Любимые страницы. Искусство принадлежит народу
Телеспектакль

Любимые страницы. Искусство принадлежит народу.

Государственный академический театр им. Моссовета

Год выхода:
1971
Страна производитель:
СССР
Длительность:
99 мин.
Жанр:
Драма
В ролях:
Серафима Бирман
, Вера Марецкая,
Георгий Жжёнов
, Ростислав Плятт,
Нелли Пшенная
,
Анатолий Адоскин
,
Вадим Бероев
,
Борис Иванов
,
Леонид Марков
,
Юрий Кузьменков
,
Александр Леньков
,
Ия Саввина
,
Геннадий Бортников
,
Валентина Талызина
,
Михаил Львов
,
Сергей Цейц
,
Сергей Годзи
Режиссёры:
Юрий Завадский
,
Александр Шорин
,
Инна Данкман

Спектакль-концерт «Искусство принадлежит народу» представляет собой литературную композицию по произведениям А. Радищева, А. Герцена, Н. Чернышевского, Н. Некрасова, В. Курочкина, Ф. Тютчева, И. Тургенева, А. Пушкина, Л. Толстого, М. Салтыкова-Щедрина, А. Чехова, М. Горького, В. Князева в постановке Государственного академического театра имени Моссовета.

Юрий Завадский – блистательный актер, выдающийся режиссер, замечательный педагог – одна из ключевых фигур российского театра XX столетия. Его ученик, актер Геннадий Бортников, так охарактеризовал Юрия Александровича: «Яркий художник, заявивший о себе как о режиссере с изысканным чувством вкуса и яркой фантазией. Это был магнит, притягивающий женские сердца. Аристократ духа. Равнодушный красавец. Надменный Онегин. Волшебник Театра. И действительно, когда Завадский появлялся в театрах Москвы, в Доме актера, в зрительном зале своего театра или выходил на поклоны с актерами, это был спектакль! Спектакль-контакт, который запоминается навсегда. «Волшебная взаимность», как любил говорить сам Завадский».

Юрий Александрович родился 13 июля 1894 года в дворянской семье, учился в Московском университете, с детства любил театр – бабушка абонировала ложу в бельэтаже Большого театра и всегда брала внука с собой на представления.

В 1915-м Завадский поступил в Студию Е.Б. Вахтангова, где был сначала художником, затем актером и режиссером. В 1918 году поэт и режиссер Павел Антокольский пришел в студию с Мариной Цветаевой. Поэтесса была сражена обликом молодого красавца-актера:

Рот как мед, в очах доверье,
Но уже взлетает бровь,
Не любовь, а лицемерье,
Лицедейство – не любовь.

Марина Цветаева назвала его «памятнейшим из всех» и посвятила ему циклы «Братья»,«Комедьянт» и стихотворения Beau tenebreux (1918), «Я Вас люблю всю жизнь и каждый день...» (1918). Под именем Юра 3. он выведен в «Повести о Сонечке» (1937). <...>

После смерти Вахтангова Завадский ушел из студии, получив приглашение как актер в Московский Художественный театр. В 1924-м он основал Театр-студию. Его дебютом стал спектакль по пьесе А. Мюссе «Любовью не шутят» (1926). Лучшими спектаклями этого коллектива были «Вольпоне» Б. Джонсона (1932), «Ученик дьявола» Б. Шоу (1933), «Волки и овцы» А. Островского (1934).

В 1932–1935 годах Завадский – худрук Театра Красной Армии, а в 1936–1940 годах – Ростовского театра им. М. Горького. С 1941-го и до своего ухода из жизни в 1977 году – главный режиссер Московского театра им. Моссовета.

Опытный режиссер-педагог, Завадский воспитал ряд великих актеров: Н. Мордвинова, О. Абдулова, Л. Орлову, Ф. Раневскую, Р. Плятта и других. Он создал актерскую школу, особенностями которой являются легкость перевоплощения, широкий диапазон творчества – от остродраматических трагедийных ролей до фарсовых, буффонных.

Из статьи Светланы Носенковой «Театр Юрия Завадского» в журнале «Страстной бульвар» (2014 г.):

<...> «Идеи Юрия Александровича сродни понятиям индийского ученого В. Бахадура о том, что цель искусства – вдохновлять, очищать и облагораживать человека, для этого оно должно быть прекрасным. Однако театр-праздник Завадского произрастал на другой почве. «Как я ни увлекался Вахтанговым и Станиславским, меня никогда не покидало желание сделать что-то по-своему. Восхищаясь учителями, я в то же время с ними в чем-то не соглашался. Это несогласие, в сущности, и привело меня к решению самостоятельно жить в искусстве», – признавался Юрий Александрович. Тем не менее он был роскошным эхом своих великих наставников, вобрав в себя все лучшее из их учений и соединив в своей деятельности две театральные школы – Е.Б. Вахтангова и К.С. Станиславского.

То, что сейчас широко применяется современными театральными режиссерами – выход артистов в зал с целью вовлечь зрителей в игру, перформанс перед началом представления в фойе и т.д., – уже использовал в своих постановках Юрий Завадский. Он ухитрялся даже трагические вещи делать артистично, легко и вместе с тем мудро. У него был свой неповторимый стиль. И в артистах он ценил то же самое – яркую индивидуальность. В Театре имени Моссовета Юрий Александрович собрал звездную труппу: Вера Марецкая, Николай Мордвинов, Фаина Раневская, Ростислав Плятт, Любовь Орлова, Михаил Козаков, Леонид Марков, Людмила Шапошникова, Геннадий Бортников и другие». <...>

В подборках

Юрий Завадский
Вспоминаем любимого актера и режиссера.

Смотрите также

Белая палатка
Белая палатка
 Утиная охота
Утиная охота
Дорогой бессмертия
Дорогой бессмертия
Уточните ваше местоположение
Так мы будем полезнее для вас и отобразим в каталогах музеев, театров, библиотек и концертных площадок те учреждения, которые находятся рядом с вами.