». В спецпроекте мы публикуем несколько отрывков из книги.
Илья Репин. Портрет Василия Сурикова. 1877
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Орест Кипренский. Автопортрет. 1828
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Иосиф Волков. Портрет Алексея Саврасова. 1884
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Илья Репин. Портрет Василия Поленова. 1877
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Василий Поленов. Портрет Ильи Репина. 1879
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Виктор Васнецов. Автопортрет. 1873
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Валентин Серов. Портрет Константина Коровина. 1891
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Илья Репин. Портрет Архипа Куинджи. 1877
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
История Товарищества началась в 1863 году, когда выпускники Академии художеств отказались писать полотна на тему, которую выбрали преподаватели. Это было задание — конкурс на большую золотую медаль; его победителей за государственный счет отправляли на шесть лет в Италию — изучать искусство и старинные памятники культуры. Тему — одну для всех, античную или библейскую, — объявлял Совет академии.
Однако конкурсанты подали прошение о том, чтобы самим выбрать тему. Когда прошение в Совете проигнорировали, 14 студентов отказались сдавать экзамен и покинули академию, не окончив ее. Это событие вошло в историю искусства как «бунт четырнадцати».
Предводителем художественного «восстания» считался Иван Крамской. Именно он предложил создать артель независимых художников — своеобразную коммуну, предтечу будущего знаменитого объединения. В ней живописцы поддерживали друг друга и вели общее хозяйство.
Вскоре Крамской увлекается новым проектом — созданием Товарищества передвижников. Его московские друзья, художники Григорий Мясоедов и Николай Ге, подсмотрели в Англии интересный способ «продвижения» нового искусства — передвижные выставки, не зависящие от госфинансирования. И решили сами устроить такую выставку-продажу, путешествующую по главным городам России. <…> Иван Крамской становится учредителем и главным идеологом Товарищества передвижных выставок.
— Отрывок из книги Юлии Варенцовой «Передвижники. Художники-передвижники и самые важные картины конца XIX — начала XX века»
Изучите нашу инфографику и узнайте, как было устроено Товарищество передвижников.
Товарищество передвижных художественных выставок
В разные годы в Товарищество передвижных выставок входило множество художников. Некоторые из них стали знамениты на всю страну. «Биолог» Иван Шишкин, Исаак Левитан, полотна которого называли «пейзажами настроения», и Михаил Нестеров, создавший узнаваемый и печальный женский образ. Читайте биографии известных художников в нашей подборке.
Биографии известных художников-передвижников
Учредители Товарищества и участники выставок
Как создавал сказочный мир Виктор Васнецов, когда Константин Маковский стал придворным живописцем и сколько картин с бурлаками написал на самом деле Илья Репин? Мы собрали тематические материалы о художниках-передвижниках.
Пейзажисты, портретисты, историки
Как художники-передвижники искали и находили свои темы
Мы публикуем два отрывка из книги Юлии Варенцовой — читайте, как работали над своими полотнами Василий Перов и Николай Ге.
Почему к картине Архипа Куинджи выстраивались очереди, какое любовное увлечение вдохновило Левитана и как основатель Товарищества Иван Крамской создал полотно не по канонам передвижнического искусства? Изучайте «Картины в деталях» — в этой рубрике рассказываем, как художники искали вдохновение, делали этюды к полотнам и использовали авторские приемы, которые потом вошли в теорию живописи.
Выставки передвижников побывали во многих городах России — всего их прошло более 50. Однако в обществе постоянно случались кризисы. Одни члены объединения ушли преподавать в Академию художеств, а другие — молодые живописцы, которые лишь участвовали в выставках, — не могли обойти строгие правила и войти в Товарищество. Они стали вступать в другие художественные союзы. Окончательно Товарищество передвижных выставок распалось уже в годы советской власти — в 1923 году.
Лекции и документальные фильмы о передвижниках и их творческом пути
Почему война преследовала Верещагина, как демон погубил Врубеля и как работы Левитана повлияли на кинематограф
Автор: Диана Тесленко