Гнездо глухаря
Телеспектакль

Гнездо глухаря

Московский академический театр сатиры

Год выхода:
1987
Страна производитель:
СССР
Жанр:
Мелодрама
Длительность:
179 мин.
В ролях:
Анатолий Папанов, Надежда Каратаева, Екатерина Градова, Юрий Васильев, Наталья Селезнёва, Зоя Зелинская, Нина Архипова, Нина Феклисова, Анатолий Гузенко, Александр Диденко, Юрий Васильев, Людмила Гаврилова, Виталий Безруков, Анатолий Гузенко
Режиссёры:
Валентин Плучек, Василий Чириков

Спектакль «Гнездо глухаря» был поставлен по одноименной пьесе Виктора Розова. Главную роль в нем сыграл Анатолий Папанов. И для Валентина Плучека, и для театра Сатиры эта постановка была нетипичной. Ранее режиссер чаще имел дело с сатирическими произведениями и избегал работы со сложным психологическим материалом. Спектаклю предрекали провал, однако он прочно занял свое место в репертуаре театра.

Фрагмент из книги М.И. Громовой «Русская драматургия конца XX – начала XXI века» (2013 г.):

«Сатирой, хотя и «мягкой», считает В. Розов свою пьесу «Гнездо глухаря». Главный ее герой – Степан Судаков, в прошлом добрый человек с «потрясающей улыбкой», активный комсомолец, боевой фронтовик – теперь большой чиновник, решающий людские судьбы, и хозяин респектабельного «гнезда». Он не понимает, почему его домочадцы не чувствуют себя счастливыми в шестикомнатной квартире со всеми атрибутами «лучших домов»: коллекцией икон, «великим и кошмарным» Босхом, Цветаевой, Пастернаком на полках, «всякой всячиной», навезенной ему из разных стран.

По пути к «вершине», на которой, как он считает, все «просто обязаны быть счастливыми», Судаков-старший потерял нравственный ориентир. Его заменили карьера и вещи, «душа его обросла телом» настолько, что стала глуха к болям даже самых близких людей. «Не засоряйте мне голову всякими мелочами… Меня нет, я отдыхаю» – таков принцип его нынешнего существования. А «всякие мелочи» – это личная драма дочери, развивающаяся на его глазах, тяжелые беды в жизни подруги юности, проблемы у младшего сына Прова, бунт жены, превратившейся его стараниями в «домашнюю курицу». Ему не понятны страдания дочери Искры, которой изменяет муж, недовольство жены и ирония Прова ко всему и всем, в том числе и к собственному отцу: «Уж какие я им условия создал. Другие на их месте с утра до вечера танцевали бы».

Автор заставляет нас задуматься, что же сделало Степана Судакова «глухарем»? Над этим мучительно размышляет девятиклассник Пров: «Вот, говорят, если срезать дерево, то по кольцам его можно определить, какой год был активного солнца, какой пассивного. Вот бы тебя исследовать. Просто наглядное пособие по истории… До чего же ты, отец, интересно сформировался…»

Сам по себе Степан Судаков, может быть, и не очень страшен. Его «титаническое самоуважение» и в то же время угодническое «метание бисера» перед иностранцами скорее смешны, а вера в собственную непогрешимость и крепость своего «гнезда» – весьма непрочное ограждение от «подводных камней», сложностей жизни, что подтверждается финальным крушением «Глухаря». Страшнее то, что с благословения и легкой руки «глухарей» процветают явления и люди более опасные. Кстати, драматурги разных поколений – Розов и Вампилов – усмотрели в современной жизни и представили крупным планом легко узнаваемый тип удачливого, достигшего прочного общественного положения, довольного собой человека, внешне очень «правильного», но по сути холодного, расчетливого, жестокого». <...>

В подборках

Памяти Анатолия Папанова
Наши любимые роли.

Смотрите также

Великая магия
Театр имени Евгения Вахтангова
Комедия
1980
147 мин
Отелло
Государственный академический Большой театр
Трагедия
1979
90 мин
Сирано де Бержерак
Государственный академический театр им. Моссовета
Комедия
2006
147 мин