Лес
Телеспектакль

Лес

Государственный академический Малый театр России. Основная сцена

Год выхода:
1975
Страна производитель:
СССР
Жанр:
Драма
Длительность:
179 мин.
В ролях:
Игорь Ильинский, Татьяна Еремеева, Валерий Бабятинский, Владимир Головин, Людмила Пирогова, Николай Рыжов, Софья Фадеева, Роман Филиппов, Виктор Шарлахов, Валентин Ткаченко, Геннадий Сергеев
Режиссёры:
Игорь Ильинский, Инесса Селезнева

Комедия А.Н. Островского «Лес» для И. Ильинского стала судьбоносной. Молодой двадцатипятилетний актер, один из лидеров Левого Фронта, сыграет комика Аркашку Счастливцева в знаменитом спектакле Вс. Мейерхольда «Лес» (1924), в котором изумит публику зрелым мастерством. Придя в Малый театр в конце тридцатых, уже во второй сезон своего существования в старейшем театре России, он снова сыграет эту роль. Ильинский под приглядом Прова Садовского будет приобщаться к истории знаменитого театра, сыграв не одну роль из репертуара А.Н. Островского.


В 1974 году И. Ильинский уже решает сам поставить пьесу «Лес» и третий раз войти в ту же воду — сыграть Аркашку.

В своей книге «Сам о себе» он так пишет о замысле спектакля: ««Судьба и характеры бродячих актеров старой России нигде не показаны так ярко, как в этом произведении Островского».


Несчастливцев и Счастливцев несут протест русского актера, художника, несут каждый по-своему и по-разному презрение к этой роскошной обывательской, тупой жизни и покидают ее как товарищи, собратья по искусству, уходя в безграничные просторы, не боясь холода, зноя, голода и лишений на своем грядущем пути.

«В спектакле мне хотелось бы воспеть русского актера, актера-художника, который никогда не найдет ничего общего с мещанством и эгоизмом, в какую бы скорлупу они не прятались», — писал Ильинский в книге «Сам о себе».


«Лес» Островского — это не только тот лес, о котором Несчастливцев говорит: „В самом деле, брат Аркашка, зачем мы зашли, как мы попали в этот лес, в этот сырой дремучий бор? Зачем мы, братец, спугнули сов и филинов? Что им мешать! Пусть они живут, как им хочется! Тут все в порядке, братец, как в лесу быть следует.


Старухи выходят замуж за гимназистов, молодые девушки топятся от горького житья у своих родных: лес, братец“. „Лес“ Островского — это также лес Петра и Аксюши, лес светлый, с березовыми рощами, весенним щебетанием птиц, шумом ручьев, знойной тишиной, прозрачными заводями, чистой и светлой любовью русского парня и девушки. Все это является необходимым фоном действия комедии».


Как режиссер И. Ильинский вырвал комедию из плена той традиции, которая апеллировала к острой характерности, приземленному быту, отчасти сблизив Островского с Тургеневым. Неслучайно для работы над спектаклем был приглашен художник А. П. Васильев, который в живописно расписанных задниках подчеркивал красоту леса. Перспектива уводила в глубь этой вековой красоты: лес не был дремучим, а спокойным в своем мирном величии, чистым, без непроходимого бурелома. Пятна солнечного света проглядывали из тенистых рощ. Из окон дома помещицы Грумыжской виднелся этот прекрасный лес. Как впрочем, и сам дом, его обстановка были отмечены вкусом.


Раиса Павловна Гурмыжская, ее играла жена И. Ильинского Т. Еремеева, по пьесе вдова 50-ти лет, очень богатая помещица, которая пожив в Петербурге на полную катушку, вернувшись в уезд, сменила имидж. Теперь на словах она печется о ближних. Ведет внешне благопристойный образ жизни. Гурмыжская выписала из северной столицы сына своей подруги Буланова, недоучившегося в гимназии, и выдает его уездному обществу за будущего жениха для своей бедной племянницы Аксюши. На самом же деле она сама влюблена в него, и, в конце концов, женит на себе.


В Гурмыжской Еремеевой есть очарование, она, конечно, grande coquette, любит быть в центре внимания, увлекается ролью благодетельницы, фальшивой для Аксюши и не бескорыстной для Алескиса Буланова. Его она щедро одаривает деньгами, чтобы тот и приоделся, и нахватал светских манер. Гурмыжская с толком меняет свои наряды, которые отмечены вкусом молодящейся дамы. Надо сказать, что и Алексис, войдя во вкус, уже дома «с пониманием» носит дорогой домашний халат, жабо белой рубашки украшает дорогая брошь.


Такой Гурмыжской еще можно увлечься. Впрочем, и она сама на кого попало, не бросится. Буланов В. Бабятинского — хорошенький мальчик, с ангельской внешностью, миленький. В спектакле их впечатляющая разница в возрасте не является поводом для карикатуры, скорее для снисходительной улыбки. Пай — мальчик превращается в паиньку — мужа, только вот надолго ли его хватит: разорит ли он имение Гурмыжской, или, напротив, преумножит, неясно, но в спектакле Ильинского ясно одно: Алексис подчинит Гурмыжскую себе и сделает это куда более жестоко, чем его благодетельница. Розовощекий мальчик уже грозит объединить силы общества, стать первой фигурой в уезде. И что-то заставляет ему поверить. Буланову все удавалось до сих пор, так почему бы не достичь цели и на этот раз.


Гурмыжская Островского отчасти сближена с Натальей Петровной Тургенева из «Месяца в деревне». Особенно мысль об этой рифме возникает в сцене объяснения Гурмыжской с Аксюшей (Л. Пирогова). Помещица ревнует молодую бедную племянницу к Буланову, выставляет ее из дома, не дав ни копейки. Однако Гурмыжскую беспокоит, не поселится ли Аксюша поблизости, и тогда соблазн для мужа вдвое моложе Раисы Павловны, будет велик. Она вынуждена признаться Аксюше в своем чувстве к нему, искренне расплакавшись. Диалог богатой и бедной родственности превращается в разговор равных женщин.


Ильинский сыграл в этом спектакле комика Аркашку, а роль трагика была доверена Р. Филиппову. Уже их первая встреча в лесу, когда один идет из Вологды в Керчь, а другой из Керчи в Вологду в поиске труппы, полна юмора. Орала, трагик огромного роста, а Аркашка ему до пояса. Один привык доставать из ножен кинжалы и мечи, метать страсти, а другой охальничать, хулиганить. Вместе они составляют комическую пару Пата и Паташона в русском обличье, калики перехожие: один с коробом, другой с узелком за спиной. Безбытные, без гроша в кармане, а если грош появляется, то тут же идет в дело на кутеж, они — уходящая натура. Не в моде не только Несчастливцев, не в моде и такие, как Аркашка. Комик боится трагика, семенит рядом, а когда бросает Геннадию Демьяновичу обидные колкости, то как маленькая собачонка отскакивает, отбегает на расстояние, чтобы не получить по загривку от трагика.


Ильинский отдаст дань и театральности Мейерхольда, повторив и сценическую пантомиму, когда Аркашка ловит рыбу, и когда в лунную ночь качается на качелях с Улитой.


Несчастливцев, как известно, сыграет благородство и в жизни. Выражаясь высокопарно, басом, продолжая в быту играть в трагика, он единственный пожалеет бесприданницу и все деньги до последнего рубля, вырванные у своей богатой тетки, отдаст на приданое Аксюше.

В подборках

Сам о себе
Фрагменты из книги Игоря Ильинского.
Абсолютно наш Островский
Русский драматург, творчество которого легло в основу национального театра.

Смотрите также

Великая магия
Театр имени Евгения Вахтангова
Комедия
1980
147 мин
Отелло
Государственный академический Большой театр России (Историческая сцена)
1979
90 мин
Сирано де Бержерак
Государственный академический театр им. Моссовета
Комедия
2006
147 мин