Мюзиклы советской сцены
Текст, музыка, танец. Комедийное сценическое действо, в котором то поют, то говорят, то танцуют. Изначально в России был водевиль — музыкально раскрашенная пьеса. К середине ХIХ века первую скрипку в легком жанре заиграло музыкальное произведение. Подробнее о легком жанре на отечественной сцене — Наталья Летникова.
![Сцена из II-го акта оперетты Иоганна Штрауса «Летучая мышь». Московский государственный театр оперетты, Москва, 1947 год. Фотография: Абрам Гладштейн / Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва](https://cdn.culture.ru/images/3e3b36e4-8fbb-5c83-805a-b4a9753c90fe/t_average/1-jpg.png)
![Сцена из I-го акта оперетты Иоганна Штрауса «Летучая мышь». Московский государственный театр оперетты, Москва, 1947 год. Фотография: Абрам Гладштейн / Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва](https://cdn.culture.ru/images/fc95a481-ac31-5993-a456-893a8371dbc9/t_average/2-jpg.png)
Оперетта — «младшая легкомысленная сестра» оперы. Красочная, веселая, искрометная. Оркестровые партии полегче, амплуа героев расписаны как по нотам: сразу ясно, кто герой, кто злодей, а кто красавица. За ариями не забывают про разговоры, и непременно — счастливый конец.
Появился жанр в музыкальной Европе — Австрии, Германии, Франции. Француз Жак Оффенбах считается его основоположником. «Прекрасная Елена» Оффенбаха стала опереточной премьерой России. В 1868 году спектакль вышел на сцене Александринского театра. До этого момента оперетты представляли лишь заезжие иностранные труппы.
В Москве за новый жанр взялись в саду «Эрмитаж». Появилась антреприза Михаила Лентовского. Успех был ошеломляющим. Легкий жанр покорил и молодого тогда Константина Станиславского. Увлечение будущего мэтра театром началось именно с оперетты. Константин Сергеевич выступал в этом жанре наряду с Верой Лядовой, Верой Комиссаржевской, Константином Варламовым.
Изначально пели и танцевали под западные сочинения. Одна из самых популярных оперетт — «Летучая мышь». Признание у советского зрителя музыкальная история, написанная Штраусом за шесть недель, получила не сразу. Первое представление 1933 года в Московском театре оперетты было принято прохладно. Громкий успех «Летучую мышь» ждал только спустя 20 лет после премьеры и в другой редакции.
![Алла Агеева в роли Стасси и Герард Васильев в роли Эдвина в оперетте Имре Кальмана «Сильва». Московский государственный театр оперетты, Москва, 1980 год. Фотография: Российский национальный музей музыки, Москва](https://cdn.culture.ru/images/ccd425ce-ba4b-5b5c-b258-5171bdc9b582/t_average/3-jpg.png)
![Сцена из оперетты Имре Кальмана «Сильва». Московский театр оперетты, Москва, 2015 год. Фотография: Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва](https://cdn.culture.ru/images/8a6ca058-e319-5d9a-95b7-76a23e6b3620/t_average/4-jpg.png)
Настоящий расцвет нового вида искусства пришелся на эпоху нэпа. Легкий жанр вошел в число любимых развлечений состоятельного сословия. Появились театры оперетты. Один из первых — в Хабаровске — открыл двери под арии из «Сильвы» Имре Кальмана. Новый храм искусства тут же окрестили «театром радости». Публика повалила валом неслучайно: за дело взялся Дмитрий Джусто, начинавший свой творческий путь в московском театре «Эрмитаж» и петроградском «Палас-театре». Звучала музыка Франца Легара, Имре Кальмана и первых отечественных композиторов легкого жанра, в том числе — Исаака Дунаевского.
Постановка «Женихи» по Дунаевскому принесла успех тогда еще молодому Московскому театру оперетты. На афише появились новые имена: Николай Стрельников, Дмитрий Шостакович, Дмитрий Кабалевский, Юрий Милютин.
«Легкий» жанр не означает «легкомысленный». Во время Великой Отечественной войны советские театры отдавали предпочтение патриотическому репертуару. С большим успехом на сценах страны шли «Девушка из Барселоны» (1942), «Раскинулось море широко» (1942), «Табачный капитан» (1944).
Читайте также:
Ленинградский театр музыкальной комедии не закрывался даже в блокаду и поддерживал своими спектаклями дух жителей осажденного города. 12 премьер, тысяча спектаклей… В 1945 году актеры театра встретили Победу премьерой оперетты Юрия Милютина «Девичий переполох». Советский композитор пересказал музыкальным языком комедию русского драматурга Виктора Крылова. В этом же году премьеры прошли в Челябинске и Свердловске.
Широкая публика полюбила оперетту благодаря многочисленным телеверсиям самых известных спектаклей. Ведущая партия большинства романтических героинь принадлежала лирическому сопрано Татьяны Шмыги. Актриса пела на сцене Московского театра оперетты — и едва ли не в каждом доме.
![Татьяна Шмыга в роли Марфы и Герард Васильев в роли Юрия Токмакова в оперетте Юрия Милютина «Девичий переполох». Московский государственный театр оперетты, Москва, 1972 год. Фотография: Михаил Строков / Российский национальный музей музыки, Москва](https://cdn.culture.ru/images/02fb071e-2985-526c-be11-422e5c1e7fc3/t_average/5-jpg.png)
![Сцена из оперетты Юрия Милютина «Девичий переполох». Московский государственный театр оперетты, Москва, 1972 год. Фотография: Михаил Строков / Российский национальный музей музыки, Москва](https://cdn.culture.ru/images/92dfaab2-7b70-5b1a-ba1b-8119f04723b5/t_average/6-jpg.png)
Оперетта по-советски — больше чем просто куплеты о любви. Отечественные авторы придавали развлекательному жанру сатирические нотки, пародийность и даже элемент агитации. Массовая песня в едином порыве впоследствии выросла в особый жанр музыкальных комедий. С легкого пера Дунаевского, помимо арий из «Золотой долины» (1937), «Вольного ветра» (1947), «Белой акации» (1955), гремела «Широка страна моя родная». Музыка, полная оптимизма, звучала с экранов: фильмы «Цирк», «Волга-Волга», «Весна», «Веселые ребята»… Те же оперетты о любви, ставшие новым жанром — музыкальной кинокомедией.
Смотрите также