«Актер, как и театр, не имеет права быть несовременным»

Актриса Полина Агуреева рассказала порталу «Культура РФ», почему в «Мастерской Петра Фоменко» никогда не соперничают друг с другом, каким она видит современный театр и как воспитывает своих сыновей.
Актриса Полина Агуреева
Актриса Полина Агуреева
 — Вы играете Маргариту в «Мастере и Маргарите», которую поставили как режиссер вместе с мужем Федором Малышевым. Какие качества вам нужно было найти в себе, чтобы сыграть эту роль?
— Знаете, я так не мыслю о ролях — какие качества в себе для них найти. У меня процесс присвоения роли идет иначе: я не к себе пытаюсь подтянуть образ, а себя к образу. Маргарита для меня — женщина языческой природы и человек, идущий до конца. Не знаю, насколько это получилось, но для меня важно ее бесстрашие. В романе «Мастер и Маргарита» всего два таких героя: Иешуа, которого распяли, и Маргарита, которая продает душу дьяволу за любовь. Все остальные персонажи склонны к паллиативным решениям, а эти два человека идут до конца.
 — В сцене полета Маргариты вы играете на ударной установке. Как возник этот образ?
— Разве это можно объяснить? Возник образ каких-то языческих барабанов, может быть, шаманских.
 — Этот образ воздействует гораздо сильнее, чем обнаженная Маргарита, которая в театральных и киноверсиях романа изображает полет.
— Знаете, было бы очень здорово, если бы Маргарита была на сцене голая, но я не могу преодолеть свои комплексы, в контексте спектакля это мой недостаток. А барабаны — это выход в какое-то иное пространство, высвобождение в себе неведомых сил. Я сложно отношусь к нашему «Мастеру и Маргарите», не считаю, что спектакль получился. Но сцену с барабанами очень люблю.
Сцена из спектакля Петра Фоменко «Деревня» (2020). Театр «Мастерская Петра Фоменко», Москва
Сцена из спектакля Петра Фоменко «Деревня» (2020). Театр «Мастерская Петра Фоменко», Москва
 — Кроме «Мастера и Маргариты» вы поставили «Гигантов горы» с Евгением Каменьковичем. Как могут ставить спектакль два режиссера? Как репетировал каждый из вас?
— Наверное, это неправильно, поэтому я сейчас одна репетирую (смеется). Евгений Борисович позволил мне это делать, большое ему спасибо. А с Федей мы изначально договорились, что будем вдвоем придумывать «Мастера и Маргариту» и репетировать с артистами. Это была вынужденная ситуация: у нас было катастрофически мало времени, и я до сих пор считаю огромной ошибкой то, что мы сделали спектакль за три месяца. Потому что, когда надо было уже выпускать премьеру, мы были в самом начале пути. И это сильно чувствовалось в спектакле. Не могу сказать, что причина была в нашей совместной работе, но, наверное, все-таки неправильно вдвоем репетировать, ведь спектакль — авторское дело.
 — Читала, что вы собирались поставить спектакль по «Сказкам Шахерезады». Скоро ли премьера?
— В конце июня. Для меня этот материал связан не с восточным менталитетом, а скорее с какими-то первозданными, первобытными архетипами. Поэтому в моем спектакле нет никаких примет Востока. Хотелось бы, чтобы в нем были приметы наивного человечества, находящегося в самом начале пути, еще до появления таких понятий, как «эротика», «мораль» и остальных примет цивилизации. Хочется вернуться к первоистоку.
 — Сейчас 13 актеров «Мастерской» занимаются режиссурой, спектакли рождаются по их инициативе. С чем это связано?
— Да-да, у нас это заразная болезнь! (Смеется.) Могу сказать только о себе, почему я это делаю. У меня нет режиссерских амбиций, просто хочется сделать спектакль, в котором я хотела бы играть. Хочется искать в театре какой-то язык, способ существования, но я не знаю человека, с которым можно было бы сделать такой спектакль. Поэтому пытаюсь ставить перед собой сложные задачи и делать это своими силами, честно. Я очень благодарна Евгению Борисовичу Каменьковичу за то, что он позволяет нам репетировать. Это уникальный случай.
Сцена из спектакля Петра Фоменко «Бесприданница» (2020). Театр «Мастерская Петра Фоменко», Москва
Сцена из спектакля Петра Фоменко «Бесприданница» (2020). Театр «Мастерская Петра Фоменко», Москва
 — Вы говорили в интервью: «Я абсолютный продукт воспитания Петра Наумовича Фоменко». Чему он вас научил? От чего предостерегал?
— Это 20 лет жизни, рассказывать об этом можно целые сутки. Могу сказать, что он научил меня быть в диалоге с самой собой, с ним, со своей профессией. И мне всегда нравилось, что он говорил: «Не важно, куда идти — от внешнего к внутреннему или от внутреннего к внешнему, главное — идти». Наверное, Петр Наумович научил меня попытке куда-то двигаться. А перечислять можно бесконечно. И ремеслу, и способу игры, и тому, что театр — это игра, и честности на сцене, и как проживать настоящее через форму, и что такое форма в театре, и подлинности в проживании, и способу разбора текста… Я могу сутки перечислять.
 — Можно ли сохранить спектакли Фоменко? Как это сделать?
— Я считаю, что спектакли Петра Наумовича не надо сохранять. Потому что спектакль — это живой организм, не нужно заниматься любовью с женщиной, когда она уже умерла! Спектакль нужно снимать не когда он уже умер, а когда он еще жив. Это моя принципиальная позиция. Театр — это живое искусство. И тем более потрясающие спектакли Петра Наумовича! Они должны остаться в памяти людей живыми, потому что у Петра Наумовича всегда были живые спектакли. Я вам честно скажу, что уже не играла бы ни «Одну абсолютно счастливую деревню», ни «Бесприданницу», хотя очень их люблю и считаю их, особенно «Деревню», выдающимися.
 — Вы работаете в «Мастерской Фоменко» с 1997 года. Зрители за это время сильно изменились?
— Очень сильно! У меня вообще апокалиптические мысли насчет нашего времени и насчет зрителей тоже. И театр изменился… Думаю, самое страшное, что в нашем времени такое понятие, как душа, превратилось в какой-то ненужный атавизм, в ней нет необходимости. Потому что удобство, успешность, удовольствие, к которым стремится большинство, с душой не сопряжены. Это первая проблема. А вторая — то, что раньше называлось злом, стало нормой. То есть грань между добром и злом размылась, стала весьма условной.
Это происходит везде. Ну, например, считается нормальным изменить пол эмбриона, колоть ему гормоны, чтобы он стал девочкой или мальчиком, как захотят родители. С точки зрения архетипических норм развития человечества это, вообще-то, преступление… Или то, что все дозволено, можно все сказать, пошутить надо всем. И конечно, это отражается на зрителе. Люди перестали считывать подтекст. Они понимают: это страшно, а это весело, а подтекст им считать гораздо сложнее. Они не могут, грубо говоря, отличить белое от черного. Все понятия как-то хитро подменились, все стало относительно, и это очень сильно дезориентирует человека.
Сцена из спектакля Петра Фоменко «Деревня» (2020). Театр «Мастерская Петра Фоменко», Москва
Сцена из спектакля Петра Фоменко «Деревня» (2020). Театр «Мастерская Петра Фоменко», Москва
 — Как находить со зрителями контакт? Заставить сопереживать?
— Не знаю, честно говоря. Конечно, театр не может быть нафталиновым. Знаете, когда зрители, посмотрев спектакль, говорят: «Это была классическая постановка, мы получили удовольствие», — меня это всегда безумно бесит, потому что я чувствую, что это не имеет отношения к жизни. Это, как красиво сформулировал Алексей Вадимович Бартошевич в своей статье, не более чем «чувство исполненного долга перед культурной традицией». Но театр не может быть должником прошлого. В этом жизни нет! Он должен быть со-временен. Поэтому так работать — не хочется. А хочется простые, нормальные и красивые вещи доносить до зрителя, но в современной форме.
 — Какими качествами должен обладать современный актер?
— Это человек, чувствующий время.
 — Вы современная артистка?
— Надеюсь, что да! Иначе я тогда была бы не артисткой. Думаю, что актер, как и театр, не имеет права быть несовременным. Иначе все бессмысленно.
 — В «Мастерской» много прекрасных актрис, и все — примы. Между вами никогда не было ревности?
— Мне кажется, что каждая из нас идет своим путем и у нас никогда не было такой проблемы. А сейчас тем более, потому что все в равном положении, в одном котле, каждый делает что-то, исходя из своих возможностей и способностей. Нет, как раньше, такого гениального кукловода, как Петр Наумович. (Кстати, с ним можно было быть не просто марионеткой!) Но зато есть возможность искать и делать то, что ты действительно можешь. Все, что мы сейчас делаем, и есть то, чего наш театр действительно стоит и чего стоит каждый в отдельности человек. Мне кажется так.
Сцена из спектакля Петра Фоменко «Одна абсолютно счастливая деревня» (2020). Театр «Мастерская Петра Фоменко», Москва
Сцена из спектакля Петра Фоменко «Одна абсолютно счастливая деревня» (2020). Театр «Мастерская Петра Фоменко», Москва
 — Почему вы так мало снимаетесь в кино?
— Мне не нравятся сценарии. Они чаще всего не очень интересные. А может быть, мне не предлагают хороших сценариев и хорошие роли, не знаю.
 — Может, пора самой снять фильм?
— Ой, нет, до такой степени я еще не обнаглела. (Смеется.)
 — В сериале «Ланцет», последней по времени вашей киноработе, вы играете психолога. Необходимо ли актеру знание психологии?
— Вообще, суть этой профессии в том, что ты изучаешь психологию человека. Конечно, это нужно. Иначе, если не будешь тонко чувствовать все нюансы и перипетии человеческой души, просто не сможешь быть актером.
 — Что вы думаете о российском театре сегодня? Куда он движется?
— Я уже говорила, что у меня очень апокалиптические настроения, и в связи с театром тоже. Я бы очень хотела, чтобы какие-то сущностные вещи в театре тоже как-то определенно транслировались. Меня очень смущает релятивизм, и я считаю, что за это человек культуры (или — человек, занимающийся творчеством) должен нести ответственность. Ну, как Бахтин говорил: «За то, что я пережил и понял в искусстве, я должен отвечать своей жизнью». Можно сказать, что в театре сейчас огромная нехватка смысла при бесконечном множестве форм.
 — Как вам удается совмещать работу в театре и кино и воспитание двух сыновей?
— Для меня это всегда сложный вопрос, потому что я очень люблю своих детей и хочу с ними проводить много времени. Чтобы быть в курсе их жизни, нужно жить их жизнью, а это из-за нехватки времени редко получается. И конечно, когда я репетирую какую-то работу и меня долго нет дома, я всегда вижу потом, как это отражается на моих детях. Вижу, что упустила, что они мне недодали, а я им.
Сцена из спектакля Петра Фоменко «Безумная из Шайо» (2020). Театр «Мастерская Петра Фоменко», Москва
Сцена из спектакля Петра Фоменко «Безумная из Шайо» (2020). Театр «Мастерская Петра Фоменко», Москва
 — Как воспитывать мальчиков? Вы строгая мать?
— Надо воспитывать не мальчиков и девочек, а прежде всего людей. Наполненных, глубоких, совестливых, для которых существует другой человек. Я не пример для подражания в воспитании, но то, что я не строгая мама, это точно. Я скорее очень потакающая мама, не сильная, не подавляющая своих детей.
 — Читала, что вы запретили старшему сыну Пете сидеть в интернете и соцсетях. Этот запрет по-прежнему актуален?
— Да. Он уже год без интернета. Читает книжки, играет на гитаре. Это не значит, что он вообще лишен выхода в виртуальное пространство. Если ему нужно что-то посмотреть, он берет мой телефон и с него заходит в интернет. Или, если нужно с кем-то переговорить во «ВКонтакте», он может взять мой телефон на определенное время. Он не в колбе стеклянной сидит, просто у него нет бесконечного доступа в интернет.
Я считаю, что интернет — это самое настоящее зло для ребенка. Для взрослых не настолько, потому что взрослый человек понимает: это мусор, а это пригодится, это безнравственно, а это интересно. А для детей все одинаково, и их мозг наполняется абсолютно кошмарным информационным мусором. Ребенок не может это рассортировать, его мозг просто не созрел, и это страшно и чревато.
 — А Петя уже решил, кем хочет быть?
— Он все время пишет и прозу, и стихи, поэтому он точно будет что-то писать. Видимо, пойдет во ВГИК на сценарный факультет или в Литинститут. И я не знаю, как он найдет пространство, где не все разъедено релятивизмом. Когда я рассказываю Пете про Петра Наумовича, он говорит: «Как же тебе повезло!» Человек очень нуждается в таком ориентире, в Учителе с большой буквы. Мне бы очень хотелось, чтобы у Пети в жизни был такой человек.
Фотографии предоставлены пресс-центром «Мастерской Петра Фоменко»
Беседовала Ольга Романцова
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна