Дом Островского
Телеспектакль

Дом Островского

Государственный академический Малый театр России. Основная сцена

Год выхода:
1974
Страна производитель:
СССР
Длительность:
176 мин.
Жанр:
Драма
В ролях:
Николай Анненков
,
Иван Любезнов
,
Галина Кирюшина
,
Пров Садовский
,
Элина Быстрицкая
,
Николай Рыжов
,
Ирина Ликсо
,
Борис Телегин
,
Лилия Юдина
,
Михаил Жаров
,
Юрий Соломин
,
Елена Гоголева
,
Никита Подгорный
,
Михаил Царёв
,
Сергей Харченко
Режиссёры:
Феликс Глямшин
,
Владимир Монахов

В фильм-спектакль, посвященный памяти Александра Николаевича Островского, вошли фрагменты постановок по пьесам драматурга: «Свои люди – сочтемся», «Гроза», «Волки и овцы», «Пучина», «Снегурочка», «Сердце не камень», «Светит, да не греет», «Бешеные деньги», «Правда – хорошо, а счастье лучше», «Не все коту масленица».

Вступительное слово главного режиссера театра народного артиста СССР Бориса Равенских.

Фильм снимали в павильонах «Мосфильма» в 1974 году. Элина Быстрицкая до сих пор помнит, как в начале семидесятых ее вводили в спектакль «Волки и овцы». Фрагмент из этой постановки потом вошел в фильм «Дом Островского». Партнерами Быстрицкой были Николай Рыжов и Михаил Жаров. Разные по темпераменту и характеру. «Я с каждым играла по-своему», – говорит актриса.

Съемки на «Мосфильме» шли параллельно с репертуарными спектаклями. В павильонах были установлены декорации, свет. Наготове стояли гримеры и костюмеры... Многие сцены снимали в черно-белом варианте. Поэтому пришлось на ходу менять костюмы. Но Быстрицкая все же настояла на платье пурпурного цвета. Модель шили по французским лекалам. И хотя на экране зрители так и не увидели этих оттенков, вкус актрисы оценили.

Писатель Петр Вайль о фильме-спектакле «Дом Островского»:

«Александру Островскому в русской культуре уготована была, с одной стороны, почетная, с другой, скромная участь – ответчика за оживление общественных тенденций. На всем протяжении ХХ века, в периоды социального безвременья, которые заметно преобладали, Островского теснил более обобщенный и всемирный Чехов. Реалист Островский выходил на первый план, когда его коллизии можно было хоть как-то соотнести с окружающей жизнью.

Первый раз такое произошло в 60-е годы прошлого века, когда коллектив чуть отодвинулся перед личностью, инструкция – перед инициативой. Когда чуть реабилитировался быт и семейные страсти встали едва ли не в один ряд с общественными.

И уж совсем Островский оказался живым и актуальным в 90-е, с появлением реальных, а не сценических дельцов и предпринимателей, с возвращением терминов, давно снабженных в словарях пометкой «устар.», – «вексель», «закладная». Само понятие «деньги» обрело ту роль, которое оно играет в пьесах Островского. Богач, его манеры и нравы загуляли по просторам страны и тут же – по театральным подмосткам. Если чеховские персонажи заставляют задуматься об экзистенциальных проблемах, то герои Островского вызывают чувства более приземленные и ярко окрашенные: жалость, смех, презрение, омерзение.

Надо надеяться, придет время Островского самодостаточного, не привязанного к веяниям времени. В его великолепной драматургии все для этого есть – остро выстроенные сюжеты, незабываемые портреты, блистательный юмор». <...>

В подборках

Большая актриса Малого театра
Памяти Михаила Жарова
От адъютанта до его превосходительства
Уточните ваше местоположение
Так мы будем полезнее для вас и отобразим в каталогах музеев, театров, библиотек и концертных площадок те учреждения, которые находятся рядом с вами.