Почти настоящие спектакли: дети и домашний театр в XIX веке

В XIX веке театральные представления были одним из основных развлечений дворян и обеспеченных горожан. Спектакли часто ставили и дома
. Мы собрали цитаты из книги «Моя жизнь в искусстве» — они рассказывают, как Константин Станиславский
устраивал маленькие домашние спектакли вместе с братьями. Читайте, как собрать свою постановку: где можно найти деньги на декорации
, из чего сделать костюмы и кого пригласить на премьеру.

Домашняя сцена в XIX веке

В XIX столетии обеспеченные городские семьи ездили в музыкальные или драматические театры часто, иногда каждые выходные. Тогда не существовало детского театра
в современном понимании, он появился только в XX веке. Но младших членов семьи часто брали с собой — и показывали им спектакли, гораздо более пышные и условные, чем сегодня. Ведь домашних развлечений до изобретения радио и телевидения было не так много.
Дома
ставили любительские спектакли. К ним долго готовились: обдумывали, как и что разыграть, репетировали, иногда даже продавали самодельные билеты. В основном спектакли устраивали в поместьях. Обитатели усадеб сами становились актерами, а приглашали на представление родных и друзей. Часто на домашней сцене играли только дети или подростки, но иногда участвовала и вся семья.

Выбор жанра

Первая забота всех, кто решил сыграть свой спектакль, — выбрать жанр. Дома показывали не только кукольные и легкие драматические постановки, но и ставили цирковые шоу
, камерные оперы и даже балеты.
В будни, экспромтом, мы представляли балет. Но считалось невозможным тратить на это воскресенье. <…> Балет назывался «Наяда и рыбак». Но я не любил его. Там приходилось представлять любовь, надо было целоваться, и мне было стыдно. Лучше кого-нибудь убивать, спасать, приговаривать к смерти, миловать. Но главная беда в том, что в этом балете был ни к селу ни к городу вставлен номер танцев, который мы проходили с учителем. Это уже пахло уроком и потому отвращало.

Распределение ролей

Следующий шаг — решить, кто и чем будет заниматься. В домашних спектаклях играли в основном те, кто жил в одном доме: так было удобнее репетировать.
Мы решили назначить частный домашний спектакль — для практики. Намечаем временную труппу из братьев, сестер, товарищей; распределяем номера и роли.

«Жеребец, дрессированный на свободе: директор и дрессировщик — я, а ты — жеребец! Потом я буду играть рыжего — пока вы будете стелить ковер. Потом — музыкальные клоуны».

На правах директора я забрал себе лучшие роли, и мне уступали их, потому что я — профессионал: я клялся, мне нет поворота назад.

Подготовительные хлопоты

Любительскую постановку обычно готовили не очень долго. Однако процесс походил на производственный цикл настоящего спектакля: актеры не только репетировали, но и продумывали декорации
и музыкальное оформление, приглашали зрителей и продавали билеты.
В свободные от уроков часы и вечера нам стало много дела. Во-первых, напечатать билеты и деньги, которыми будут нам платить за них. Устроить кассу, то есть затянуть дверь пледом, оставив небольшое окно, у которого придется дежурить целый день спектакля. <…> Надо подумать и о костюмах, и о кругах, затянутых тонкой бумагой, сквозь которые мы будем прыгать в «pas de chale», и о веревках, и о палках, которые должны служить барьерами для дрессированных лошадей; надо подумать и о музыке. <…> Брат, который один мог заменить оркестр, — чрезвычайно беспечен, недисциплинирован. <…> Бывало, играет, играет, а потом, вдруг, при всей публике — возьмет, да и ляжет на пол посреди зала, задерет ноги кверху и начнет орать: «Не хочу больше играть!»

Подготовка помещения

Спектакли были весьма серьезным мероприятием. Домашнюю обстановку старались приблизить к театральной: разгораживали комнаты на сцену и зрительный зал, а еще заботились о помещениях для участников.
Кукольный театр требовал расходов: нужен был большой стол, который ставился бы в широких дверях. Сверху и снизу, то есть над и под порталом кукольного театра, отверстия закрывались простынями. Таким образом, в одной комнате сидела публика — там был зрительный зал, в другой же комнате, соединенной с нею дверью, была сцена и закулисный мир. Там работали мы — артисты, декораторы, постановщики, изобретатели всяких эффектов.

Декорации для спектакля

Оформление постановки — одна из самых важных и трудоемких задач. Начинающие антрепренеры и артисты обычно стремились повторить своими силами реальные театральные декорации. В ход шли предметы домашнего обихода: простыни и занавески вместо рисованных задников, картон и даже оберточная бумага.
Мы уже принялись за декорации. Первое время пришлось писать их на оберточной бумаге; она рвалась, мялась, но мы не унывали, так как со временем, когда мы разбогатеем (спектакли будут платные, на настоящие серебряные деньги, по 10 копеек билет), мы купим картон и наклеим на него разрисованную оберточную бумагу.

Вопросы бюджета

Самодеятельные постановки требовали расходов — иногда немалых для юных постановщиков. Деньги искали разными способами: кроме продажи билетов, привлекали «меценатов», то есть друзей с карманными средствами, или ждали «гранты» — деньги, которые родные дарили на крупные праздники.
Участие [старшего брата] было важно потому, что у него водились деньги, а нам требовался оборотный капитал. Плотник… сжалился, сбавил цену и согласился на рассрочку.

«Скоро Рождество, — убеждали мы его, — а потом Пасха
. Нам подарят деньги, мы и расплатимся». <…>

Просить денег у родителей мы не решались — они могли бы быть недовольны нашей затеей, которая будто бы отвлекает нас от учебных занятий.

Выбор публики

Представления устраивали для близких — родных, друзей, соседей. Аудитория обычно была к труппе лояльной, а любительский театр старался отблагодарить постоянных зрителей ответными почестями.
Публики собирается мало… Одни и те же, домашние. На свете не существует самого плохого театра или актера, которые не имели бы своих поклонников. Они убеждены, что кроме них никто не понимает скрытых талантов их протеже, все другие люди не доросли до этого. И у нас были свои поклонники, которые следили за нашими спектаклями и ради собственного (а не нашего, заметьте) удовольствия приходили на них. Одним из таких «ярых» был старый бухгалтер отца, и за это он имел у нас… почетное место, что очень ему льстило.

Последние часы перед выходом

Декорации готовили заранее, а вот костюмы обычно оставляли на последний момент. Актеры-любители подбирали образы персонажей из того, что могли найти, использовали собственный гардероб и нередко выходили на сцену в повседневной одежде — и из-за этого постановки становились условными, игровыми.
В день спектакля мы приступали к гримированию и костюмированию… Куртки и жилеты закалывались наподобие фрака
. Клоунский костюм делался из длинной женской сорочки, которая завязывалась у щиколотки, образуя нечто вроде широких панталон. Выпрашивался отцовский старый цилиндр для «директора и дрессировщика», то есть для меня… Завернутые до колен штаны и голые ноги изображали костюмы цирковых акробатов в трико. С помощью сала, пудры и свеклы белилось лицо, румянились щеки и красились губы, а углем подрисовывались брови и треугольники на щеках для клоунского грима.

Зрелищное представление

Артисты-любители старались ставить спектакли как в настоящих театрах: там, где не хватало артистических сил, использовали яркие приемы. Эпизодам старались добавить зрелищности, диалогам — эмоциональности, а еще продумывали сценические эффекты.
…[Мы ставили] много опер, балетов или, вернее, отдельных актов из них. Мы брали моменты катастрофического характера. Например, акт «Корсара», изображавший море, сначала тихое, при дневном свете, потом бушующее ночью, тонущий корабль, спасающиеся вплавь герои, появление маяка с ярким светом, спасение, восход луны, молитва, восход солнца… Или… акт из «Дон Жуана» с появлением Командора, с провалом Дон Жуана в ад, с огнем из люка (детская присыпка), с разрушением дома, превращающим сцену в раскаленный ад, в котором клубы огня и дыма играли главную роль. Не раз эта декорация сгорала и заменялась другой. Мы ставили балет под названием «Роберт и Бертрам» — два вора; ночью они вылезали из тюрьмы, а потом лазали в окна городских жителей»

От занавеса до занавеса

Домашние спектакли должны были скрасить будничную жизнь семьи. Пока дети и родители разучивали пьесу, рисовали декорации и продумывали детали, будущее представление становилось центром домашней жизни. Хоть иногда и заканчивалось разочарованием.
Спектакль начинался чинно, но после обычного скандала брата публика расходилась, и представление обрывалось. На душе оставалась окись, а впереди — длинный-длинный ряд унылых дней, вечеров предстоящей учебной недели.

Автор: Тата Боева
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна