Публикации раздела Музеи

Дни блокадного Ленинграда в рисунках Александра Блэка

Художник Александр Блэк создал своеобразную летопись первого года блокадного Ленинграда. Её героями стали те, кто сражался и защищал свой город, уходил добровольцем на фронт, дежурил на крышах, жался друг к другу в бомбоубежищах и умирал от голода. Портал «Культура.РФ» подготовил галерею рисунков Александра Блэка, которые хранятся в Музее современной истории России.

Александр Блэк родился в Петербурге в 1907 году. Вся его жизнь была связана с городом на Неве. Здесь он окончил Ленинградский высший художественно-технический институт, работал художником на студии «Ленфильм» с режиссерами Михаилом Калатозовым и Сергеем Юткевичем, оформлял спектакли в нескольких театрах. Когда началась война, Александра Блэка мобилизовали на работы: он маскировал памятники, военные и промышленные объекты.

«Короткая ночь 22 июня. В эту ночь по старинной традиции мы всегда совершали прогулки по городу... и в канун объявления войны я сделал рисунок «Белая ночь», который стал первым в серии. На следующий день, когда мы услышали слово «война», я решил зарисовать все, что увижу».
Александр Блэк

Каждый день художник выходил на улицу и делал зарисовки повседневной жизни города — баррикад и хлебных магазинов, разрушенных улиц и увязших в снегу трамваев. Александр Блэк рисовал на разноцветных листах и даже кусках обоев — карандашом, тушью, белилами. Вспоминая блокадные дни, художник говорил: «Это мой долг. Я то, что видел, всегда переносил на бумагу».

«Самая страшная и трагическая страница — начиная с октября — тема голода. У него есть один такой рисунок, который так и называется «Холод, голод, темнота». То, что пережили жители города, — это, конечно, исключительный случай во всей истории человечества. Художник очень честен, он показывает и мужество и стойкость граждан, и в то же время — негативные стороны».
Вера Панфилова, заведующая отделом изобразительного искусства Музея современной истории России

Квартира художника была разрушена взрывом, и портфель с рисунками он нашел в развалинах только два дня спустя. О своей графической летописи Александр Блэк вспоминал: «Это стало моей навязчивой идеей. Умирая от дистрофии, я упорно боролся со смертью во имя желания продолжить наблюдения и зарисовки». В конце 1942 года истощенного художника эвакуировали. Когда он вернулся в освобожденный Ленинград, здесь прошла выставка его блокадной графики.

Графика из собрания Музея современной истории России.

Смотрите также