«ОСОБЫЙ МИР»
АЛЕКСАНДРА ОСТРОВСКОГО




Рассказываем о жизни классика
и его самых известных произведениях
«ОСОБЫЙ МИР»
АЛЕКСАНДРА ОСТРОВСКОГО



Рассказываем о жизни классика и его самых известных произведениях
Иван Гончаров писал Александру Островскому: «Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь». Знаменитый драматург XIX века не только писал собственные пьесы, но и переводил произведения Мигеля Сервантеса, Карло Гольдони и других зарубежных авторов, создавал актерские общества, занимал должность начальника театрального училища.

Портал «Культура.РФ» подготовил спецпроект, в котором рассказывает о жизни и творчестве драматурга.
Иван Гончаров писал Александру Островскому: «Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь». Знаменитый драматург XIX века не только писал собственные пьесы, но и переводил произведения Мигеля Сервантеса, Карло Гольдони и других зарубежных авторов, создавал актерские общества, занимал должность начальника театрального училища.

Портал «Культура.РФ» подготовил спецпроект, в котором рассказывает о жизни и творчестве драматурга.
Иван Гончаров писал Александру Островскому: «Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь». Знаменитый драматург XIX века не только писал собственные пьесы, но и переводил произведения Мигеля Сервантеса, Карло Гольдони и других зарубежных авторов, создавал актерские общества, занимал должность начальника театрального училища.

Портал «Культура.РФ» подготовил спецпроект, в котором рассказывает о жизни и творчестве драматурга.

Знакомимся с Островским

Александр Островский родился и вырос в купеческом Замоскворечье, в семье судебного чиновника Николая Островского. Он получил хорошее домашнее, а затем и гимназическое образование, еще в годы учебы увлекся театральным искусством. Но отец хотел, чтобы сын пошел по его стопам, и после гимназии Островский поступил на юридический факультет. Затем он семь лет проработал в московских судах, но литературное творчество не забрасывал — писал небольшие сцены из купеческой жизни, которые позже легли в основу полноценных пьес.
Читайте в биографии Островского, когда его первое произведение появилось в печати, какую пьесу считали «обидной для русского купечества» и что вспоминал Петр Чайковский о сотрудничестве с писателем. А еще в наших материалах вы найдете рассказ о художественных особенностях пьесы «Гроза» и описание нескольких экспонатов из Дома-музея Островского, которые дают представление о повседневной жизни драматурга, театральной работе и увлечениях.
Александр Головин. Бульвар на берегу Волги (фрагмент). Эскиз декорации к спектаклю «Гроза». Александринский театр, Петроград. 1916. Дом-музей Александра Островского, Москва
Василий Перов. Портрет Александра Островского (фрагмент). 1871. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Александр Головин. В доме Кабановых (фрагмент). Эскиз декорации к спектаклю «Гроза». Александринский театр, Петроград. 1916. Дом-музей Александра Островского, Москва

Читаем пьесы

Александр Островский написал 47 пьес. Основой для них часто становились истории из реальной жизни — фрагменты судебных дел, с которыми работал писатель, и рассказы волжских купцов: с ними Островский много общался, когда ездил в этнографическую экспедицию.
Обращался драматург и к другим источникам — историческим и фольклорным сюжетам. Самые известные его произведения — «Бесприданница», «Гроза», «Лес», «Снегурочка» — вы можете прочитать на нашем портале.
Николай Ливада. Эскиз декорации к спектаклю «Бесприданница» (фрагмент). 1970. Таганрогский художественный музей, Таганрог, Ростовская область
Надежда Верещагина-Розанова. Катерина. Иллюстрация к пьесе Александра Островского «Гроза». 1946−1954. Ярославский художественный музей, Ярославль
Михаил Курилко-Рюмин. Эскиз декорации к спектаклю Габдуллы Гилязева «Бедность не порок». Русский драматический театр, Уфа. 1973. Государственный мемориальный и природный музей-заповедник А.Н. Островского «Щелыково», Костромская область
Анатолий Арапов. Эскиз костюма Снегурочки к сюите на музыку Петра Чайковского «Снегурочка» (фрагмент). 1944−1945. Государственный мемориальный и природный музей-заповедник А.Н. Островского «Щелыково», Костромская область
Валентина Комолова. Эскиз костюмов Приживалок к спектаклю Марка Захарова «Мудрец» (фрагмент). Театр им. Ленинского Комсомола, Москва. 1989. Государственный мемориальный и природный музей-заповедник А.Н. Островского «Щелыково», Костромская область
Петр Ламбин. Эскиз декорации к спектаклю Андрея Петровского «Лес». Александринский театр, Санкт-Петербург. Около 1910. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург

Смотрим спектакли





















Александр Островский (второй справа) в роли Лазаря Подхалюзина с группой участников любительского спектакля «Свои люди — сочтемся».
2-я половина XIX века. Фотография: Санкт-Петербургский государственный музей театрального
и музыкального искусства, Санкт-Петербург
Александр Островский (второй справа) в роли Лазаря Подхалюзина с группой участников любительского спектакля «Свои люди — сочтемся».
2-я половина XIX века. Фотография: Санкт-Петербургский государственный музей театрального
и музыкального искусства, Санкт-Петербург
Все пьесы драматурга были поставлены на сцене Малого театра и создали там своеобразную основу репертуара, в котором остаются по сей день. Этот театр даже стали неофициально называть «Домом Островского», а в 1919 году у входа установили памятник писателю.
Смотрите видеоверсии пьес, в которых сыграли актеры Малого театра: «На бойком месте», «Лес», «На всякого мудреца довольно простоты». И знакомьтесь с постановками Островского на других российских сценах: «Таланты и поклонники» и «Не все коту масленица» в Театре Маяковского, «Ва-банк» в «Ленкоме», «Василиса Мелентьева» в Театре им. Ермоловой.
Сцена из спектакля Марии Кнебель «Таланты и поклонники». Московский академический театр им. В. Маяковского, Москва, 1969−1970 годы. Фотография: Государственный мемориальный и природный музей-заповедник А.Н. Островского «Щелыково», Костромская область
Александра Захарова в роли Юлии Тугиной в спектакле Марка Захарова «Ва-банк». Московский государственный театр «Ленком», Москва, 2004 год. Фотография: Михаил Гутерман / Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва
Михаил Козаков в роли Виталия Кочуева в спектакле Александра Дунаева «Не от мира сего». Московский драматический театр на Малой Бронной, Москва, 1971 год. Фотография: Михаил Гутерман / Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва
Полина Лазарева в роли Ларисы и Юрий Лахин в роли Мокия Кнурова в спектакле Льва Эренбурга «Бесприданница». Московский академический театр им. В. Маяковского, Москва. Фотография: mayakovsky.ru
Кадр из телеспектакля Игоря Ильинского и Инессы Селезневой «Лес». Государственный академический Малый театр СССР, Москва, 1975 год
Всеволод Макаров в роли Ипполита в спектакле Леонида Хейфеца «Не все коту масленица». Московский академический театр им. В. Маяковского, Москва. Фотография: mayakovsky.ru
Кадр из телеспектакля Виктора Рыжкова «На бойком месте». Государственный академический Малый театр СССР, Москва, 1986 год
Кадр из телеспектакля Игоря Ильинского и Владимира Мартенса «На всякого мудреца довольно простоты». Государственный академический Малый театр СССР, Москва, 1985 год
Кадр из телеспектакля Владимира Андреева и Александра Воропаева «Василиса Мелентьева». Московский драматический театр им. М.Н. Ермоловой, Москва, 1982 год

Островский в кино

Первый фильм по пьесе Александра Островского вышел в 1911 году: режиссер Петр Чардынин создал короткометражную немую картину «На бойком месте». За более чем 100 лет сюжеты Островского экранизировали около 80 раз. По мотивам его сочинений снимали не только художественные, но и анимационные фильмы — например, мультфильм 1952 года «Снегурочка».
А особенно популярными у зрителей стали комедия «Женитьба Бальзаминова» с Георгием Вициным в главной роли и мелодрама «Жестокий романс», где снялись Лариса Гузеева, Андрей Мягков, Алиса Фрейндлих и Никита Михалков.
Ролан Быков (слева) в роли Лукьяна Чебакова и Георгий Вицин в роли Михайло Бальзаминова в художественном фильме Константина Воинова «Женитьба Бальзаминова» (1964)
Кадр из мультипликационного фильма Ивана Иванова-Вано «Снегурочка» (1952)
Алиса Фрейндлих в роли Хариты Огудаловой и Андрей Мягков в роли Юлия Карандышева в художественном фильме Эльдара Рязанова «Жестокий романс» (1984)
Автор: Ирина Кирилина
Верстка: Анастасия Солодовникова

Главное изображение: Нижнетагильский музей изобразительных искусств,
Нижний Тагил, Свердловская область