Публикации раздела Традиции

Исчезающие народы России. Чулымцы

С приходом современной цивилизации происходит активная ассимиляция людей разных культур. Многие народности постепенно исчезают с лица земли. Редкие их представители пытаются сохранить и передать традиции и обычаи своего народа. Благодаря им, история жизни коренного населения России раскрывает свои тайны – полезные и поучительные, не потерявшие своей актуальности до сих пор.

Чулымцы в Томской области

Коренной малочисленный народ России тюркского происхождения. Численность – 365 человек (по переписи 2010 года). Название происходит от реки Чулым (приток Оби), в среднем и нижнем течении которой они и проживают. Большая часть чулымцев живет сейчас в Тегульдетском районе Томской области и в Тюхтетском районе Красноярского края, в основном в селах Пасечное и Чиндат.

Как сказал в интервью корреспонденту «Вечернего Красноярска» председатель общины «Чулым» Александр Кандияков: «Официально власть нас признала 5 марта 2001 года. И в переписи населения, которая прошла в 2002 году, чулымцы впервые назвали себя чулымцами». До этого чулымцев причисляли к хакасам. До сих пор, как пишут в своем исследовании Е.Ю. Кошелева и Л.В. Романова, «некоторая часть чулымцев продолжает идентифицировать себя с хакасами… однако большая часть, особенно дети из двуязычных семей, определяют себя как русские».

Коренной чулымец Василий Габов сегодня в Тегульдетском районе единственный, кто еще помнит родной язык. Чулымский язык – бесписьменный, его никогда не преподавали в школе, использовали лишь в быту. Василий Михайлович мечтает открыть собственную школу и учить чулымскому всех желающих, но пока, кроме лингвистов, в сохранении языка никто не заинтересован, поэтому Габов обучает сыновей и внуков. Он старается понять значение исторических артефактов, хранящихся в Тегульдетском районном музее, записывает на кириллице стихи и рассказы. Недавно Василий Михайлович занялся составлением летописи чулымского народа. Его вторая, чулымская фамилия – Тарлаганов, что в переводе означает «кто таскал на себе мешок». По его словам, род получал фамилию, связанную с характером занятий своего предка.

Чулымский этнос сложился в результате смешения тюркских групп еще в XVII–XVIII веках. Народность берет свое начало от древних кыпчатских и уйгурских племен, впоследствии была ассимилирована хакасами и русскими.

Летом древние чулымцы на обласках (небольших лодках, выдолбленных из ствола осины или тополя) занимались – рыболовством. В зимнее время года переселялись на охотничьи стойбища. К XX веку развили пушное направление в торговле. Чулымцы были далеки от типового ведения домашнего хозяйства и скотоводства. Отдавали предпочтение собирательству лечебных трав и ягод. Наряду с этим занимались ткачеством, кожевенным делом, плотницкими работами. Специализировались на изготовлении веревок, сетей, посуды (берестяной, деревянной и плетеной), лодок, лыж, нарт.

Традиционные поселки были застроены землянками и чумами с открытыми глиняными печурками, многочисленными лавками и сундуками. Чулымцы обычно носили простую холщовую одежду, платья, кафтаны, украшали себя бусами, серьгами и перстнями. Зимой переобувались в унты или охотничьи сапоги. В еде отдавали предпочтение мясу и вяленой рыбе.

Чулымцы приняли православие в XVII–XVIII веках, однако сохранили и некоторые традиции шаманизма. Наряду с именами, данными при крещении, детей называли и «по-своему». Магическими атрибутами считались белый головной платок, ожерелье из белых бус, погремушка, ложка для кормления духов. Изначально было распространено поклонение духам – родовым, семейным или личным покровителям (у женщин чаще всего в образе птицы, у мужчин – в виде заячьей шкурки). Почитали леших и домовых.

Большая часть современных чулымцев занята в сельском хозяйстве и лесной промышленности.

Чулымцы бережно относятся к природе и имеют даже собственную разработку в отношении всевозможных природоохранных мер,стараются правильно утилизировать все, что может нанести вред окружающей среде. Специальный «экомобиль» принимает у жителей района отслужившую бытовую технику, сгоревшие лампочки и пр.

В Пасечном ежегодно проводится чулымский осенний праздник «Тумпайрам». По традиции гостей потчуют глухарем в сметане и царской стерляжьей ухой. Заправляет торжеством чулымский рыбак Александр Федорович Кондияков. Большой популярностью пользуются гонки на обласках по реке Чиндат. Наряду с мужчинами соревнуются и женщины. Однако по большей части чулымцы утратили истоки, забыли свои обычаи, облик национального костюма, теперь его заменяют вариантами хакасского или просто стилизацией. Представления на празднествах – в основном современные интерпретации почти утраченных традиций.

В последние годы историческое самосознание чулымцев начало пробуждаться. Люди стали вспоминать, изучать и пытаться сохранить свои традиции. Удалось сберечь некоторые элементы фольклора, орнаментальное искусство в изделиях из дерева, бересты, тканей и кожи. Немаловажную роль в сохранении народности играет целевая программа, принятая Законодательным собранием Красноярского края в 2005 году, создаются благоприятные условия для жизни чулымцев, оказывается большая финансовая помощь местному населению, продолжающему вести традиционный образ жизни.

Смотрите также

Исчезающие народы России. Тазы
Исчезающие народы России. Энцы
Исчезающие народы России. Водь
Уточните ваше местоположение
Так мы будем полезнее для вас и отобразим в каталогах музеев, театров, библиотек и концертных площадок те учреждения, которые находятся рядом с вами.