Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • Комедия
  • Борис Щедрин
  • 2015
  • 106 мин

Московский драматический театр «Модерн»

  • Мелодрама
  • Екатерина Гранитова
  • 2015
  • 150 мин

Российский академический молодежный театр

  • Мелодрама
  • Георгий Тараторкин
  • 2015
  • 91 мин

Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского

Анфиса

Театр «Современник» | 1992 | Россия | Мелодрама | 117 мин.
Режисcёр: Галина Волчек
В ролях: Ольга Дроздова, Марина Неёлова, Геннадий Фролов, Екатерина Семёнова, Борис Дьяченко, Елена Миллиоти, Галина Соколова, Авангард Леонтьев, Валерий Шальных
2066

Спектакль «Анфиса», поставленный Галиной Волчек в 1991 году, стал результатом активного поиска новых тем и художественных ориентиров для театра «Современник». Полузабытое произведение Леонида Андреева со всей своей мрачной, болезненной обстановкой, в которой персонажи, наподобие выцветших, изъеденных временем скульптур, демонстрируют трещины собственной души, было созвучно потребности разобраться в самых главных, «проклятых вопросах». Сохраняя в основе мелодраматический сюжет, Галина Волчек решила усилить традиционные для эпохи модерна мотивы: и дьявольский хохот за сценой, и множество дверей, иллюстрирующих идею жизни как лабиринта, и красно-черные тона костюмов, символизирующие «нравственный кризис», – все это работало в первую очередь на зрелищность, дополнительную экспрессию формы. Но за декоративностью постановки не терялась основа пьесы Андреева – интерес к бессознательному, к панпсихизму как смыслу обновленного театра, о котором мечтал сам автор.


Герои то и дело кружатся, как будто в балагане, в разрушительном вихре страсти и жестокости. Именно безжалостность, доходящая до крайности, является стержнем драматического конфликта в пьесе. Марине Нееловой (Анфиса) и Борису Дьяченко (Костомаров) предстояло сыграть настоящую «анатомию страсти», не превратив ее в банальный инстинкт. В пьесе Андреева, как и у Чехова, есть три сестры. Но отношения между ними совершенно противоположные. Как писал современник Андреева И. Анненский: «Те были барышни высокой души и чарующей нежности, а эти – черствые и злые мещанки. Те озаряли, а с этими страшно. Те были воздушные, а эти – Анфиса с сестрами – снедаемы темными страстями». Именно так играет Анфису Марина Неелова – в постоянных срывах, сменах ритма, что придает образу нервозную, слегка истеричную интонацию женщины, которая безысходно пытается изжить, высушить свою страсть с целью обрести любовь. Но взамен любви Анфиса вносит в мир разрушение.


Искушенному зрителю остается лишь наблюдать за мучительным процессом распада родственных связей. Публике это занятие пришлось по душе, в связи с чем к Галине Волчек, после того как в 1992 году «Анфису» пришлось исключить из репертуара, стали регулярно приходить письма с просьбой вернуть спектакль на сцену. Известно, что на роль Анфисы не было найдено достойной замены Нееловой, которая улетела с мужем-дипломатом во Францию. По словам Волчек: «...Когда Марина возвратилась, мы с этой постановкой вернулись на сцену. И опять произошло неприятное событие, остановившее этот спектакль: мы вынуждены были расстаться с артистом, игравшим главную роль. Я все время чувствовала какую-то внутреннюю потребность вернуться к спектаклю. После «Трех сестер» я почувствовала внутреннюю связь Леонида Андреева и моего любимейшего Антона Павловича Чехова и стала разбираться в неслучайности совпадений: там три сестры, тут три сестры». Галине Волчек удалось зарифмовать чеховскую и андреевскую драму: недосказанность первой нашла свое специфическое отражение в иррациональности второй. Условны или нет данные сопоставления и переклички – не столь важно. В любом случае для театра «Современник» постановка «Анфисы» стала свидетельством не только художественной убедительности Андреева-драматурга, но и способности режиссера вдумчиво отнестись к тексту, оживив и наполнив его необходимым, современным звучанием.

Смотрите также

  • Мелодрама
  • Александра Ремизова
  • 1974
  • 156 мин

Государственный академический театр имени Е.Б. Вахтангова

  • Мелодрама
  • Мариус Петипа
  • 1980
  • 132 мин

Мариинский театр

  • Мелодрама
  • Александр Баркар
  • 2014
  • 70 мин

Российский академический молодежный театр

Прямая трансляция 27 июня, в 19:00. Концертный зал имени П.И. Чайковского

«Chucky C» and «Clear Blue» (США)

Зрители увидят самые интересные постановки.

Подробнее

Покажут сцены из «Лебединого озера», «Щелкунчика» и «Дон Кихота».

Подробнее

Мультимедийная экспозиция работает в Министерстве культуры России.

Подробнее

Читайте подробности в подборке портала «Культура.РФ».

Подробнее

Посетителей ждут выставки, спектакли и встречи с известными писателями.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть