Детская городецкая: история деревянной игрушки

Нижегородская область в России, пожалуй, самая богатая на самобытные народные промыслы. Резьба по дереву, камню и кости, роспись хохломская, семеновская
, городецкая
и полховско-майданская, плетение из лозы и ювелирная филигрань — одного этого было бы достаточно, чтобы попасть в энциклопедии русского декоративно-прикладного искусства. А ведь развиты здесь еще и гончарное ремесло, и ткачество, и вышивка, и кружевоплетение. Но и среди всего этого красочного рукотворного богатства не затерялась городецкая игрушка.

Привыкли руки к топорам

Наталья Приваловская. Игрушка «Петушок». 2011. Городской музей, Саров, Нижегородская область
Виктор Евдокимов. Сундук-скамейка. 1992. Музейный центр «Площадь Мира», Красноярск
Наталья Приваловская. Игрушка «Кот». 2011. Городской музей, Саров, Нижегородская область
Современный город Городец когда-то был большим селом на левом берегу Волги. Места эти не особенно пригодны для сельского хозяйства, зато удобны для торговли. Рядом с Нижним Новгородом располагалась крупнейшая в России Макарьевская ярмарка (позже — Нижегородская). Считается, что именно это сочетание скудных земель и прекрасно отлаженной торговли и спровоцировало у местного крестьянства такой интерес к разного рода художественным промыслам. Особенно популярна была резьба по дереву
, да и вообще изготовление разной бытовой утвари. Крестьяне делали мебель, кадки и ушаты, сани, коромысла, донца для прялок и резные доски для печатных пряников. А самый ходовой товар — ложки. Их городецкие ложкари резали топорами, но результат этой грубой работы выходил очень изящным. Оптовые партии городецких ложек расходились не только по окрестностям, но и по всей стране. От ложек у мастера оставался целый ворох щепок. Поначалу их пускали на растопку. Но уже к XIX веку им нашлось другое применение: из щепы стали делать игрушки. Да так удачно, что целые семьи ложкарей бросали свой промысел и полностью переключались на новое, перспективное направление.

Конь-качалка, конь-каталка

Наталья Приваловская. Игрушка «Конь-качалка». 2011. Городской музей, Саров, Нижегородская область
Валерий Зеленин. Игрушка «Конь-каретка». 1989. Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Москва
Александра Соколова. Игрушка «Конь-качалка». 2011. Городской музей, Саров, Нижегородская область
Конь-качалка — главный тренд
городецкой деревянной игрушки. Расписных скакунов на полозьях здесь делают до сих пор. Нет другой игрушки в России, которая пережила бы столько поколений. Делали в Городце и детские стульчики-качалки, но с конями по популярности они, конечно, равняться не могли. В 50-е годы XX века, когда городецкое ремесло нуждалось в обновлении, здесь разработали качалку, которая стала очень популярной в Советском Союзе. Деревянные городецкие кони даже появились в советской детской литературе.
«И пора уснуть, да жалко,
Не хочу уснуть!
Конь качается качалка,
На коня б скакнуть!»
Александр Блок
Конь-каталка — второй по важности товар в городецком ассортименте. Их мастера «запрягали» в игрушечные сани, повозки и кареты. Самым популярным был сюжет с двумя лошадками: одну вытесывали с наклоненной к груди головой, как будто она упирается на месте, второй, наоборот, придавали максимальную динамику. «Чтоб изготовить каталку, надо с бесами знаться», — говорили в Городце. Нужно было изготовить более 30 деталей и просверлить около 40 отверстий, чтобы собрать элементарную с виду игрушку. Ни гвоздей, ни клея не использовали: детали подгоняли друг к другу с ювелирной точностью. Колесики насаживали на оси мокрыми, и тогда, высыхая, они схватывались намертво. Этому игрушечному транспорту предстоял настоящий краш-тест: он должен был выдержать и детские зубы, и детские руки.

Резные куклы, миниатюрная утварь и механические игрушки

Александра Соколова. Игрушка «Купец». 2011. Городской музей, Саров, Нижегородская область
Наталья Приваловская. Игрушка «Развод солдат». 2011. Городской музей, Саров, Нижегородская область
Наталья Приваловская. Игрушка «Семья». 2011. Городской музей, Саров, Нижегородская область
В повозки усаживали либо игрушечного кучера, либо других седоков. Они свою родословную вели от старинных кукол-балбешек. Вытесывали их из полукруглых чурбачков, на передней части которых ножом вырезали лица. Впоследствии изменились и приемы, и сюжеты. Резные деревянные куклы дают представление о том, кто населял Городец: барышни и кавалеры, попы и мастеровые, барыни и няньки, девчонки и мальчишки — в общем, полный набор персонажей провинциального городка, включая котов и петухов. Делали здесь и наборы для маленьких хозяек: миниатюрные прялки, веретенца, валики для стирки белья и даже утюжки. Позже в творчестве отдельных мастеров городецкая игрушка выходит и вовсе на новый уровень. В 60–70-х годах XX века появились механические игрушки, которые двигались по типу шарманки: деревянные фигурки изображали польку, городецкий перепляс и развод солдат.

Яркое детство, деревянные игрушки

Светлана Бурменская. Чаша. XXI. Музей истории и ремесел Советского района, Советский, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Светлана Бурменская. Доска разделочная. XXI. Музей истории и ремесел Советского района, Советский, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Светлана Бурменская. Ложка деревянная. XXI. Музей истории и ремесел Советского района, Советский, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Все же прославила Городец не игрушка, а особенная манера украшать деревянные изделия. Городецкая роспись — это яркие краски, крупные розаны, тонконогие вороные кони, огненно-жаркие петухи с павлинами и множество жанровых сценок из русского быта. Все это многоцветие буйно пылало и на игрушках. Для начала их загрунтовывали — обычно розовым или фиолетовым фуксином, а дно покрывали черным, для этого сажу смешивали с клеем. После этого сверху клеевыми красками наносили подходящий рисунок. Основные элементы прорисовывали более светлой краской. На них уже наносили теневку: более темный оттенок, изображавший детали вроде лепестков или складок одежды. Потом в дело вступала разживка и оживка: черные и белые точки и штрихи. После изделие покрывали вареным маслом. А уже на следующий день игрушку золотили или серебрили, добавляя либо бронзу, либо алюминиевый порошок, разведенные на скипидаре. В этом был не только художественный, но и коммерческий интерес: чем ярче и затейливей выглядела игрушка, тем легче ее было продать. Однако конкуренции с готовыми игрушками из магазина городецкие куклы и кони не выдержали: сначала промысел подкосили фабричные советские Аленки и паровозы, а после Барби и роботы нанесли еще более разрушительный удар. Тем не менее и сейчас в Городце стараются сохранять давние традиции: здесь делают игрушечную и детскую мебель, посудку, сувениры и главное — все тех же знаменитых коней.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна