Дом Островского
Телеспектакль

Дом Островского

Государственный академический Малый театр России. Основная сцена

Год выхода:
1974
Страна производитель:
СССР
Жанр:
Драма
Длительность:
176 мин.
В ролях:
Николай Анненков, Иван Любезнов, Галина Кирюшина, Пров Садовский, Элина Быстрицкая, Николай Рыжов, Ирина Ликсо, Борис Телегин, Лилия Юдина, Михаил Жаров, Юрий Соломин, Елена Гоголева, Никита Подгорный, Михаил Царёв, Сергей Харченко
Режиссёры:
Феликс Глямшин, Владимир Монахов

В фильм-спектакль, посвященный памяти Александра Николаевича Островского, вошли фрагменты постановок по пьесам драматурга: «Свои люди – сочтемся», «Гроза», «Волки и овцы», «Пучина», «Снегурочка», «Сердце не камень», «Светит, да не греет», «Бешеные деньги», «Правда – хорошо, а счастье лучше», «Не все коту масленица».

Вступительное слово главного режиссера театра народного артиста СССР Бориса Равенских.

Фильм снимали в павильонах «Мосфильма» в 1974 году. Элина Быстрицкая до сих пор помнит, как в начале семидесятых ее вводили в спектакль «Волки и овцы». Фрагмент из этой постановки потом вошел в фильм «Дом Островского». Партнерами Быстрицкой были Николай Рыжов и Михаил Жаров. Разные по темпераменту и характеру. «Я с каждым играла по-своему», – говорит актриса.

Съемки на «Мосфильме» шли параллельно с репертуарными спектаклями. В павильонах были установлены декорации, свет. Наготове стояли гримеры и костюмеры... Многие сцены снимали в черно-белом варианте. Поэтому пришлось на ходу менять костюмы. Но Быстрицкая все же настояла на платье пурпурного цвета. Модель шили по французским лекалам. И хотя на экране зрители так и не увидели этих оттенков, вкус актрисы оценили.

Писатель Петр Вайль о фильме-спектакле «Дом Островского»:

«Александру Островскому в русской культуре уготована была, с одной стороны, почетная, с другой, скромная участь – ответчика за оживление общественных тенденций. На всем протяжении ХХ века, в периоды социального безвременья, которые заметно преобладали, Островского теснил более обобщенный и всемирный Чехов. Реалист Островский выходил на первый план, когда его коллизии можно было хоть как-то соотнести с окружающей жизнью.

Первый раз такое произошло в 60-е годы прошлого века, когда коллектив чуть отодвинулся перед личностью, инструкция – перед инициативой. Когда чуть реабилитировался быт и семейные страсти встали едва ли не в один ряд с общественными.

И уж совсем Островский оказался живым и актуальным в 90-е, с появлением реальных, а не сценических дельцов и предпринимателей, с возвращением терминов, давно снабженных в словарях пометкой «устар.», – «вексель», «закладная». Само понятие «деньги» обрело ту роль, которое оно играет в пьесах Островского. Богач, его манеры и нравы загуляли по просторам страны и тут же – по театральным подмосткам. Если чеховские персонажи заставляют задуматься об экзистенциальных проблемах, то герои Островского вызывают чувства более приземленные и ярко окрашенные: жалость, смех, презрение, омерзение.

Надо надеяться, придет время Островского самодостаточного, не привязанного к веяниям времени. В его великолепной драматургии все для этого есть – остро выстроенные сюжеты, незабываемые портреты, блистательный юмор». <...>

В подборках

Большая актриса Малого театра
Подборка ролей Элины Быстрицкой.
Памяти Михаила Жарова
Говорят, что Михаил Иванович терпеть не мог, когда о нем писали всякую недостоверную чепуху
От адъютанта до его превосходительства
Фрагмент интервью Юрия Соломина.

Смотрите также

Великая магия
Театр имени Евгения Вахтангова
Комедия
1980
147 мин
Отелло
Государственный академический Большой театр России (Историческая сцена)
1979
90 мин
Сирано де Бержерак
Государственный академический театр им. Моссовета
Комедия
2006
147 мин