16+

Носороги

Комедия
2011
128 мин
Россия
Видеозапись недоступна для просмотра по решению правообладателя

«Будет большой ошибкой, если мы посчитаем, что «театр абсурда» — это театр вне логики. Как раз наоборот. Эта пьеса — оздоровительная пощечина и в наше время, и на будущее. Ее философская насмешливость актуальна и сейчас, это вообще одна из лучших пьес XX века, пьеса-предупреждение на все времена. К тому же она бесконечно театральна и ее будет очень приятно играть», — говорит режиссер Марк Розовский.

Драма Эжена Ионеско «Носороги», одна из интереснейших пьес XX века, написана в 1959 году; неоднократно искусствоведы, журналисты включали ее в различные рейтинги популярности. Она отобразила тенденции развития человеческого общества (вне границ времени и пространства). В самом деле, в «Носорогах» разыгрывается драма Личности (Беранже), индивидуального сознания в столкновении с общественными механизмами. Ионеско утверждает, что идея имеет цену и смысл, пока она не пленила сознание многих, так как тогда она становится идеологией. А это уже опасно. Это уже — толпа, «носороги». Во втором действии пьесы есть замечательная сцена, подтверждающая «заразность идеологии». По улицам города уже маршируют носороги, в комнате у Беранже собрались трое: он сам, его возлюбленная Дэзи и Дюдар. Конечно, обсуждают городскую новость — кто уже стал носорогом, а кто еще нет. Дюдар пытается успокоить компанию: собственно, нет ничего ужасного в том, чтобы превратиться в носорога. В сущности, они вовсе не злые и у них есть какое-то природное простодушие. Многие порядочные люди совершенно бескорыстно согласились стать носорогами, например Папийон (начальник в конторе). Беранже радуется тому, что остались еще несгибаемые люди. Вот если бы найти Логика, который сумеет объяснить природу этого безумия! Выясняется, что Логик уже превратился в зверя: его можно узнать по шляпе-канотье, проткнутой рогом. Беранже удручен: сначала Жан — такая яркая натура, поборник гуманизма и здорового образа жизни, а теперь и Логик! Вдруг Дюдар принимает внезапное решение стать носорогом. Беранже тщетно пытается отговорить его: Дюдар уходит, и Дэзи, выглянув в окно, говорит, что он уже присоединился к стаду.

Учитывая время, когда написана пьеса, Ионеско волнует проблема наступающего воинствующего тоталитаризма. Муссолини, Сталин, Мао или Ионеско — всегда где-то найдется идол, которого обожествляют, которому поклоняется толпа. Но именно идол обращается к толпе, а не к человеку.

Он считал, что цель театра — показать человеку его самого, чтобы освободить от страха перед обществом, перед государством, перед окружением.

«Реализм, социалистический или нет, остается вне реальности. Он сужает, обесцвечивает, искажает ее… Изображает человека в перспективе уменьшенной и отчужденной. Истина в наших мечтах, в воображении… Подлинное существо только в мифе…» — Эжен Ионеско.

В этом спектакле Марка Розовского замечательно сделан финал, когда на сцену выходят все действующие лица пьесы… «Кто все эти люди? Или носороги?» — спрашивает Беранже, стоя во фраке с цветком в петлице, но в семейных трусах, одном носке, стоптанных туфлях. То ли не успел одеться, то ли, наоборот, оделся в то, что нашел. А действительно, кто они? Масок нет, накладок тоже нет, рога на голове нет, но это носороги. Чуть изменилась пластика, другой наклон головы, походка, по-другому открывают рот для «рева», по-другому отражаются в глазах Беранже… Уметь надо такое придумать!

«Я так хотел изменить себя, — продолжает Беранже. — Поздно раскаиваться, надо было идти за ними вовремя. Делать нечего. Один против всех — буду защищаться. Где мое ружье? (и выпивает рюмку какого-то алкоголя; все носороги гомерически хохочут). Я последний человек и останусь человеком до конца! Я не сдамся!»

Все это смешно, почти отвязно, никакой грусти, очень оптимистично. Видимо, дело еще в актере, который играет Беранже.

Марк Розовский так написал в свое время о заслуженном артисте России Юрии Голубцове: «Комик! Это если одним словом. Но лучше несколькими: Его Величество Комик! Ибо нет для меня звания выше, таланта дороже, чем комический артист. Бывший школьный учитель истории Юрий Голубцов прошел рядом со мной весь 30-летний путь театра. Этически безупречный, безотказный трудяга вырос в выдающегося артиста, чье мастерство не замечено критикой, но в полной мере оценивается зрителем на каждом спектакле с его участием. Одно слово — Комик. Но лучше: его Величество Комик!..»

Режиссер: Марк Розовский
В ролях: Юрий Голубцов, Максим Заусалин, Наталья Драйчик, Александр Бычков, Александр Чернявский, Фатима Абаскулиева, Маргарита Рассказова, Владимир Федоров, Денис Сарайкин, Ольга Лебедева, Владимир Давиденко, Александр Лукаш, Юрий Шайхисламов, Ирина Морозова и другие

Смотрите также

Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна