Публикации раздела Литература

«В чудесном городе Петровом»: Петербург в лирике Анны Ахматовой

«Сырое великолепие парков» Царского Села, авангардное кафе «Бродячая собака», «знаменитая кровля» Фонтанного дома и тюрьма «Кресты» — вспоминаем известные петербургские места, которые описывала в своей лирике Анна Ахматова.

Царское Село

Анна Ахматова жила в Царском Селе вместе с родителями с 1890 года. Здесь она провела свое детство, позже возвращалась сюда и в юности — в 1911–1916 годах.

В автобиографической заметке «Коротко о себе» Ахматова писала: «Мои первые воспоминания — царскосельские: зеленое, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пестрые лошадки, старый вокзал…» Эти впечатления отразились в стихотворении «Царскосельская ода», в цикле «В Царском Селе».

Настоящую оду
Нашептало… Постой,
Царскосельскую одурь
Прячу в ящик пустой,
В роковую шкатулку,
В кипарисный ларец,
А тому переулку
Наступает конец.
Здесь не Темник, не Шуя —
Город парков и зал,
Но тебя опишу я,
Как свой Витебск — Шагал.
Анна Ахматова. Отрывок из стихотворения «Царскосельская ода»

Именно здесь она познакомилась с Николаем Гумилевым, которому посвятила стихотворение «В ремешках пенал и книги были…». Анна Ахматова училась в Мариинской женской гимназии (ныне — Царскосельская гимназия искусств им. А.А. Ахматовой), Николай Гумилев — в Николаевской Царскосельской гимназии. Здания — они сохранились до нашего времени — располагаются недалеко друг от друга. Впервые Ахматова и Гумилев встретились в 1904 году в Сочельник у Гостиного двора.

Мы вышли из дому, Аня и я с моим младшим братом Сережей, прикупить какие-то украшения для елки, которая у нас всегда бывала в первый день Рождества. Был чудесный солнечный день. Около Гостиного двора мы встретились с «мальчиками Гумилёвыми»: Митей, старшим, — он учился в Морском кадетском корпусе — и с братом его Колей — гимназистом императорской Николаевской гимназии.
Валерия Срезневская, подруга Анны Ахматовой. Из очерка «Дафнис и Хлоя»

В 1910 году Анна Ахматова и Николай Гумилев обвенчались, спустя два года у них родился сын — Лев Гумилев. Однако отношения молодых супругов вскоре разладились. Развелись они в 1918 году — когда новая власть разрешила после развода вновь вступать в браки.

«Бродячая собака»

В 1910-е годы Анна Ахматова начала входить в литературный круг Петербурга. Она публиковалась в журналах, стала участником поэтического объединения «Цех поэтов», в 1912 году вышел ее первый сборник «Вечер», который сделал ее известной. Именно образ Ахматовой этого периода, Ахматовой в «ложноклассической шали» — портрет работы Натана Альтмана, — стал настоящим олицетворением Серебряного века.

Все мы бражники здесь, блудницы,
Как невесело вместе нам!
На стенах цветы и птицы
Томятся по облакам.
Ты куришь черную трубку,
Так странен дымок над ней.
Я надела узкую юбку,
Чтоб казаться еще стройней.
Анна Ахматова. Отрывок из стихотворения к годовщине открытия кафе «Бродячая собака», 1912 год

Стихотворение посвящено литературно-артистическому кабаре «Бродячая собака», которое открылось при содействии актера и режиссера Бориса Пронина, писателя Алексея Толстого и других деятелей искусства. Здесь известные писатели, художники, актеры и музыканты устраивали литературные чтения, давали концерты и ставили спектакли.

Стены и потолок одной из комнат «Бродячей собаки» расписал художник Сергей Судейкин: возможно, именно эти рисунки и упоминает в своем стихотворении Ахматова.

«Кресты»

Тюрьму «Кресты» Анна Ахматова описала в своей поэме «Реквием». Произведение рассказывает о трагедии матери: во время сталинских репрессий сына Ахматовой, Льва Гумилева, четыре раза арестовывали.

Показать бы тебе, насмешнице
И любимице всех друзей,
Царскосельской веселой грешнице,
Что случится с жизнью твоей —
Как трехсотая, с передачею,
Под Крестами будешь стоять
И своею слезою горячею
Новогодний лед прожигать.
Анна Ахматова. Отрывок из поэмы «Реквием», 1938 год

Боль этого страшного времени Ахматова выразила в поэме, которую создавала с 1934 по 1963 год. Ахматова не записывала текст: несколько ее близких людей знали отрывки наизусть. Среди них была Лидия Чуковская. Она вспоминала, как Ахматова показывала ей строки, написанные на клочке бумаги, давала запомнить и тут же сжигала: «обряд прекрасный и горестный».

Сейчас напротив «Крестов» установлен памятник Ахматовой — так поэтесса завещала в своем произведении:

А если когда-нибудь в этой стране
Воздвигнуть задумают памятник мне,
Согласье на это даю торжество,
Но только с условьем — не ставить его
Ни около моря, где я родилась:
Последняя с морем разорвана связь,
Ни в царском саду у заветного пня,
Где тень безутешная ищет меня,
А здесь, где стояла я триста часов
И где для меня не открыли засов.
Анна Ахматова. Отрывок из поэмы «Реквием», 1938 год

Шереметевский дворец (Фонтанный дом)

Шереметевский дворец располагается на набережной реки Фонтанки, по которой он получил свое второе название — Фонтанный дом. Усадьба принадлежала пяти поколениям дворянского рода Шереметевых. В этом доме Ахматова прожила в общей сложности более 30 лет. Впервые поэтесса поселилась в Фонтанном доме осенью 1918 года. Два года она жила здесь в квартире своего второго мужа — ассириолога Владимира Шилейко. Он занимался восточными языками, переводил «Эпос о Гильгамеше». Их квартиру Ахматова называла «Шумерийской кофейней»: Шилейко переводил древние тексты с клинописных табличек, которые лежали повсюду, даже в вазочках для печенья. В 1922 году супруги расстались и разъехались, но брак расторгли лишь через четыре года. Именно тогда Анна Ахматова вновь вернулась в Фонтанный дом: переселилась к своему третьему мужу, Николаю Пунину, который жил в южном флигеле дворца.

Особенных претензий не имею
Я к этому сиятельному дому,
Но так случилось, что почти всю жизнь
Я прожила под знаменитой кровлей
Фонтанного Дворца… Я нищей
В него вошла и нищей выхожу…

Поэтесса вдохновлялась богатой историей дворца: здесь жили поэт Петр Вяземский и бывшая крепостная актриса Прасковья Жемчугова, которая стала женой графа и рано умерла от чахотки, а художник Орест Кипренский писал портрет Александра Пушкина. История Фонтанного дома, переплетенная с личной историей Анны Ахматовой, нашла отражение в «Поэме без героя». Ахматова писала в «Прозе о поэме»: «… в дело вмешался сам Фонтанный Дом: древние, еще шведские дубы. Белый (зеркальный) зал — через площадку, где пела сама Параша для Павла I, уничтоженный в… году грот, какие-то призрачные ворота и золотая клинопись фонарей в Фонтанке — и Шумерская кофейня (комната В. К. Шилейко во флигеле)…» Сегодня в Фонтанном доме находится мемориальный Музей Анны Ахматовой.


Автор: Александра Косоротикова

Смотрите также