5 инклюзивных театров России

Инклюзивные фестивали и творческие лаборатории, спектакли для неслышащих зрителей и постановки, созданные людьми с аутизмом, — «Культура.РФ» рассказывает, как развивается инклюзивный театр в России и на какие спектакли стоит обратить внимание.

Что такое инклюзия и как она связана с театром

После первых гастролей спектакля Бориса Павловича «Язык птиц». Фонд «Антон тут рядом». Фотография: <a href="https://antontut.ru/project/teatr/" target="_blank">antontut.ru</a>
Сцена из спектакля-концерта Анны Башенковой «Здесь птицы не поют». Театр «Недослов», Москва. Фотография: <a href="http://nedoslov.ru/здесь-птицы-не-поют/" target="_blank">nedoslov.ru</a>
Сцена из спектакля Екатерины Половцевой «Интернат». Театр «Наивно? Очень», Москва. Форум-фестиваль «Особый взгляд», 2022 год. Фотография: <a href="https://drampush.ru/repertoire/differart2022/7523" target="_blank">drampush.ru</a>
Термин «инклюзия»
происходит от английского to include — «включать, вовлекать». Чаще всего этим словом обозначают программы и практики, направленные на работу с людьми с разными возможностями, включая посетителей с ментальными и физическими особенностями, детей из неблагополучных семей и тех, кто столкнулся с опытом вынужденной миграции и переселения.
Главная цель инклюзивных проектов — создать доступную среду, где любому зрителю или посетителю будет комфортно. Например, где человек на инвалидной коляске сможет самостоятельно въехать на крыльцо и нажать кнопку вызова помощи, а незрячий человек — получить нужную информацию, записанную шрифтом Брайля.
Помимо комфортных условий, инклюзия также подразумевает равные права для всех людей — рабочие места для людей с особенностями здоровья и развития, специальное сопровождение в школах и даже Паралимпийские игры.
Большинству людей, чтобы посетить театр, нужно просто купить билет и спланировать маршрут. Для зрителей с особенностями этот процесс сложнее. Им нужно продумать, как найти подходящий транспорт, как зайти в здание и у кого попросить помощи, если она понадобится. Еще труднее актерам с инвалидностью: им редко выпадает возможность сыграть в спектакле. Так появился инклюзивный, или социальный, театр, в котором участвуют люди с физическими и ментальными особенностями. Его задача — показать разнообразие мира и дать возможность выйти на сцену тем, у кого ее обычно нет. Например, неслышащим актерам, детям с расстройством аутического спектра (РАС) или сложным подросткам.
Мы собрали пять инклюзивных театральных проектов в России, которые создают интересные и вдохновляющие спектакли.

Фонд «Антон тут рядом»

Благотворительный фонд «Антон тут рядом» появился в 2013 году в Санкт-Петербурге. Его миссия — поддержать людей с аутизмом и дать им возможность реализовать свой потенциал. Уже в первый год работы в фонде возникло театральное направление, в котором профессиональные актеры и люди с особенностями развития участвуют на равных.
Театру, как и любому другому проекту, бизнесу или институции, нужно быть инклюзивным. Во-первых, все люди разные и все они нуждаются в театре как языке и месте, где отражается, рефлексируется, пересоздается их жизнь. Мы нуждаемся в театре, даже если этого не осознаём. Во-вторых, нет никакой абстрактной инклюзии «на все общество сразу». Каждый отдельный пандус при здании, разговор на улице или произведение искусства, каждое частное усилие создают общую инклюзию. Так и отдельный спектакль, открываясь новым участникам, развивает общество. Наконец, театр говорит о людях во всей их красоте, различиях и многообразии. Произведения, процессы и коллективы становятся богаче и мудрее, когда знакомятся с новыми языками, взглядами и потребностями.
Тимофей Ткачев, режиссер
Первый спектакль фонда, «Язык птиц», поставил режиссер Борис Павлович на сцене Большого драматического театра им. Г.А. Товстоногова
. В основу постановки легла одноименная поэма персидского поэта и философа Фарида ад-Дина Аттара о любви, одиночестве, радости и растерянности. Вместо привычных ролей и строгого сценария студенты центра «Антон тут рядом» самостоятельно написали монологи. Их дополнили музыкальными импровизациями от оркестра фонда и его руководителя, Алексей Плюснина.
Премьера «Языка птиц» прошла в 2015 году с большим успехом: по итогам сезона спектакль номинировали на театральную премию «Золотая маска» (номинация «Эксперимент»), а режиссер Борис Павлович получил специальный приз жюри от санкт-петербургской театральной премии для молодых «Прорыв».
С тех пор подопечные фонда выпустили еще несколько спектаклей, а на базе «Антон тут рядом» открылась репетиционная мастерская «Арт-цех» под руководством актрисы Яны Туминой. В ближайшее время фонд совместно с режиссером Тимофеем Ткачевым выпустит новый спектакль — «Революция повседневности», его премьера пройдет на Новой сцене Александринского театра.
В спектакле «Революция повседневности», который мы готовим с фондом «Антон тут рядом», участвуют профессиональные актеры и подростки — как с РАС, так и без особенностей. Репетируем мы так же, как с любыми другими актерами, вне зависимости от их опыта. Поначалу много играли и разминались. Затем участники делали этюды и писали короткие пьесы, рисовали эскизы декораций, вырезали из ткани эскизы костюмов. Потом из всех этих материалов мы с постановочной командой собрали пьесу и концепцию спектакля, который вот-вот покажем на сцене.
Тимофей Ткачев, режиссер

«Разговоры»

«Разговоры» объединяют людей с ментальными особенностями, профессиональных актеров и музыкантов. Проект вырос из арт-пространства «Квартира», которое было открыто с 2017 по 2019 год в историческом центре Санкт-Петербурга. Там проходили концерты, мастер-классы, репетиции и читки.
В стенах «Квартиры» сформировался репертуар: появились спектакли «Разговоры», «Недетские разговоры», «Фабрика историй» и «Исследование ужаса», которое номинировали на премию «Золотая маска».
Так как инклюзия — это механизмы равного включения в творческий процесс и социальную жизнь, то коллектив «Разговоров» последовательно пробует разные театральные формы, заключающие в себе различные возможности. От игровых интерактивных практик в «Квартире» к коллективному написанию пьес, от сторителлинга — к сочинению музыки. Каждый спектакль — это фиксация определенного этапа работы, проверка результата через встречу со зрителями. Мне нравится то, как театровед и большой друг «Разговоров» Саша Дунаева обозначает инклюзию в театре: инклюзивность — это качество спектакля. Ни в коем случае не реабилитация, не благотворительность, а особое свойство художественной постановки.
Борис Павлович, режиссер
Когда пространство закрыли, труппа «Квартиры» стала самостоятельным проектом «Разговоры». Его главный принцип заключается в том, что каждый участник имеет свой голос и право на творческое высказывание.
То, как будет развиваться инклюзивный театр в будущем полностью зависит от его восприятия самими авторами и создателями этого театра. Сейчас собирается очень плотная почва для прорастания инклюзии в государственных театрах или в структурах, где раньше мы бы никогда не подумали, что сможем встретить нейроотличного участника. Например, театр «Современник»
открыл свою инклюзивную лабораторию, московский ГИТИС
запустил магистратуру социального театра, а у нас в Питере только недавно закончилась образовательная школа по этому же направлению, созданная «Инклюзионом» совместно с «Альма Матер» и «КонтАрт». Этими небольшими шагами в инклюзию добровольно приходят сотни профессионалов из разных уголков страны, которым важно видеть других и творить вместе с ними. Вовлеченность и включение — это, собственно, и есть инклюзия, если переводить это слово с английского языка. А сегодня, как никогда, важно иметь возможность быть включенным.
Борис Павлович, режиссер
Сейчас у «Разговоров» в репертуаре семь спектаклей, которые они показывают на разных площадках Санкт-Петербурга. Чтобы увидеть их вживую, нужно следить за новостями на сайте или в социальных сетях.

Форум-фестиваль «Особый взгляд»

Фестиваль проходит в разных городах России, его главная цель — создать площадку, где можно обсудить развитие инклюзивных практик.
Основное направление фестиваля — театральная программа, для которой кураторы отбирают спектакли, посвященные разным социальным темам. Например, стигматизации людей с инвалидностью, сложным подросткам и реформе психоневрологических интернатов.
В этом году в программу «Особого взгляда» вошли 12 постановок. Среди них — спектакль «Молодость» от театра незрячих «Мечтатели» из Ижевска, спектакль «Интернат» по тексту журналистки Елены Костюченко, «Возможность тождества» от московского театра «Круг II» и другие.
Также у «Особого взгляда» есть блог, в котором публикуются личные истории людей с нарушениями зрения, полезные советы от специалистов по инклюзии и информация о новых технологиях в медицине и образовании.

Театр «Недослов»

«Недослов» — частный театр неслышащих и слабослышащих актеров, который появился в Москве в 2003 году. Его основали выпускники Российской государственной специализированной академии искусств — одного из немногих образовательных учреждений, где готовят актеров с нарушениями слуха.
Первой постановкой стал дипломный спектакль студентов «Чайка по имени Джонатан Ливингстон», основанный на притче Ричарда Баха. Он был экспериментальным: пластический перформанс без единого слова, с музыкой, танцем и жестовыми образами, которые понятны всем зрителям.
Сейчас в труппе театра 26 актеров, а в репертуаре — семь спектаклей и мюзиклов. Их играют на жестовом языке, а для слышащих зрителей включают дополнительную озвучку.

Проект «#ЗаЖивое»

Инклюзивная театральная лаборатория «#ЗаЖивое» работает при Центре Бориса Ельцина в Екатеринбурге уже пять лет. В ее спектаклях играют как обычные актеры, так и участники с РАС и другими ментальными особенностями.
«#ЗаЖивое» появился благодаря руководителю инклюзивных программ Ельцин-центра Елене Возмищевой и режиссеру Борису Павловичу, который в тот момент сотрудничал с фондом «Антон тут рядом» и работал с социальными театральными проектами. К ним присоединился режиссер Свердловского театра драмы
Дмитрий Зимин.
Создатели проекта выступают против традиционного подхода к театру — заученного сценария и отрепетированных движений на сцене. Вместо этого они предлагают диалог — сначала на репетициях, обсуждая текст, а затем на сцене. Параллельно с подготовкой к спектаклям, участники занимаются в другом инклюзивном проекте — творческой студии «#ЗАрисовки», где под руководством художников они создают декорации для постановок.
«#ЗаЖивое» работает как инклюзивное сообщество, объединенное театром: студенты не только получают здесь сценический опыт, но и находят друзей, ходят вместе на выставки и в кофейни.

Автор: Юна Драничникова
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна