Царь Максимилиан
Драма

Царь Максимилиан

Новосибирский академический молодежный театр «Глобус»

Год выхода:
2002
Страна производитель:
Россия
Длительность:
95 мин.
Жанр:
Драма
В ролях:
Евгений Важенин
,
Николай Александров
,
Александр Польков
,
Сергей Мурашкин
,
Роман Якушкин
,
Сергей Кисса
,
Владимир Алексейцев
,
Артур Симонян
,
Илья Паньков
,
Евгений Миллер
,
Денис Малютин
,
Ольга Стебунова
,
Ирина Нахаева
,
Елена Ивакина
,
Ирина Камынина
Режиссёры:
Александр Галибин
,
Галина Любимова

Фрагмент статьи Анны Некрыловой «Царь Максимилиан» в Народном театре», опубликованной в книге «Народный театр»:

<…> «Алексей Ремизов, чье творчество пронизано образами и темами русского фольклора, на основе вышедшего в начале ХХ века свода текстов «Царь Максимилиан» создал авторское произведение — драму, где наряду с традиционными героями действовали и придуманные им персонажи из современной эпохи, где заводилами оказывались любимые ремизовские черти.

Между тем «Царь Максимилиан» не ушел с народной сцены и в XX веке. Организатором народного театра в своем имении Поленово Тульской губернии была семья художника В. Д. Поленова. Дочь художника, Е. В. Сахарова, оставила любопытные, очень живо и чуть иронично написанные воспоминания об одном из представлений «Царя Максимилиана», имевшем место в 1918 году. В 1920–1930-е годы пьесы народного театра ставились на клубных сценах в Заонежье и Каргополе, в Тверской, Ярославской областях, кое-где в Сибири. В 1967 году студенты-филологи Московского университета в переполненной аудитории показывали своего «Царя Максимилиана», реконструированного в результате экспедиций на р. Онегу. В начале 1980-х годов «Царя Максимилиана» возродил знаменитый коллектив Дмитрия Покровского. По найденным в архивах и зафиксированных в экспедициях фрагментам силами новгородского фольклорного ансамбля «Кудесы» был восстановлен местный вариант этой драмы, прочно вошедший в репертуар «Кудес» и с успехом разыгрывающийся под стенами Новгородского кремля».

Фрагмент статьи Анны Касумовой «Рождественские подарки» в Петербургском театральном журнале (2002 г.):

<…> «Спектакль Галибина, показанный на Рождественском фестивале, как и „Игроки“, имеет своего предшественника в Петербурге: к теме русской истории Галибин обращался в „Сказании о царе Петре“. В Новосибирске он продолжил эту тему, обратившись к истокам — народной драме „Царь Максимилиан“ (оформление Эдуарда Кочергина), правда, в интерпретации драматурга Е. Греминой, украшенной поэмой Алексея Толстого. „Земля наша богата, порядка в ней лишь нет“ — лейтмотивом звучит через весь спектакль. Царь Максимилиан, которого выбирают из народа, обзаводится свитой. Начинается первый виток игры, продолжающийся до смерти правителя. Потом — все сначала: выбирают царя, свиту, и каждый раз царь остается прежним, только зовется иначе, в зависимости от хода российской истории. Александр Галибин к существующим у Алексея Толстого именам добавляет свои: Максимилиан то предстает нам в виде Сталина, то вдруг, как Хрущев, начинает бить башмаком по кафедре. Здесь пародируют Ельцина, Горбачева и Ленина, и все это напоминает финальную игру Клуба веселых и находчивых. Элементы мюзикла лишь усиливают впечатление. Взяв микрофоны, народ вдруг запоет совсем не плач русский, а самую что ни на есть популярную „Убили негра, убили“… И следом — „Боже, царя храни“… А может быть, прав Галибин, может быть, именно такова она, новейшая история России, — бесконечные вариации на тему пьесы Е. Греминой „Царь Максимилиан“?» <…>

Смотрите также