Кинопесни Высоцкого

Владимир Высоцкий снялся в 32 фильмах, пел он далеко не в каждой картине, но во многих из них звучат его песни в авторском исполнении.
Владимир Высоцкий в роли Володи в фильме «Вертикаль» (1967)
Владимир Высоцкий в роли капитана-танкиста Володи в фильме «Я родом из детства» (1966)
Кадр из фильма «Сыновья уходят в бой» (1969)
Первый раз Высоцкий
спел в кино в 1963 году. Это был фильм режиссера Виктора Турова по сценарию Геннадия Шпаликова «Я родом из детства». Владимир Семенович сыграл там своего тезку, радиста-капитана Володю, и исполнил две песни — «Братские могилы» и «Песню о звездах».
Но настоящий успех пришел к нему в 1967 году после картины «Вертикаль». Специально для этого фильма Высоцкий написал несколько альпинистских песен. Это «Песня о друге», «Вершина», «Военная песня», «Прощание с горами», «Свои обиды каждый человек», «Скалолазка» (в картину не вошла). «Альпинисты считали его своим, — пишет в своей книге «Черная кошка» режиссер Станислав Говорухин
. — Верили, что он опытный восходитель. А он увидел горы впервые… Люди воевавшие были уверены, что он их боевой товарищ. Такая правда, такая ободранная до крови правда лезла из его военных песен. А ему, когда началась война, исполнилось три года… Он был мужчина, если хотите. По природе своей, по героическому нутру он должен был, вероятно, пойти в моряки, в летчики, в солдаты. Но для этого надо было иметь несколько жизней. Поэтому он в песнях проживал то, что хотел бы прожить в жизни. Он, будучи артистической натурой, как бы становился на мгновение тем, кем хотел быть. Свою несостоявшуюся ипостась находил он в этих песнях».

Действительно, каждая песня Владимира Высоцкого — это целый мир, целая жизнь, отдельная судьба. Несколько своих военных песен он спел в картине «Сыновья уходят в бой». Это «Песня о земле», «Он не вернулся из боя», «Сыновья уходят в бой».
Кадр из фильма «Стрелы Робин Гуда» (1975)
Владимир Высоцкий в роли Билла Сигера в фильме «Бегство мистера Мак-Кинли» (1975)
Кадр из фильма «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго» (1982)
В картине Михаила Швейцера
«Бегство мистера Мак-Кинли» Высоцкий сыграл музыканта. Как вспоминала второй режиссер фильма Софья Милькина: «Поскольку фильм задумывался на американском материале, то и виделся он нам сделанным в американской манере. А в американском кино очень широко используется прием сквозных баллад, и там есть блестящие их сочинители и исполнители. Мы просмотрели массу материала в фондах и убедились, что сделать такое у нас — вещь почти невозможная. Мы не видели ни автора, ни исполнителя…»
Была мысль даже пригласить американского певца Дина Рида. Но тут, на счастье, вспомнили о Высоцком. Ему была предложена роль уличного музыканта Билла Сигера. Для фильма он написал девять баллад. К сожалению, в конечном итоге в картину вошли всего две — «Баллада о манекенах» и «Баллада об уходе в рай».

Вообще, баллады играют большую роль в песенном творчестве Владимира Высоцкого, ему нравился этот жанр. Как нельзя кстати подходили они для фильма «Стрелы Робин Гуда», снятого режиссером Сергеем Тарасовым в 1975 году. В 1982 году, когда Высоцкого уже не было в живых, этот же режиссер снял картину «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго» по роману Вальтера Скотта, где использовал музыкальные баллады Владимира Семеновича из «Стрел Робин Гуда». Основной была проникновенная «Баллада о любви» с поразительно верными словами: «Я дышу, и, значит, — я люблю. Я люблю, и, значит, — я живу».
Владимир Высоцкий (слева) в роли Глеба Жеглова в многосерийном фильме «Место встречи изменить нельзя» (1979)
Кадр из фильма «Про любовь» (2015)
Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» (1973)
Вот только доблестный Глеб Жеглов из «Место встречи изменить нельзя» песен Владимира Высоцкого так и не спел! Хотя в одном из эпизодов картины Глеб Егорыч, будучи в хорошем расположении духа, присаживается ненадолго за рояль и напевает, подыгрывая себе, песню Александра Вертинского
«Лиловый негр».
Звучит песня в исполнении Владимира Высоцкого в комедии Леонида Гайдая
«Иван Васильевич меняет профессию»
. Когда царь нечаянно садится на магнитофон и включает его, оттуда несется голос Высоцкого: «Поговори хоть ты со мной, подруга семиструнная!» Иван Васильевич сначала жутко пугается, но потом проникается песней и дослушивает ее почти до конца.

Песни Владимира Высоцкого звучат и в современных фильмах. В картине режиссера Анны Меликян «Про любовь» (победитель прошлогоднего «Кинотавра») героиня одной из новелл, японская студентка, после свидания с русским мужчиной окрыленная идет к себе в отель, а в наушниках у нее звучит: «Свежий ветер избранных пьянил. / С ног сбивал, из мертвых воскрешал. / Потому что, если не любил, / значит, и не жил, и не дышал». Все та же, вечная «Баллада о любви» Владимира Высоцкого!
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна