10 фактов о Спасском соборе
Спасский собор Андроникова монастыря — самый древний белокаменный храм Москвы, открытый для посетителей. Его построили еще во времена, когда в монастыре жил Андрей Рублев. О том, как собор менял свой облик и как его едва удалось сохранить от полного разрушения, рассказывает «Культура.РФ».
Название собора
Спасский собор получил свое название благодаря митрополиту Алексию, церковному и государственному деятелю второй половины XIV века. Он основал Андроников монастырь и вложил в его храм икону Спаса Нерукотворного. Однако тот белокаменный собор, который знаем мы, появился позднее: вероятно, первый монастырский храм был деревянным.
Участие Андрея Рублева
Каменный Спасский собор, по свидетельству письменных источников, был построен при игумене Александре между 1410 и 1427 годом. К моменту возведения собора Андрей Рублев, который жил в Андрониковом монастыре, был уже старцем. О нем и его друге и сопостнике Данииле источники упоминают, что они создали «церковь каменную» — участвовали в возведении каменного храма, возглавили общее руководство работами и, возможно, пожертвовали личные средства на строительство.
Храмы-современники
Собор является современником таких известных храмов, как Успенский собор «на Городке» в Звенигороде (около 1400 года), Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422–1423 годы), Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря (1420–30-е годы). Все эти памятники архитектуры — примеры белокаменного раннемосковского зодчества.
Белый камень
Спасский собор построили из белого камня — красивого природного материала, который использовали на Руси еще в XII веке. Историки считают, что белокаменное строительство было гораздо дороже любого другого из-за сложной добычи, транспортировки и обработки такого материала. А добывали камень в выходящих к Москве-реке окрестностях современных сел Верхнего и Нижнего Мячкова в Раменском районе.
Необычная конструкция
Подпружные арки храма, опирающиеся на столбы и поддерживающие купол, были ступенчато повышены относительно расходящихся от них сводов. Такую конструкцию разработали еще в домонгольский период русской архитектуры, однако во времена ордынского ига каменное строительство на Руси практически прекратилось и конструкцию на время забыли. Архитекторы Спасского собора одними из первых в XV веке обратились к этому старинному решению, которое придало храму динамичный силуэт и вертикальную устремленность.
Росписи Рублева
После окончания строительства Спасский собор расписал сам Андрей Рублев — это стало последней работой знаменитого иконописца. До наших дней, правда, фрески не дошли — от них остался лишь фриз с фресковыми медальонами, обрамленный остатками киноварной огранки. На медальонах сохранились растительный орнамент и голубовато-серая рефть, которая, видимо, служила подкладкой для насыщенного синего фона. Их обнаружили только в ХХ веке, а вся роспись была утрачена во время пожара 1812 года — и в наши дни невозможно точно сказать, какими были ее особенности.
Читайте также:
Первая реконструкция
В XIX столетии облик храма значительно изменился. Преобразования начались с восстановления собора после нашествия армии Наполеона, в ходе которого он был частично разрушен. Настоятель монастыря архимандрит Феофан сообщал: «В соборном монастырском храме… по ограблении оного, зажжен иконостас и прочее; от чего своды с главою упали внутрь храма…».
Масштабные изменения
Весь XIX век интерьеры и внешний вид собора менялись. В 1837 году живописец Андрей Жуков расписал собор внутри и снаружи, а в 1846–1850 годах по проекту архитектора Петра Герасимова, будущего основателя и председателя Московского архитектурного общества, перестроили паперти, устроили два придела с севера и юга от собора и шатровый верх над ними. В результате многочисленных изменений собор приобрел вид кубического здания, которое венчал небольшой восьмигранный барабан с шатровым верхом.
Собор после царской России
После закрытия Андроникова монастыря в 1918 году на его территории до 1922 года располагался один из первых концентрационных лагерей. Здесь отбывали наказание «долгосрочные» заключенные, а также «нежелательные элементы». Позже здания монастыря передали под общежития завода «Серп и Молот». В это время была разрушена колокольня монастыря и в целом стоял вопрос о сносе собора.
Современный облик
В 1947 году, к моменту основания Музея имени Андрея Рублева в стенах Спасо-Андроникова монастыря, собор находился в аварийном состоянии: его убранство было утрачено, крыши и купол протекали. Одним из инициаторов спасения храма стал первый директор музея Давид Арсенишвили. Реставраторам Петру Максимову и Борису Огневу в результате натурных исследований и снятия обмеров удалось узнать, каким был древний, первоначальный вид храма. Реставраторы-архитекторы Лев Давид, Борис Альтшулер и Сергей Подъяпольский вернули Спасскому собору его исторический облик.
Фотографии предоставлены сотрудниками Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.
Портал «Культура.РФ» благодарит за помощь в создании материала заместителя директора по развитию Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева Светлану Липатову.
Смотрите также