История одного здания: Палеонтологический музей им. Ю.А. Орлова

Первая палеонтологическая коллекция появилась в России при Петре I и сначала хранилась в Кунсткамере
. Долгое время она даже не была доступна посетителям. Отдельный Палеонтологический музей
открылся только в советские годы. Однако и у него много лет были сложности с выставочными пространствами. В нашем материале читайте, почему музей размещался в графском манеже, как ученый Юрий Орлов добился строительства нового здания и кто украшал средневековую крепость в стиле необрутализма.

От Минерального кабинета Кунсткамеры до Палеонтологического музея

Зуб Mammuthus sp. Палеонтологический музей им. Ю.А. Орлова, Москва
Рисунок Григория Качалова с картины Михаила Махаева. Правая половина вида вниз по Неве между Зимним дворцом и Академией наук: в центре река с парусными и гребными судами, справа — здание Академии наук, Кунсткамера и другие (фрагмент). 1753. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Плитка с разными брахиоподами. Палеонтологический музей им. Ю.А. Орлова, Москва
История Палеонтологического музея
началась еще в XVIII веке. В 1714 году Петр I учредил Кунсткамеру
. Среди первых экспонатов нового музея были окаменелые остатки животных и растений, образцы минералов и горных пород. Это собрание называлось Минеральным кабинетом. В начале XIX века там хранилось уже более 20 тысяч экспонатов, поэтому в 1836 году кабинет преобразовали в Минералогический музей
. Однако долгое время в него не пускали посетителей. К тому же не существовало даже полного перечня экспонатов. Коллекцию рассортировали и упорядочили только в конце XIX века, когда директором музея стал геолог и палеонтолог Федор Шмидт. При нем собрание переименовали в Геологический музей. Следующий директор Феодосий Чернышев разделил коллекцию на две части. У музея появились геологический и минералогический отделы со своими заведующими. Все палеонтологические экспонаты — остатки вымерших организмов — вошли в геологическое отделение. А вскоре учреждение вновь переименовали, на этот раз в Геологический и Минералогический музей им. Петра Великого.
В таком виде музей просуществовал до 1925 года. Тогда праздновалось 200-летие Российской академии наук
. Многие научные учреждения, которые подчинялись ей, были реформированы. Так появилось два отдельных музея: Геологический музей Академии наук СССР и Минералогический музей Академии наук СССР. Палеонтологическая коллекция осталась в первом из них. В то время она включала Остеологический отдел — здесь хранились кости древних животных — и Северо-Двинскую галерею. В ней были представлены скелеты пермских позвоночных, которые обнаружил палеонтолог Владимир Амалицкий. Всего же экспозиция занимала два зала общей площадью 1500 квадратных метров. К тому же коллекция постоянно пополнялась, поэтому уже в начале 1930-х ученые предложили выделить ее в отдельный музей. Первый его план составила палеонтолог Александра Гартман-Вейнберг в 1931 году. Однако сразу открыть музей не удалось. Сначала его решили перенести из Ленинграда в Москву, а затем долго не могли найти подходящее здание.

Музей в графском манеже

Скелеты растительноядных динозавров в Палеонтологическом музее им. Ю.А. Орлова. Москва. Архитекторы Юрий Платонов и Леонид Яковенко. 1972–1987. Фотография: Игорь Долгов / фотобанк «Лори»
Фонтан в усадьбе Нескучное. Москва. Фотография: Владимир Приземлин / фотобанк «Лори»
Скелет таброзавра в Палеонтологическом музее им. Ю.А. Орлова. Москва. Архитекторы Юрий Платонов и Леонид Яковенко. 1972–1987. Фотография: Игорь Долгов / фотобанк «Лори»
В Москве Палеонтологический музей
открылся в 1937 году, к XVII сессии Международного геологического конгресса. Он разместился в манеже усадьбы Нескучное. Это здание в начале XIX века построил граф Федор Орлов, владелец имения. Там же расположился Палеонтологический институт, где работали многие сотрудники музея. Сначала экспозиция занимала всего 700 квадратных метров. Однако она постоянно росла: сотрудники Палеонтологического института пополняли ее после раскопок и экспедиций.
В 1945 году Палеонтологический институт и музей возглавил зоолог и палеонтолог Юрий Орлов. Он считал, что учреждению нужно новое помещение. В 1954 году экспонатов стало так много, что в здании манежа им больше не хватало места. Из-за этого музей даже пришлось закрыть.
Больше 10 лет Орлов писал жалобы правительству СССР и руководству Академии наук. Он хотел, чтобы музей открылся в новом здании, и пытался добиться финансирования. Геолог Роман Геккер вспоминал: «Юрий Александрович не был рожден администратором, начальником и время не помогло ему стать таковым, поэтому разнообразные все возраставшие заботы директора института, как большие, так и самые мелкие, к которым характер Юрия Александровича не позволял относиться формально, поглощали большую часть его времени: он их глубоко переживал, в сложных случаях — страдал мучительно и долго».
В 1965 году палеонтолог все же добился финансирования музея. Правительство выделило на него два миллиона рублей. Но увидеть работающую экспозицию ученый уже не успел: через год он скончался. После смерти Орлова музею присвоили его имя.

Крепость в стиле необрутализма

Палеонтологический музей им. Ю.А. Орлова. Москва. Архитекторы Юрий Платонов и Леонид Яковенко. 1972–1987. Фотография: Наталья Илюхина / фотобанк «Лори»
Внутренний двор Палеонтологического музея им. Ю.А. Орлова. Москва. Архитекторы Юрий Платонов и Леонид Яковенко. 1972–1987. Фотография: Игорь Долгов / фотобанк «Лори»
Морской ящер плезиозавр в водном зале Палеонтологического музея им. Ю.А. Орлова. Москва. Архитекторы Юрий Платонов и Леонид Яковенко. 1972–1987. Фотография: Наталья Горкина / фотобанк «Лори»
Проект музея разработала в 1968 году команда архитекторов из Головного проектного и научно-исследовательского института Академии наук СССР под руководством Юрия Платонова и Леонида Яковенко. Новое здание решили построить в стиле необрутализма. Это направление появилось еще в 1950-е годы в Великобритании. Его название произошло от французского словосочетания béton brut, что переводится как «необработанный бетон». Для построек в этом стиле характерны необычная форма, массивные конструкции, простой декор фасада.
По задумке архитекторов одну часть здания должен был занять музей, а другую — Палеонтологический институт. Для строительства выбрали место на юго-западе Москвы, на границе с Битцевским лесом — одним из крупнейших лесопарков столицы. В 1960-х годах чиновники планировали перенести туда зоопарк
из центра Москвы. Рядом должен был расположиться не только музей, но и целый палеонтологический парк. Несколько его планов создал архитектор Леонид Яковенко.
Однако от проекта палеонтологического парка вскоре отказались: не хватило денег. Московский зоопарк тоже остался на прежнем месте. Здание Палеонтологического музея начали строить только в 1972 году, а закончили — в конце 1980-х.
Для посетителей здание открылось в 1987 году. Общая площадь постройки составила почти 10 тысяч квадратных метров. Половину этого пространства занял музей, а в другой части расположился Палеонтологический институт Академии наук. Архитекторы, скульпторы и художники, которые работали над этим проектом, получили Государственную премию России.
Внешне Палеонтологический музей напоминает средневековую крепость с центральным внутренним двориком. В нем устроен амфитеатр по греческому образцу. Здесь же расположены скульптуры динозавров, мамонтов и других вымерших животных. К главному корпусу примыкают четыре башни. Здание построено из красного кирпича, украшено решетками с абстрактными узорами, а также изображениями динозавров.
Палеонтологический стоит особняком в нашей архитектуре, по силе образа я бы сравнил его разве что с музеем Ленина в Горках или с фасадом МХАТа
на Тверском. Здесь удалось минимумом средств создать на редкость внятное и эмоциональное высказывание. Предельно скупой внешне объем, без деталей, но с точно выверенными пропорциями, круглящиеся лестничные башни, одно безупречно посаженное отверстие входа, огромные плоскости грубого красного кирпича, все это напоминает о крепости, о тайне, о несколько сумрачной подземности самой темы музея ископаемых. Юрий Павлович Платонов тут вышел за пределы стиля, создал внестилевую, «вечную» вещь, так что даже не хочется искать для нее прототипы, сравнивать и анализировать.
Архитектор Никита Токарев, из статьи «Палеонтологический музей в Теплом Стане», проект «Архи.ру»

Керамические панно, медные люстры и картины

Александр Белашов. Центральная часть керамического панно «Древо жизни». Фотография: <a href="https://www.paleo.ru/museum/exposure/exhibit.php?ID=11780" target="_blank">paleo.ru</a>
Многоярусная медная люстра в зале позднего палеозоя. Скульптор Петр Панченко. Фотография: <a href="https://www.paleo.ru/museum/exposure/exhibit.php?ID=14207" target="_blank">paleo.ru</a>
Май Митурич-Хлебников и Виктор Дувидов. Фрагмент панно «Позднемеловой ландшафт Южной Гоби». 1985–1986. Фотография: <a href="https://www.paleo.ru/museum/exposure/exhibit.php?ID=13195" target="_blank">paleo.ru</a>
Внутри Палеонтологического музея им. Ю.А. Орлова расположено шесть выставочных залов. Всего в них представлено более 5000 экспонатов, разделенных по тематикам: беспозвоночные животные, растения, динозавры и их современники, млекопитающие. Залы украшены керамическими панно, коваными композициями, резной отделкой. Для отделки стен использовали белый камень, медь, бронзу.
Самое крупное декоративное панно музея можно увидеть в первом, вводном зале. Композицию «Древо жизни» площадью 500 квадратных метров создал скульптор-анималист Александр Белашов. Керамическое панно расположилось в полукруглой нише одной из башен здания. На нем изображено развитие органической жизни на Земле — от первых живых организмов в морской воде до возникновения человека. Еще одно панно Белашова украшает зал Московского региона. На нем можно увидеть частично заболоченный лес.
На левой стене в зале докембрия расположено панно Елены Шеловой. Из белого камня скульптор вырезала животных раннепалеозойских морей.
В зале позднего палеозоя центральным декоративным элементом стала многоярусная медная люстра. Ее создал скульптор Петр Панченко. Он декорировал конструкцию изображениями древнейших позвоночных животных. А залы мезозоя и кайнозоя, кроме панно, украсили еще и картины палеонтолога и анималиста Константина Флерова. На них художник изобразил завролофов — утконосых динозавров, а также бизонов и мамонтов.
Сегодня Палеонтологический музей считается одним из крупнейших в мире естественно-исторических выставочных центров. Здесь работает палеонтологический кружок, проходят конкурсы для школьников и научно-популярные лекции. А 26 мая в учреждении ежегодно празднуют «День Палеонтологического музея» и проводят тематические мероприятия — мастер-классы, выставки, экскурсии, квесты.

Автор: Анастасия Войко
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна