Анфиса
Телеспектакль

Анфиса

Театр «Современник»

Год выхода:
1992
Страна производитель:
Россия
Жанр:
Мелодрама
Длительность:
117 мин.
В ролях:
Ольга Дроздова, Марина Неёлова, Геннадий Фролов, Екатерина Семёнова, Борис Дьяченко, Елена Миллиоти, Галина Соколова, Авангард Леонтьев, Валерий Шальных
Режиссёр:
Галина Волчек

Спектакль «Анфиса», поставленный Галиной Волчек в 1991 году, стал результатом активного поиска новых тем и художественных ориентиров для театра «Современник». Полузабытое произведение Леонида Андреева со всей своей мрачной, болезненной обстановкой, в которой персонажи, наподобие выцветших, изъеденных временем скульптур, демонстрируют трещины собственной души, было созвучно потребности разобраться в самых главных, «проклятых вопросах». Сохраняя в основе мелодраматический сюжет, Галина Волчек решила усилить традиционные для эпохи модерна мотивы: и дьявольский хохот за сценой, и множество дверей, иллюстрирующих идею жизни как лабиринта, и красно-черные тона костюмов, символизирующие «нравственный кризис», – все это работало в первую очередь на зрелищность, дополнительную экспрессию формы. Но за декоративностью постановки не терялась основа пьесы Андреева – интерес к бессознательному, к панпсихизму как смыслу обновленного театра, о котором мечтал сам автор.

Герои то и дело кружатся, как будто в балагане, в разрушительном вихре страсти и жестокости. Именно безжалостность, доходящая до крайности, является стержнем драматического конфликта в пьесе. Марине Нееловой (Анфиса) и Борису Дьяченко (Костомаров) предстояло сыграть настоящую «анатомию страсти», не превратив ее в банальный инстинкт. В пьесе Андреева, как и у Чехова, есть три сестры. Но отношения между ними совершенно противоположные. Как писал современник Андреева И. Анненский: «Те были барышни высокой души и чарующей нежности, а эти – черствые и злые мещанки. Те озаряли, а с этими страшно. Те были воздушные, а эти – Анфиса с сестрами – снедаемы темными страстями». Именно так играет Анфису Марина Неелова – в постоянных срывах, сменах ритма, что придает образу нервозную, слегка истеричную интонацию женщины, которая безысходно пытается изжить, высушить свою страсть с целью обрести любовь. Но взамен любви Анфиса вносит в мир разрушение.

Искушенному зрителю остается лишь наблюдать за мучительным процессом распада родственных связей. Публике это занятие пришлось по душе, в связи с чем к Галине Волчек, после того как в 1992 году «Анфису» пришлось исключить из репертуара, стали регулярно приходить письма с просьбой вернуть спектакль на сцену. Известно, что на роль Анфисы не было найдено достойной замены Нееловой, которая улетела с мужем-дипломатом во Францию. По словам Волчек: «...Когда Марина возвратилась, мы с этой постановкой вернулись на сцену. И опять произошло неприятное событие, остановившее этот спектакль: мы вынуждены были расстаться с артистом, игравшим главную роль. Я все время чувствовала какую-то внутреннюю потребность вернуться к спектаклю. После «Трех сестер» я почувствовала внутреннюю связь Леонида Андреева и моего любимейшего Антона Павловича Чехова и стала разбираться в неслучайности совпадений: там три сестры, тут три сестры». Галине Волчек удалось зарифмовать чеховскую и андреевскую драму: недосказанность первой нашла свое специфическое отражение в иррациональности второй. Условны или нет данные сопоставления и переклички – не столь важно. В любом случае для театра «Современник» постановка «Анфисы» стала свидетельством не только художественной убедительности Андреева-драматурга, но и способности режиссера вдумчиво отнестись к тексту, оживив и наполнив его необходимым, современным звучанием.

Смотрите также

Великая магия
Театр имени Евгения Вахтангова
Комедия
1980
147 мин
Отелло
Государственный академический Большой театр
Трагедия
1979
90 мин
Сирано де Бержерак
Государственный академический театр им. Моссовета
Комедия
2006
147 мин