Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • Комедия
  • Борис Щедрин
  • 2015
  • 106 мин

Московский драматический театр «Модерн»

  • Мелодрама
  • Екатерина Гранитова
  • 2015
  • 150 мин

Российский академический молодежный театр

  • Мелодрама
  • Георгий Тараторкин
  • 2015
  • 91 мин

Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского

Проснись и пой!

Московский академический театр сатиры | 1974 | СССР | Комедия | 97 мин.
Режисcёр: Марк Захаров, Надежда Марусалова (Иваненкова), Александр Ширвиндт
В ролях: Георгий Менглет, Татьяна Пельтцер, Нина Архипова, Борис Кумаритов, Нина Корниенко, Татьяна Егорова
8132

Этот знаменитый, солнечный спектакль Театра сатиры был поставлен Марком Захаровым и Александром Ширвиндтом (для последнего, к слову, он оказался режиссерским дебютом) по одноименной пьесе венгерского драматурга Миклоша Дарфаша и сразу стал настоящим хитом.


При том, что рассказанная в нем история была довольно непритязательной. Дело происходит в небольшом доме в Будапеште, где привычным устоявшимся бытом живет пара преклонных лет — Пишта (Георгий Менглет) и Эржи Орбок (Нина Архипова). Этот самый устоявшийся быт давит на героев своей монотонностью, превращая хорошего, в сущности человека — Пишту — в раздраженное существо, недовольное даже трогательной заботой любящей его жены. Эта же «привычность» и успокоенность заставляет покидать дом и их сына — Дьюлу (Борис Кумаритов), которому уже более чем надоели родительские поучения. И в эту размеренную каждодневную предсказуемость жизни вдруг неожиданно врывается молодая, взрывная, брызжущая энергией Каролла (Нина Корниенко). Эта приехавшая погостить к тете Тони (Татьяна Пельтцер) девушка привозит с собой море оптимизма и позитива — она буквально встряхивает весь этот скучный мирок и вселяет в каждого уверенность в собственных силах, заставляя каждого взглянуть на жизнь иными глазами. Ожила и вспомнила молодость пенсионерка тетя Тони, встрепенулась домохозяйка, стал молодиться почтенный отец семейства, а юноша-сын решил бросить свою будничную буфетчицу (Татьяна Егорова). А в финале, в финале, конечно же, счастливые влюбленные пары — Пишта, вновь открывший красоту и прелесть своей жены и Каролла, с попавшим в поле ее чар Дьюлой.


Все покоряет в этом легком и светлом спектакле. В нем нет сатиры, но есть добрый юмор и теплая ирония, а главное любовь каждого из создателей к своим порой таким недотепистым персонажам.


Очень часто можно услышать, что мастерство актеров проверяется не только (а порой и не столько) на шедеврах мировой драматургии, но, напротив, на подобных комедиях или мелодрамах, чья функция — «разбавить» серьезный репертуар. И именно это артисты Театра сатиры и подтверждают в этой созданной Марком Захаровым и Александром Ширвиндтом «безделушке», что и по сей день с восторгом смотрят зрители.


Каждая роль — солнечный и яркий бенефис. Трогательный и нежный дуэт актерской супружеской пары Нины Архиповой и Георгия Менглета моментами чуть ли не заставляет прослезиться. Поразительно обаятельны Эржи Архипова и «вылупляющийся» на наших глазах из кокона брюзжания и недовольства в моложавого красавца Пишта Менглета. Они, пожалуй, задают здесь мелодичный и мягкий тон. А их прелестная песенка «Что с тобою, милый Пишта, что с тобою?» и вовсе на многие годы стала своеобразной визиткой этой замечательной актерской пары.


Хороший и прямодушный, хотя и несколько неповоротливый в своих представлениях о жизни молодой Дьюла. Борис Кумаритов создает здесь очень положительный образ, который, правда, временами, хочется встряхнуть, что, собственно, Каролла и делает.

— Ты видел племянницу тети Тони?


— Конечно, еще вчера.

— И как она тебе?

— Ничего девочка. Со сдвигом.


Каролла... В актрису Нину Корниенко после этой роли в музыкальной комедии влюбилась, кажется, вся театральная Москва. Эта легкомысленная блондинка буквально летала по сцене, пела, танцевала, садилась на шпагат, вовлекая в свой сумасшедший полет унылых и скучных родителей своего жениха. «Проснись и пой» — эти слова в ее исполнении звучали как гимн, как призыв очнуться от того тотального сна, в который погружает нас жизнь. Все возможно — только не спи! В этом была просто бездна любви к жизни: «Попробуй в жизни хоть раз не выпускать улыбку из открытых глаз!»


Ну, и конечно, блистательная тетя Тони. Для Татьяны Пельтцер на долгие годы роль этой активной и жизнерадостной старушки стала настоящим бенефисом. Стремительные проходы тети Тони по сцене, феерические взлеты по лестницам, заразительный темперамент, танцы, песни создавали в зале атмосферу праздника. Не было ни малейшего напряжения, игры в поддавки. Были только безупречный комедийный стиль, вихрь эмоций, очаровательная раскованность и свобода. Кульминацией роли и триумфом актрисы становился монолог о четырех пенсиях, которые она получает от четырех мужей из разных стран. И конечно, в памяти остается этот диалог ее с Кароллой:


— Тетя Тони, если не секрет, сколько песен могло быть для вас заказано?


— Пять. Из всех мужчин лишь пятеро могут песней напомнить мне о нашей былой любви. Пять мужчин — пять песен. Не так уж много по теперешним временам. И учти, девочка, никому из них я не изменяла.


— Ну, если это так, то можно сказать, что вы вели вполне скромный и высоконравственный образ жизни.


— Во всяком случае у многих так называемых порядочных женщин в те времена мужчин было гораздо больше, чем у меня.


И еще несколько слов о музыке Геннадия Гладкова в этом спектакле, которая может стать отдельной темой для разговора. Насыщение постановки музыкой было чуть ли не критическим, а заглавная песня и вовсе стала настоящим хитом. Настолько, что чуть позже ее использовали в фильме «Джентльмены удачи», тем самым сделав любовь к ней уже всенародной.

ВИДЕО

Смотрите также

  • Комедия
  • Сергей Яшин
  • 1981
  • 70 мин

Российский академический молодежный театр

  • Комедия
  • Наталья Зверева
  • 1971
  • 139 мин

Московский академический театр имени В.В. Маяковского

  • Комедия
  • Марк Захаров
  • 2005
  • 141 мин

Московский государственный театр «Ленком»

Прямая трансляция 22 октября в 19:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

Академический Большой хор «Мастера хорового пения», Лев Конторович

Прямая трансляция 22 октября в 14:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

Тайны женских портретов. Боттичелли, Рембрандт ван Рейн, Лиотар, Гойя, Давид, Ренуар

Прямая трансляция 22 октября, в 15:00. Камерный зал Филармонии

В гостях у сказки. Играет и рассказывает Полина Осетинская

Прямая трансляция 21 октября в 14:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

Национальный филармонический оркестр России, Ли Бяо

Прямая трансляция 21 октября в 19:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

Камерный оркестр «Московия», Эдуард Грач

Прямая трансляция 21 октября, в 15:00. Камерный зал Филармонии

Тысяча и одна ночь Шехерезады

Прямая трансляция 21 октября в 19:00. Концертный зал имени С. В. Рахманинова

Оркестр Московской филармонии, Даниэль Райскин, Дмитрий Маслеев

Прямая трансляция 21 октября, в 19:00. Камерный зал Филармонии

Гретри. «Петр Великий»

Прямая трансляция 20 октября, в 19:00. Камерный зал Филармонии

Древнерусская духовная музыка и духовные стихи XV–XVIII веков

Концертно-театральную программу покажут на фестивале актуальной классики Re:Formers.

Подробнее

В подборке портала «Культура.РФ» — интересные события в эти выходные.

Подробнее

Изображение будут проецировать на фасад Зимнего дворца и крейсер «Аврора».

Подробнее

Ее возглавят Николай Цискаридзе и Борис Эйфман.

Подробнее

Руководители, консультанты и участники секции провели пресс-конференцию, посвященную работе секции.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть