…И в восхитительных штанах

20 мая — Международный день джинсов. Самых демократичных, удобных и практичных брюк в мире. Нет, наверное, ни одного человека, в чьем гардеробе не имелось хотя бы одной пары любимых джинсов, тех самых, в которых, как говорится, можно и в пир, и в мир, и в добрые люди.
Кадр из художественного фильма Геральда Бежанова «Самая обаятельная и привлекательная» (1985)
Кадр из художественного фильма Ильи Фрэза «Вам и не снилось» (1980)
Кадр из художественного фильма Татьяной Лиозновой «Карнавал» (1981)
У джинсов давняя и богатая история. Они появились в 1853 году в США в качестве одежды для фермеров. И конечно, в первую очередь джинсы ассоциируются с бравыми парнями-ковбоями. Образы сильных, смелых, мужественных ребят, неизменно облаченных в джинсы, появлялись во многих голливудских фильмах. В 50-е годы XX века джинсы стали атрибутом молодого поколения бунтарей. Это были свободолюбивые романтики, нонконформисты, непременной одеждой которых являлись синие джинсы и джинсовые или кожаные куртки. Такие, как, например, Джеймс Дин в культовом фильме «Бунтовщик без причины». Вспоминается и еще один легендарный фильм, где без джинсов не обошлось, — это «Беспечный ездок» с Джеком Николсоном и Питером Фондой.
Советские киногерои (так же, как и советские люди) без джинсов обходились долго. Впервые в нашей стране джинсы можно было увидеть в 1957 году во время Международного фестиваля молодежи и студентов, который проходил в Москве. Зарубежные гости спокойно расхаживали по городу в этих диковинных пока что для нас брюках. Но по-настоящему эти «восхитительные штаны» стали приживаться у нас уже начиная с 70-х годов. Тогда и киногерои начали потихоньку менять строгие брючные костюмы на более легкомысленные джинсы.
В 1969 году вышел знаменитый мультфильм «Бременские музыканты». Герои этого замечательного фильма были одеты по последней моде (Принцесса — в мини, Трубадур — в джинсах). Как вспоминала режиссер мультфильма Инесса Ковалевская: «Как-то я листала один зарубежный журнал и увидела там блондина с прической под «Битлз» в джинсах. Показала фотографию художнику, и тут же возник наш будущий Трубадур». Кстати, в этом же журнале режиссер нашла и фотографию девушки в ультракоротком красном платье. «Они настолько потрясли мое воображение, что через несколько дней я чуть ли не в ультимативной форме заявила нашему художнику: «Вот какими должны быть Трубадур и Принцесса!» К счастью, он радостно меня поддержал», — вспоминала режиссер. У Принцессы, кроме того, есть реальный прототип — ее рисовали с жены поэта Юрия Энтина, который писал тексты песен для мультфильма. Как рассказывал сам поэт: «То самое красное платье, которое вы видите в мультфильме, я ей купил за 40 рублей, в нем она и была на свадьбе».
Но вернемся к джинсам. В 80-е годы они в Советском Союзе, с одной стороны, уже перестали быть совсем уж недосягаемыми, но в то же время являлись предметом острого дефицита. Такой вот парадокс. То есть в обычных российских универмагах купить их было, конечно, невозможно, но тем не менее все уважающие себя модники и модницы смогли обзавестись этими вожделенными штанами. Помогали им в этом вездесущие фарцовщики. «Смотри-ка, в джинсы уже облачились даже самые отсталые слои населения», — замечает герой фильма «Самая обаятельная и привлекательная»
Миша Дятлов (Леонид Куравлёв), встречая свою коллегу по работе Надю Клюеву (Ирина Муравьева). Надя, мечтающая покорить сердце красавца Володи Смирнова (Александр Абдулов), готова на все: и забросить свой любимый пинг-понг в угоду шахматам, и постоянно печь пирожные «Маэстро», и покупать у фарцовщиков дорогую одежду. И все это под руководством своей подруги Сусанны (Татьяна Васильева).
Что же касается героя Надиных грез Володи Смирнова, то он, конечно же, ходит в джинсах, которые сидят на нем безупречно. Разумеется, это заслуга актера Александра Абдулова, исполняющего эту роль. В те годы он был одним из самых популярных советских актеров, секс-символом (хотя такого понятия у нас тогда еще не существовало). И во многих фильмах он появлялся именно в джинсах, сводя с ума женскую половину населения. Стоит вспомнить хотя бы его героя Никиту в «Карнавале».
«Здесь вы видите эволюцию человеческих штанов: от ползунков до наивысшей их формы — штаны джинсы», — эту фразу произносит герой фильма «Вам и не снилось…» Роман (Никита Михайловский). В этом эпизоде он заходит в ванную, где сушатся и ползунки младшего брата его любимой девушки Кати (Татьяна Аксюта), и его собственные джинсы. Попал под дождь, когда шел к возлюбленной, и заботливая Катя тут же потребовала джинсы снять, а его самого протерла спиртом, чтобы не простудился. Это, кстати, одна из самых нежных и эротичных сцен в советском кино о первой любви, где нет ни грамма пошлости, ни одного лишнего и ненужного движения, все снято невероятно целомудренно и в то же время очень чувственно.
Прошли те времена, когда джинсы считались чем-то запретным и волнующим и давали повод их владельцам гордиться собой. «Мне стали слишком малы твои тертые джинсы», — спел в конце 80-х Вячеслав Бутусов в песне «Гуд бай, Америка». Джинсы постоянно меняются, совершенствуются, появляются новые модели, и теперь уже не счесть всех киногероев, щеголяющих в этих брюках.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна