Войти Версия для слабовидящих
Популярное

10 европейских картин о Рождестве в музеях России


Тема Рождества Христова в западной религиозной живописи одна из самых популярных. Вот десять шедевров, которые сегодня можно увидеть в российских музеях.

Гуго ван дер Гус. Поклонение волхвов


XV век, Эрмитаж

Сцена поклонения трех восточных мудрецов только что родившемуся Младенцу изображена на центральной створке триптиха. На ее заднем плане — «Поклонение пастухов» и «Путешествие волхвов». На левой створке написан эпизод с обрезанием Христа, а на правой — «Избиение младенцев».


Псевдо Пьер Франческо Фьорентино. Поклонение Мадонны Младенцу Христу


2-я половина XV века, ГМИИ

Вместе с Богоматерью новорожденному Младенцу поклоняется ребенок постарше — Иоанн Креститель, по западным легендам — его двоюродный брат. За плечом Иоанна можно разглядеть топор лесоруба, воткнутый в пень, — напоминание, что этому святому отрубят голову.

Филиппино Липпи. Поклонение Младенцу Христу


около 1480 года, Эрмитаж

Один из первых итальянских художников, который использовал пейзаж, созвучный настроению персонажей. Мадонна и слетевшие с небес ангелы поклоняются Младенцу на лужайке, усыпанной цветами, которая окружена оградой и символизирует рай — ведь у райского сада обязательно есть забор!


Ян Йост Калькар (последователь). Рождество» (Святая ночь)


около 1520 года, ГМИИ)

События на картине происходят глубокой ночью. Теплый свет, озаряющий Мадонну и ангелов, идет не от какого-нибудь искусственного источника тепла, а от самого тела Младенца. Ангелы слева вверху поют, держа в руках лист с нотами.

Питер Брейгель Младший. «Поклонение волхвов»


2-я половина XVI века, Эрмитаж

Копия картины великого Питера Брейгеля Старшего, тщательно выполненная его сыном. Евангельскую сцену в левом нижнем углу можно найти с трудом. Полотно в основном посвящено зимней повседневности Голландии — например, на льду изображена прорубь для воды, откуда горожане черпают воду.


Рембрандт ван Рейн. Святое семейство


1645, Эрмитаж

Мария с ребенком и мужем уже дома, в Назарете. Это ясно из того, что на заднем плане в тени написан плотник святой Иосиф — он стоит у своего верстака, строгая ярмо. Один из ангелов, спускающихся с небес, — в позе Распятия, чтобы напомнить зрителю, чем закончится эта семейная идиллия.

Паоло Веронезе. Поклонение волхвов


1570-е годы, Эрмитаж

Итальянский художник использует новозаветный сюжет, чтобы изобразить пышность и роскошь: дорогие ткани, перья, драпировки, античная архитектура. Рядом с коровой и ослом — истинными хозяевами яслей, где родился Иисус, написаны верблюды, на которых приехали волхвы. Морды не похожи на настоящие: автор писал не с натуры.


Матиас Стомер. Поклонение Младенцу


2-я четверть XVII века, Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева

Если художник хотел изобразить роскошь и богатство — он выбирал сюжет Поклонения волхвов-царей, если же ему нравились жанровые сценки, крестьянский реализм и контрастные эффекты света и тени — он писал эпизод Поклонения пастухов. В руках у персонажей картины — мощные пастушьи посохи.

Рутилио Манетти. Поклонение волхвов


начало 1620-х годов, Екатеринбургский музей изобразительных искусств)

В Библии не написано, сколько всего волхвов прибыло в Вифлеем, чтобы поклониться Младенцу Христу. Поэтому армянская и сирийская церковь, например, считают, что их было 12. А в католицизме их традиционно трое. Они олицетворяют три стадии человеческого возраста, поэтому на картинах обычно — старик, зрелый мужчина и юноша.


Бартоломе Эстебан Мурильо. Поклонение пастухов»


1646–1650 годы, Эрмитаж

Одна из легенд гласит, что пастухи, которым ангел возвестил о рождении Мессии, охраняли не обычное стадо, а животных, которые предназначались для жертв в Иерусалимском храме. По богословским толкованиям, эти простые люди символизируют будущих духовных пастырей и являются первыми евангелистами.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

Прямая трансляция 23 октября в 19:00. Концертный зал имени С. В. Рахманинова

Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением Павла Когана, Павел Коган, Борис Петрушанский

Прямая трансляция 22 октября в 14:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

Тайны женских портретов. Боттичелли, Рембрандт ван Рейн, Лиотар, Гойя, Давид, Ренуар

Прямая трансляция 22 октября в 19:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

Академический Большой хор «Мастера хорового пения», Лев Конторович

Прямая трансляция 22 октября, в 15:00. Камерный зал Филармонии

В гостях у сказки. Играет и рассказывает Полина Осетинская

Прямая трансляция 21 октября в 14:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

Национальный филармонический оркестр России, Ли Бяо

Прямая трансляция 21 октября в 19:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

Камерный оркестр «Московия», Эдуард Грач

Прямая трансляция 21 октября, в 15:00. Камерный зал Филармонии

Тысяча и одна ночь Шехерезады

Прямая трансляция 21 октября в 19:00. Концертный зал имени С. В. Рахманинова

Оркестр Московской филармонии, Даниэль Райскин, Дмитрий Маслеев

Прямая трансляция 21 октября, в 19:00. Камерный зал Филармонии

Гретри. «Петр Великий»

Концертно-театральную программу покажут на фестивале актуальной классики Re:Formers.

Подробнее

Изображение будут проецировать на фасад Зимнего дворца и крейсер «Аврора».

Подробнее

Ее возглавят Николай Цискаридзе и Борис Эйфман.

Подробнее

Руководители, консультанты и участники секции провели пресс-конференцию, посвященную работе секции.

Подробнее

Французский писатель примет участие в заседании секции «Литература и чтение» и представит свою новую книгу.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть