«Родина-мать зовет!» 10 фактов о монументе
Памятник «Родина-мать зовет!» открылся в 1967 году. Как монумент стал самым высоким в мире, чье лицо у женской фигуры и какие у нее есть скульптурные «родственники» — вспоминаем 10 фактов о Родине-матери.
Конкурс без границ. Победа в Сталинградской битве стала переломным событием в истории Великой Отечественной войны. Конкурс на создание памятника в Сталинграде был объявлен уже в сентябре 1944 года. В нем участвовали и известные архитекторы, и солдаты, присылавшие свои эскизы военно-полевой почтой. Архитектор Георгий Марцинкевич предлагал поставить высокую колонну с фигурой Сталина наверху, а Андрей Буров — 150-метровую пирамиду с каркасом из переплавленных танков.
Приходили проекты даже из-за рубежа — из Марокко, Шанхая. Интересно, что в конкурсе не принимал участия будущий создатель Родины-матери Евгений Вучетич. Ходили легенды, что он обсуждал свой проект напрямую со Сталиным.
![Строительство монумента «Родина-мать зовет!». Мамаев курган, Волгоград. 1965. Фотография: <a href="https://ru.wikipedia.org/w/index.php?curid=3343795" target="_blank" rel="noopener">wikipedia.org</a>](https://cdn.culture.ru/images/e5e85530-6346-5a1c-b62c-7738a61fc4b9/t_average/imgonline-com-ua-resize-cm-mm-inch-geszjpl3rdz4cno-jpg.png)
![Скульптор Евгений Вучетич. Фотография: Евзерихин Эммануил/ТАСС](https://cdn.culture.ru/images/6f64d708-fead-5ac9-a0ff-6bc0242c212f/t_average/tass_724929-jpg.png)
Изменения в композиции. Скульптурная композиция должна была выглядеть иначе. Предполагалось, что рядом с женской фигурой будет статуя коленопреклоненного солдата, протягивающего Родине-матери свой меч. Однако первоначальная композиция монумента показалась Евгению Вучетичу слишком сложной. Он изменил проект уже после утверждения «сверху». У скульптора был важный идеологический аргумент: солдат не мог никому передать свой меч, ведь война еще не закончилась.
Кто был прототипом? Искусствоведы сходятся во мнении, что Евгения Вучетича вдохновили барельеф «Марсельеза» на парижской Триумфальной арке и античная скульптура Ники Самофракийской. Однако кто конкретно ему позировал, доподлинно неизвестно. Наиболее вероятно, что фигуру Родины-матери скульптор лепил с советской спортсменки-дискоболки Нины Думбадзе, а лицо — со своей жены Веры. Сегодня макет головы статуи хранится в Музее-усадьбе Вучетича в Москве.
Первый железобетонный памятник. Родина-мать стала первым в СССР памятником, полностью выполненным из железобетона. В 1960-е, после войны, не были отстроены еще многие города, в том числе Волгоград, а железобетон был одним из самых дешевых материалов. Однако этот выбор вызвал некоторые сложности. Например, уже через год после открытия памятника на нем стали образовываться маленькие трещинки. Чтобы сохранить монумент, голову и руки скульптуры ежегодно покрывали водоотталкивающим средством.
![Барельеф «Отход волонтеров на фронт в 1792 году» («Марсельеза»). Триумфальная арка. Скульптор Франсуа Рюд. Париж, Франция. 1836. Фотография:](https://cdn.culture.ru/images/8a42b2f2-1c6a-58a0-ac77-7bd1bd94bd76/t_average/le_depart_des_volontaires_-la_marseillaise-_par_rude-_arc_de_triomphe_etoile_paris-jpg.png)
![Советская легкоатлетка Нина Думбадзе на соревнованиях. 1950-е. Фотография: А. Родченко / <a href="https://ru.wikipedia.org/w/index.php?curid=3117005" target="_blank" rel="noopener">wikipedia.org</a>](https://cdn.culture.ru/images/3fb0eef0-7198-5bda-8ec6-bed27c7d47d1/t_average/imgonline-com-ua-resize-cm-mm-inch-hizy0mredb-jpg.png)
![Скульптура «Ника Самофракийская». Пифокрит из Линдоса. Около 190 до н. э. Лувр, Париж. Фотография: Marie-Lan Nguyen / <a href="https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=2081186" target="_blank" rel="noopener">commons.wikimedia</a>](https://cdn.culture.ru/images/0acedb6d-3a28-5dae-971a-25a832903c57/t_average/imgonline-com-ua-resize-cm-mm-inch-2ge8cpieo3zdhht-jpg.png)
Укрепление конструкции. Все инженерные расчеты выполнялись под руководством Николая Никитина, который строил Останкинскую телебашню. Монумент «Родина-мать зовет!» при возведении никак не закрепляли: он стоит на земле за счет своего собственного веса. Внутри статуи натянуты металлические канаты, которые делают ее более устойчивой и поддерживают жесткость металлического каркаса. Сегодня на тросы установлены датчики, за состоянием конструкции следят специалисты.
Читайте также:
Памятник эпохи трех генсеков. Хотя конкурс архитектурных проектов проходил в 1940-е годы, работа над памятником началась после смерти Сталина. Приказ о строительстве подписал в январе 1958 года Никита Хрущев. Монумент возводили почти десять лет — его открыли в октябре 1967 года. На открытии присутствовал и генеральный секретарь ЦК КПСС — в то время уже Леонид Брежнев.
Самая высокая статуя мира. Планировалось, что высота Родины-матери составит 36 метров. Однако Хрущев распорядился «подрастить» женскую фигуру. Статуя на Мамаевом кургане должна была «перегнать» статую Свободы — ее высота без пьедестала составляла 46 метров.
После окончания строительства Родина-мать была самой высокой статуей в мире. Женская фигура возвышалась над пьедесталом на 52 метра, а с учетом длины ее руки и меча высота памятника составляла 85 метров. Весил монумент 8 тысяч тонн без учета меча. Сегодня Родина-мать остается в первой десятке самых высоких статуй мира.
Стальной меч. Меч статуи был сделан по авиационной технологии. Его изготовили из нержавеющей стали и обшили листами титана. Но такое решение не подошло для памятника — меч раскачивался и скрипел на ветру. В 1972 году оружие заменили на стальное с отверстиями для снижения парусности. Из-за «проблемного» меча конструкторы памятника не получили Ленинскую премию.
Скульптурный триптих. Монумент «Родина-мать зовет!» — часть скульптурного триптиха. В него входят памятники «Тыл-фронту» в Магнитогорске и «Воин-освободитель» в берлинском Трептов-парке. Магнитогорская скульптурная композиция изображает рабочего, который передает выкованный им меч воину. А германский монумент — солдата-победителя со спасенным ребенком на руках и опущенным мечом. Скульптуру «Воина-освободителя» выполнил Евгений Вучетич, а магнитогорский памятник создали Лев Головницкий и Яков Белопольский.
![Монумент «Родина-мать зовет!». Скульптор Евгений Вучетич, архитектор Николай Никитин. Волгоград. 1959—1967. Фотография: Vovka / <a href="https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=115442921" target="_blank" rel="noopener">commons.wikimedia</a> / <a href="https://creativecommons.org/licenses/by-sa/2.5/deed.ru" target="_blank" rel="noopener">CC BY-SA 2.5</a>](https://cdn.culture.ru/images/ab1e21d6-6b1f-5690-941d-bd6efe5449b5/t_average/the_motherland_calls-jpg.png)
![Монумент «Тыл — фронту». Скульптор Лев Головницкий, архитектор Яков Белопольский. Магнитогорск. 1979. Фотография: <a href="https://rusmuseumvrm.ru/data/offices/magnitogorsk/index.php#slide-4" target="_blank" rel="noopener">rusmuseumvrm.ru</a>](https://cdn.culture.ru/images/1c089362-06d9-5e80-aa08-1b0e462dd81a/t_average/13212_listfoto-jpg.png)
![Монумент «Воин-освободитель». Скульптор Евгений Вучетич, архитектор Яков Белопольский. Берлин, Германия. 1949. Фотография: Antoinevandermeer / <a href="https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=2116881" target="_blank" rel="noopener">commons.wikimedia</a> / <a href="https://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0" target="_blank" rel="noopener">CC BY-SA 3.0</a>](https://cdn.culture.ru/images/79dc6d74-9e2b-5b7a-b475-5b7f0cd7e523/t_average/treptowehrenmal10-jpg.png)
Образ «Родины-матери». Собирательный образ Родины-матери появился на агитационных плакатах еще в 1941 году. Их создал советский живописец Ираклий Тоидзе. Художник вспоминал, что прототипом женщины на плакате стала его жена. Услышав сообщение о нападении на СССР, она вбежала в мастерскую художника с криком «Война!». Ираклий Тоидзе был потрясен ее выражением лица и сразу же сделал первые наброски.
Смотрите также