Исчезающие народы России. Алеуты

С приходом современной цивилизации происходит активная ассимиляция людей разных культур. Многие народности постепенно исчезают с лица земли. Редкие их представители пытаются сохранить и передать традиции и обычаи своего народа. Благодаря им, история жизни коренного населения России раскрывает свои тайны — полезные и поучительные, не потерявшие своей актуальности до сих пор.
Название «алеут» русского происхождения. Оно было дано после открытия Алеутских островов и впервые встречается в документах в 1747 году, тогда же началось и изучение алеутов. По одной гипотезе алеуты пришли с северо-восточного азиатского побережья, согласно другой — с Аляски. Когда Алеутские острова вместе с Аляской были проданы США, часть жителей перекочевала на Командоры. С 1970-х годов они обосновались в селе Никольском Камчатской области, численность их по переписи 2010 года 482 человека. Особенности жизни командорских алеутов определялись изолированностью островов.
Алеутский язык предположительно обособился 3–4 тыс. лет назад и считался одним из древних эскимосских диалектов. Первая грамматика была составлена в начале XIX века на основе кириллицы. По оценкам лингвистов, сегодня лишь два десятка человек пожилого возраста являются носителями родного языка.
Зимнее жилье алеутов
Алеуты на охоте
Алеуты: Дорофей, Елена и Семён Березины
Жители села Никольское Дорофей, Ольга и Семен Березины родной язык уже не знают, хотя их родители говорили на одном из диалектов. В руках у Ольги — академическая грамматика алеутского языка, составленная на основе материалов, записанных в 1980–1990-е годы от матери, П.А. Березиной.
Основные традиционные занятия алеутов — охота на морского зверя (котика, сивуча, калана) и рыболовство. Весьма важным для хозяйства алеутов был китобойный промысел (с помощью отравленных копий). Собирательством ягод, кореньев, моллюсков, водорослей и прибрежным рыболовством занимались женщины и дети, морской охотой — только взрослые мужчины. Для охоты на морских млекопитающих алеуты использовали гарпуны с метательными дощечками, копья, которые получили название «бобровых стрелок». Как правило, охотники объединялись по 15–20 человек, каждый выходил в море на своей байдаре. Ее каркас состоял из эластичного деревянного остова — решетки. Части решетки скреплялись между собой китовым усом. Такой каркас не сгибался и не ломался под ударами океанских волн. Снаружи байдару обтягивали кожей морских львов. Быстроходные байдары могли развивать скорость до 10 километров в час, при этом байдара бесшумно двигалась по воде. Грузоподъемность байдары — до 300 кг.
Прячась от ненастья, алеуты строили полуподземные землянки (улягамы) из костей и плавника (прибитых к берегу деревьев). В землянках с легкостью уживались по 10–40 семей. Попасть в такое жилище можно было через дымовое отверстие, либо спускаясь по бревну с зарубками. Вторым жильем была лодка — байдара.
Кишки, пузыри, желудки и горло морских зверей не считались отходами, а являлись самым необходимым сырьем для изготовления промысловой одежды, обуви, утвари. Готовые изделия по своим качествам часто не уступали предметам фабричного производства.
Охотник, который отправлялся на промысел, был тщательно экипирован. Его тело сохраняла от холода парка — длинная глухая (без разреза спереди) одежда из меха морского котика, калана, птичьих шкурок. На парку надевалась водонепроницаемая камлея из кишок нерпы, в швы которой вшивались миниатюрные пучки красных птичьих перьев — оберегов, которые охраняли охотника во время промысла от сил зла и привлекали добычу. Парки и камлеи украшали вышитыми полосами и бахромой. На ногах носили сапоги из кожи морских животных.
Алеутские женщины издревле славились непревзойденным мастерством. С помощью игл, сделанных из костей птиц, мастерицы шили одежду, обтяжки для байдар, изготавливали кожаные кошельки на продажу, непромокаемую одежду из кишок морских млекопитающих. Одежду вышивали оленьим волосом так, что на изнанке не оставалось следов от вышивки. К сожалению, сохранить эту технологию до наших дней не удалось.
Алеутки были также очень искусны в плетении циновок и корзин. Еще в начале XX века алеутские женщины делали из травы и ивовых прутьев корзины, исполненные в технике кольцевого плетения. В древности такие корзины использовались в качестве сумок наряду с сумками из шкур морских млекопитающих. Они плелись из разноцветных волокон травы, преимущественно желтоватого и коричневатого оттенков. Используя разнообразие цветов травяных волокон, мастерицы создавали геометрический орнамент, в основе которого лежали символические фигуры: ромб, прямоугольник, треугольник, зигзаг.
Село Никольское
Выступление национального ансамбля алеутов «Унанган»
Серьга на шее северного оленя
У алеутов был своеобразный головной убор, который выдалбливали из цельного куска дерева и распаривали, чтобы придать форму. Затем раскрашивали и отделывали резными пластинками из моржового клыка, бисером, шкурой ластоногих. В боковые отверстия вставляли усы сивуча, свидетельствующие о количестве добытых зверей. Эти головные уборы носили только мужчины.
Алеуты поклонялись духам природы в образах животных. Одним из таких животных был кит, которому, судя по раскопкам, отводилась особая роль. В древних погребениях находят черепа охотников между двумя китовыми ребрами. Подобно древним египтянам, алеуты мумифицировали тела умерших и хоронили в пещерах в сидячем положении. Родовые погребения размещали в углублении скал. Вместе с покойным клали орудия труда, оружие, посуду, ритуальные маски и личные амулеты. Со знатными алеутами погребали их рабов.
Важная роль в культурных традициях отводилась наполненным смысловым значением танцам. Пляски бывали стоячими и сидячими. Сидячие танцы-инсценировки были наиболее древними. В них двигалась верхняя часть тела, голова, руки и мышцы лица. Стоячие состояли из пружинистых движений на полусогнутых ногах с наклоном корпуса вперед, резкими поворотами с различным положением рук. В культовых плясках шаман в маске с помощью магических телодвижений вызывал души умерших воинов, охотников, а также добрых и злых духов. В самых древних тотемных обрядах алеуты перевоплощались в морских животных и птиц, телодвижениями искусно имитировали их пластику.
Хранителями обычаев рода оставались старики. Очень развит был песенный фольклор. На праздниках с помощью бубна музыканты воспевали подвиги предков, удальство в промысле, проворство в управлении байдарой. Во время проведения игр, обрядовых действий и изложения сказок распевали под аккомпанемент мечевидной цитры. Большая часть песен посвящена морскому промыслу. Существует целый цикл песен о любви. У алеутов бытуют богатырские сказки, повествовательный героический эпос, рассказы о древних обычаях, бытовые рассказы, песни, поговорки и загадки.
В конце XVIII века алеуты попали под влияние русской культуры и православной веры. Распространилось школьное обучение, двуязычие. Появились религиозные книги, переведенные на алеутский язык. Алеуты до сих пор остаются стойкими приверженцами православия, религиозные обряды исполняют на русском и алеутском языках.
Православный миссионер И. Вениаминов (впоследствии митрополит Московский и Коломенский Иннокентий), живший среди алеутов и преодолевший немало препятствий, проводя миссионерскую деятельность, пишет: «Самые ужасные страдания не вырвут у алеута стона или вопля. Попав в капкан, алеут будет неподвижно ждать, пока из его ноги не вынут глубоко вошедшие в тело зубцы. Путешественники свидетельствуют, как, например, алеут, раздавленный громадным камнем, мучась в предсмертной агонии более четырех часов, ни разу не застонал и ни одним словом не выразил, как тяжело было ему переносить эти страдания. Алеут совершенно бесстрашен. Он считает за крайнее неприличие удивляться чему бы то ни было. Его ничем не обрадуешь, ничем не испугаешь, ничем не вызовешь в нем сильного впечатления». Один из алеутов — Пётр Алеут — почитается Православной Церковью как мученик.
До принятия христианства в алеутских племенах царили довольно свободные нравы. В их семейном укладе было распространено многоженство и многомужество. Существовал групповой брак, когда группа мужчин считалась потенциальными мужьями группы женщин. Были возможны браки между двоюродными братьями и сестрами. Счет родства велся по материнской линии. Гостеприимный хозяин по обычаю предоставлял свою жену на ночь гостю. С принятием христианства к середине XIX века в основном исчезли калым — выкуп за жену и заменяющая его отработка за жену (муж один-два года жил в семье родителей жены и помогал вести хозяйство), а также многоженство, многомужество и гостеприимный гетеризм. Вместе с тем распространились обряды сватовства и венчания.
Российский этнограф Густав-Теодор Паули так писал об алеутах в своем исследовании «Этнографическое описание народов России»: «Алеуты обладают исключительным талантом подражания, а их способности настолько развиты, что они быстро переняли у русских все ремесла, которыми эти последние занимаются на глазах у алеутов. Они крайне ловко повторяют характерные черты и курьезные ужимки тех людей, которые находятся с ними в контакте. Алеуты проявляют большой вкус к чтению и кажутся способными воспринимать абстрактные понятия, как, например, начала математики. Но, несмотря на эти способности, а также прекрасную память и живое воображение, алеуты, конечно, не могут равняться с представителями народов, у которых цивилизация насчитывает уже много поколений».
По образу жизни современных алеутов сложно выделить среди приезжего населения. Большинство работают в коммунальном хозяйстве подсобными рабочими, некоторые занимаются традиционными промыслами. Возросло количество межнациональных браков. Большие надежды по сохранению традиций возлагаются на созданный в селе Никольском этнокультурный центр. Значительную работу по сбору исторических материалов ведет Алеутский краеведческий музей.
Национальный костюм алеутов
Алеуты в национальных одеждах
Алеуты в национальных одеждах
Новости культуры. Эфир от 26.09.2013. «Американские ученые примут участие в составлении каталога о жизни алеутов».
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна