Публикации раздела Традиции

Семейные обережные куклы на Руси

Обережные куклы стали важной частью русской культуры еще в языческие времена. Считалось, что они помогают в переломные моменты жизни, берегут детей от болезней, а всю семью — от сглаза, ссор и завистников. Кукол создавали только женщины, и по особым правилам: лоскуты брали от ношеной одежды, ножницы и иголки не использовали, лиц куклам не рисовали — чтобы не вселился злой дух. О том, какие обереги хранили домашний очаг наших предков, — в материале портала «Культура.РФ».

Свадебные обереги

Неразлучники на общей «руке» — обычно ее роль исполняла веточка — считались главным свадебным оберегом. Туловище невесты сворачивали из белого лоскутка, а юбку — из красной ткани. Ниткой намечали шею, повязывали платок и яркий передник. Жениха одевали в штаны, сапоги и красную рубаху. Красный цвет в одежде неразлучников служил пожеланием богатства, здоровья и счастья. После венчания их вешали под дугу упряжки, которая везла молодых домой, а потом помещали на видное место в комнате.

Свадебный каравай или пирог украшала «Роща» (иначе — «Мировое древо»). Основой парного оберега служила рогулька: на левой ее части помещали фигурку невесты, на правой — жениха. Общий «ствол» обозначал слияние двух родов в один.

Нередко невесте дарили на свадьбу пеленашку — куколку-младенца в пеленках. Создавала ее мать невесты или другая старшая родственница, но обязательно та, у которой уже есть дети: с оберегом она как бы передавала девушке свою материнскую силу. Пеленашку бережно хранили, а после рождения ребенка она переезжала в колыбель — для защиты младенца от злых духов и порчи.

Также дарили на свадьбу и десятиручку. Благодаря ей молодая жена должна была быстрее и легче справляться с домашними делами. Туловище десятиручки сворачивали из лыка, пеньки или соломы, ниткой намечали пять пар рук, а затем одевали «помощницу» в юбку и фартук из ярких лоскутков.

Кукла «Материнское благословение» состояла из трех фигурок: большой — матери — и двух маленьких, которые крепились к ее переднику и обозначали жениха с невестой. На свадьбе мать отрывала маленьких куколок от передника и дарила молодым вместе со своим благословением, а большую куклу оставляла себе. Этот обряд олицетворял уход девушки в новую семью.

Обережные куклы для беременных

Во время беременности женщина считалась особенно восприимчивой к дурному глазу, поэтому до самого рождения малыша она хранила сразу несколько оберегов.

Роженицу будущей матери дарили старшие родственницы. Под ее передник помещали «футляр» с пеленашкой, а саму куклу непременно мастерили с пышными формами, чтобы у мамы было много молока после рождения младенца. Если вдруг пеленашку не подарили на свадьбу, за пару недель до родов будущая мать изготавливала ее сама. А после — клала в колыбель, чтобы детская кроватка не пустовала до родов. После рождения ребенка пеленашка становилась его первой игрушкой.

С появлением детей переделывали неразлучников: на их общую «руку» навешивали мартинчики — маленькие тряпичные фигурки мальчиков и девочек.

Оберег и игрушка: куклы для детей

Дети, как и беременные женщины, считались наиболее уязвимыми, поэтому для них тоже делали «защитников». И только с этими куклами-оберегами разрешалось играть.

Первыми оберегами новорожденного становились пеленашка и кувадка. Кувадку создавали из цветастой ткани — и тоже перед рождением малыша. Считалось, что во время родов цветастая куколка отвлекает злых духов от матери и младенца. Сначала кувадок сжигали, когда ребенок появлялся на свет, а позже стали вешать над колыбелью как оберег от дурного глаза и болезней. Иногда мастерили не одну куколку, а нескольких, но количество их по традиции всегда было нечетным.

Для беспокойного ребенка мать или нянька на скорую руку скручивала куклу-бессонницу: из одного лоскутка или платка сворачивала голову и руки, из другого — платье. Считалось, что оберег помогает убаюкать малыша, и на время сна его клали в колыбель.

Еще одна детская берегиня — ведучка — изображала женщину и ребенка, которые держатся за руки. Такая кукла олицетворяла мать, бабушку, няньку или старшую сестру, которые ведут ребенка по жизни, направляют его на нужный путь и не дают совершать ошибки.

Берегини семейного очага

Обережные куклы создавались и для повседневной жизни. Для защиты от разных невзгод, для изобилия и достатка в доме всегда хранили особых берегинь.

У входа в дом устанавливали столбушку с туловищем-столбиком. Считалось, что она не только отводит от семьи беду, но и отваживает незваных гостей, сплетников и завистников. Чтобы на все хватало сил и внимания, хозяйка создавала филипповку. Она отчасти напоминала десятиручку, но рук у нее было шесть, а голову покрывал платок, как у замужней. Иногда к одной из рук филипповки привязывали мешочек с монеткой. Считалось также, что эта кукла защищает невестку от придирок свекрови.

Зерновушка, или крупеничка, должна была принести в семью сытость и достаток, хороший урожай и приплод скота. Внутрь нее прятали мешочек с зерном, а самой куколке придавали пышные округлые формы.

За достаток в семье отвечала и другая куколка — крошечная хозяюшка-благополучница. Ее также называли домовушкой: на Руси верили, что она помогает договориться с домовым. Юбку благополучницы создавали в форме мешочка, а внутрь клали монетку. Такой оберег часто дарили друзьям и родственникам.

Кукла-перевертыш «День и ночь» означала смену времени суток. Она состояла из двух половинок — темной и светлой. Утром ее выворачивали светлой стороной наружу, а вечером — темной. Считалось, что дневная сторона помогает в хозяйственных делах, а ночная — обеспечивает здоровый и спокойный сон домочадцам.

Если хозяйка замечала, что в доме стало неладно: часто болеют дети, родные ссорятся — она проводила особый обряд и делала куклу-метлушку. Для этого маленький соломенный веник наряжали в рубашку, юбку и пестрый платок из лоскутов. Хозяйка тщательно убирала весь дом, затем брала метлушку и, начиная от углов к центру комнаты, сметала ею воображаемый мусор на тряпицу или бумажку. Всю «грязь» сжигали, а метлушку благодарили и прятали до следующего раза.

Автор: Ирина Кирилина

Смотрите также

«Наши народы оказались не готовы к современной цивилизации»
Интервью с камчатским этнографом Марией Беляевой.
Магия слова
Как наши предки лечили болезни, добивались любви и успокаивали младенцев.
История русских причесок
От Древней Руси до конца XIX века.