Архитектурно-этнографический музей «Ангарская деревня»

В музее «Ангарская деревня» соседствуют русские избы и эвенкийские чумы, православный храм и шатер шамана. Здесь хранят культуру и русского народа, и коренных жителей Приангарья.

Создание музея «Ангарская деревня»

Музей расположен на высоком берегу Братского водохранилища на мысе между Пионерским и Солдатским заливом. Идея открыть деревню-музей принадлежит братскому краеведу и общественному деятелю Октябрю Леонову. Когда в 1954 году возводили плотину Братской ГЭС и воды Братского водохранилища стали затапливать приангарские поселения, Леонов предложил разобрать и вывезти из зоны затопления деревянные дома. Так удалось спасти больше 20 образцов русского деревянного зодчества рубежа XIX–XX веков.
В 1979 году Ангарская деревня стала музеем. А через некоторое время сюда доставили несколько сооружений из мест затопления у Богучанской ГЭС. Сегодня в музее воссоздали 32 подлинных произведения деревянного зодчества.
В 1982 году к русскому сектору добавили экспозицию о жизни коренных жителей — стоянку эвенков.

Русский сектор музея

В русской части сотрудники музея воссоздали ряд деревенских усадеб, купеческий амбар, кузницу. У воды специалисты собрали летние бани, помещение для рыболовных снастей, водяную мельницу, а на возвышении расположился действующий православный храм — Михайло-Архангельская церковь 1875 года постройки. В избах хранятся ткацкие станки, деревянная посуда, национальная одежда, реконструированная старинная мебель, а в кузнице — инструменты для подковки лошадей.
С 2012 года в русском секторе сотрудники музея воссоздают Братский острог. Его основал здесь в 1631 году пятидесятник Максим Перфильев. Для посетителей уже открыта сторожевая башня острога.
Деревянная церковь на берегу Ангары. Фотография: Svet / Фотобанк Лори
Деревянное зодчество. Фотография: Svet / Фотобанк Лори
Бревенчатая изгородь. Фотография: Svet / Фотобанк Лори
Пирс. Фотография: Svet / Фотобанк Лори

Эвенкийский сектор «Ангарской деревни»

Среди экспонатов эвенкийской части музея можно увидеть традиционные жилища таежных кочевников — чумы из жердей и оленьих шкур с домашней утварью. Между чумами реконструкторы построили ловушки эвенков-охотников, установили деревянные шаманские лики и другие предметы религиозного культа, воссоздали модели склепов и других типов захоронений.
Рядом со стоянкой эвенков можно увидеть археологическую находку из Усть-Илимского водохранилища — диабаз с наскальным рисунком. Древние художники выгравировали на нем пасущегося лося. Возраст рисунка — около 8 тысяч лет. Ученые предполагают, что валун использовали в ритуалах и старались с его помощью привлечь удачу на охоте.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна