Скрытая реклама в романе «Евгений Онегин»

На страницах романа «Евгений Онегин» Александр Пушкин упоминал торговые марки, рестораны и даже модели головных уборов, популярные в России начала XIX века. Разбираемся, где обедал Онегин, почему он носил боливар и пользовался брегетом.

Шляпа боливар

Александр Самохвалов. Онегин в театре. 1940-е. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого, Пенза
Александр Самохвалов. Онегин в театре. 1940-е. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого, Пенза
Надев широкий боливар,
Онегин едет на бульвар.
Один из самых модных головных уборов онегинских времен напоминал формой цилиндр, но имел более широкие поля. В черновиках и набросках к роману сам Пушкин иногда рисовал героев в боливарах.
В XIX веке некоторые модели одежды и головных уборов называли в честь общественных деятелей, а при помощи шляпы можно было подчеркнуть свои политические взгляды. В 1821–1823 годах, когда Пушкин начинал работать над романом, вошли в моду шляпы, названные в честь генерала Симона Боливара — национального героя Южной Америки, вождя борьбы за независимость американских колоний от Испании. В тот период генерал как раз освобождал Перу, а в 1825 году в его честь назвали Республику Боливар — современную Боливию.
Сторонники Боливара носили шляпы с широкими полями. В европейскую моду такие головные уборы проникли в 1810-х годах. Их поля, как упоминал бытописатель Михаил Пыляев, часто оказывались настолько широкими, что невозможно было пройти в узкую дверь. Однако уже в 1825 году модный московский журнал «Московский телеграф» писал, что боливары теряют популярность. Так что Онегина автор одел в точности по моде начала 1820-х годов — а кроме того, намекнул на его политические симпатии.

Часы «брегет»

Елена Самокиш-Судковская. Иллюстрация к роману Александра Пушкина «Евгений Онегин». Санкт-Петербург: издательское товарищество «Р.Р. Голике и А.И. Вильборг», 1908
Елена Самокиш-Судковская. Иллюстрация к роману Александра Пушкина «Евгений Онегин». Санкт-Петербург: издательское товарищество «Р.Р. Голике и А.И. Вильборг», 1908
И там гуляет на просторе,
Пока недремлющий брегет
Не прозвонит ему обед.
Щеголю Онегину не нужно было вынимать часы из кармана, чтобы взглянуть на циферблат, — достаточно было запустить внутрь руку, нажать на пружинку, и часы отзванивали время. Модели с такой функцией — как говорили в то время, «с репетицией» — выпускали разные фирмы, но особенно популярны были изделия «Breguet». Пушкин упоминал их в тексте несколько раз: перед ужином «желудок — верный наш брегет» намекал героям на время трапезы; перед спектаклем «звон брегета им доносит, что новый начался балет».
Фирму «Breguet» основал часовой мастер Абрахам-Луи Бреге, швейцарец по рождению. Свой первый магазин он открыл в 1775 году в Париже, а в 1809 году представительство компании появилось в Санкт-Петербурге. Брегеты славились точностью и изящным внешним видом. В число поклонников этой марки входили князья Голицыны, Гагарины, Юсуповы и даже император Александр I.
Любопытно, что покупатели продукции Бреге — образованные аристократы — конечно, знали верное произношение французской фамилии. Однако в русский язык название фирмы вошло в буквальном прочтении — с буквой «т» на конце. К тому же так было удобнее рифмовать.

Ресторан Талона

Дмитрий Белюкин. Иллюстрация к роману Александра Пушкина «Евгений Онегин». Москва: издательство «Андреевский флаг», 2002
Дмитрий Белюкин. Иллюстрация к роману Александра Пушкина «Евгений Онегин». Москва: издательство «Андреевский флаг», 2002
К Talon помчался: он уверен,
Что там уж ждет его Каверин.
Пушкин отправил своего героя обедать в модный ресторан Пьера Талона на Невском проспекте, где часто бывал сам. Ресторан занимал дом Косиковского у Полицейского моста (сейчас он называется Зеленым). В нем можно было, по словам писателя Фаддея Булгарина, «в полной мере удовлетворить ваши гастрономические потребности». И действительно, Пушкин приводит в романе целый список популярных блюд этого ресторана — ростбиф, трюфели, страсбургский пирог.

Пистолет «Лепаж»

Илья Репин. Дуэль Онегина и Ленского. Иллюстрация к роману Александра Пушкина «Евгений Онегин». 1899. Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург
Илья Репин. Дуэль Онегина и Ленского. Иллюстрация к роману Александра Пушкина «Евгений Онегин». 1899. Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург
Примчались. Он слуге велит
Лепажа стволы роковые
Нести за ним…
Ружейная фирма Le Page (впоследствии — Fauré Le Page) была основана в Париже еще в 1717 году и оставалась в руках одной семьи почти 200 лет — до 1913 года. Основателя фирмы звали Луи Пиньи, но он завещал дело племяннику (по другим сведениям — мужу племянницы) Пьеру Лепажу, и именно под этой фамилией марка прославилась на всю Европу. У фирмы было множество клиентов, в том числе и из самых высших слоев общества — например, она поставляла оружие французскому королю Людовику XV.
Пушкин говорит уже о своем современнике Жане Лепаже, племяннике Пьера. У него заказывали оружие несколько правителей Франции: Людовик XVI, Наполеон Бонапарт, Людовик XVIII.

Автор: Софья Багдасарова
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна