Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • Комедия
  • Борис Щедрин
  • 2015
  • 106 мин

Московский драматический театр «Модерн»

  • Мелодрама
  • Екатерина Гранитова
  • 2015
  • 150 мин

Российский академический молодежный театр

  • Мелодрама
  • Георгий Тараторкин
  • 2015
  • 91 мин

Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского

Анфиса

Театр «Современник» | 1992 | Россия | Мелодрама | 117 мин.
Режисcёр: Галина Волчек
В ролях: Ольга Дроздова, Марина Неёлова, Геннадий Фролов, Екатерина Семёнова, Борис Дьяченко, Елена Миллиоти, Галина Соколова, Авангард Леонтьев, Валерий Шальных
2365

Спектакль «Анфиса», поставленный Галиной Волчек в 1991 году, стал результатом активного поиска новых тем и художественных ориентиров для театра «Современник». Полузабытое произведение Леонида Андреева со всей своей мрачной, болезненной обстановкой, в которой персонажи, наподобие выцветших, изъеденных временем скульптур, демонстрируют трещины собственной души, было созвучно потребности разобраться в самых главных, «проклятых вопросах». Сохраняя в основе мелодраматический сюжет, Галина Волчек решила усилить традиционные для эпохи модерна мотивы: и дьявольский хохот за сценой, и множество дверей, иллюстрирующих идею жизни как лабиринта, и красно-черные тона костюмов, символизирующие «нравственный кризис», – все это работало в первую очередь на зрелищность, дополнительную экспрессию формы. Но за декоративностью постановки не терялась основа пьесы Андреева – интерес к бессознательному, к панпсихизму как смыслу обновленного театра, о котором мечтал сам автор.


Герои то и дело кружатся, как будто в балагане, в разрушительном вихре страсти и жестокости. Именно безжалостность, доходящая до крайности, является стержнем драматического конфликта в пьесе. Марине Нееловой (Анфиса) и Борису Дьяченко (Костомаров) предстояло сыграть настоящую «анатомию страсти», не превратив ее в банальный инстинкт. В пьесе Андреева, как и у Чехова, есть три сестры. Но отношения между ними совершенно противоположные. Как писал современник Андреева И. Анненский: «Те были барышни высокой души и чарующей нежности, а эти – черствые и злые мещанки. Те озаряли, а с этими страшно. Те были воздушные, а эти – Анфиса с сестрами – снедаемы темными страстями». Именно так играет Анфису Марина Неелова – в постоянных срывах, сменах ритма, что придает образу нервозную, слегка истеричную интонацию женщины, которая безысходно пытается изжить, высушить свою страсть с целью обрести любовь. Но взамен любви Анфиса вносит в мир разрушение.


Искушенному зрителю остается лишь наблюдать за мучительным процессом распада родственных связей. Публике это занятие пришлось по душе, в связи с чем к Галине Волчек, после того как в 1992 году «Анфису» пришлось исключить из репертуара, стали регулярно приходить письма с просьбой вернуть спектакль на сцену. Известно, что на роль Анфисы не было найдено достойной замены Нееловой, которая улетела с мужем-дипломатом во Францию. По словам Волчек: «...Когда Марина возвратилась, мы с этой постановкой вернулись на сцену. И опять произошло неприятное событие, остановившее этот спектакль: мы вынуждены были расстаться с артистом, игравшим главную роль. Я все время чувствовала какую-то внутреннюю потребность вернуться к спектаклю. После «Трех сестер» я почувствовала внутреннюю связь Леонида Андреева и моего любимейшего Антона Павловича Чехова и стала разбираться в неслучайности совпадений: там три сестры, тут три сестры». Галине Волчек удалось зарифмовать чеховскую и андреевскую драму: недосказанность первой нашла свое специфическое отражение в иррациональности второй. Условны или нет данные сопоставления и переклички – не столь важно. В любом случае для театра «Современник» постановка «Анфисы» стала свидетельством не только художественной убедительности Андреева-драматурга, но и способности режиссера вдумчиво отнестись к тексту, оживив и наполнив его необходимым, современным звучанием.

Смотрите также

  • Мелодрама
  • Борис Ляпаев
  • 1985
  • 88 мин

Московский государственный академический детский музыкальный театр имени Н.И. Сац

  • Мелодрама
  • Светлана Врагова
  • 2015
  • 68 мин

Московский драматический театр «Модернъ»

  • Мелодрама
  • Наталья Сац
  • 1983
  • 76 мин

Московский государственный академический детский музыкальный театр имени Н.И. Сац

Прямая трансляция 22 октября в 19:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

Академический Большой хор «Мастера хорового пения», Лев Конторович

Прямая трансляция 22 октября в 14:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

Тайны женских портретов. Боттичелли, Рембрандт ван Рейн, Лиотар, Гойя, Давид, Ренуар

Прямая трансляция 22 октября, в 15:00. Камерный зал Филармонии

В гостях у сказки. Играет и рассказывает Полина Осетинская

Прямая трансляция 21 октября в 14:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

Национальный филармонический оркестр России, Ли Бяо

Прямая трансляция 21 октября в 19:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

Камерный оркестр «Московия», Эдуард Грач

Прямая трансляция 21 октября, в 15:00. Камерный зал Филармонии

Тысяча и одна ночь Шехерезады

Прямая трансляция 21 октября в 19:00. Концертный зал имени С. В. Рахманинова

Оркестр Московской филармонии, Даниэль Райскин, Дмитрий Маслеев

Прямая трансляция 21 октября, в 19:00. Камерный зал Филармонии

Гретри. «Петр Великий»

Прямая трансляция 20 октября, в 19:00. Камерный зал Филармонии

Древнерусская духовная музыка и духовные стихи XV–XVIII веков

Концертно-театральную программу покажут на фестивале актуальной классики Re:Formers.

Подробнее

В подборке портала «Культура.РФ» — интересные события в эти выходные.

Подробнее

Изображение будут проецировать на фасад Зимнего дворца и крейсер «Аврора».

Подробнее

Ее возглавят Николай Цискаридзе и Борис Эйфман.

Подробнее

Руководители, консультанты и участники секции провели пресс-конференцию, посвященную работе секции.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть